Деловая игра для педагогов ДОО «Мир особого ребенка…»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ладыгина Наталья Александровна
Цель - создать условия для успешного профессионального обсуждения и повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1_rpg_28.09.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов ДОО «Мир особого ребенка…»

Цель - создать условия для успешного профессионального обсуждения и повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

1.Актуальность.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашей деловой игре! Тема нашей встречи «Мир особого ребенка…»

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

2. Знакомство

Цель: поприветствовать коллег, настроиться на работу.

- Предлагаю перед активной работой познакомиться

Все участники сидят в кругу. «Назовите свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало», а еще добавьте к этим двум словам то число – сколько лет работаете с детьми с ОВЗ (многоступенчатое задание). (Наталья необыкновенная, 17 лет)

3. Игра «Мир особого ребенка…» 

     Упражнение «Белая ворона»

 Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

-Что почувствовали, когда поняли, что один, не такой, как все? Попадали ли в подобную ситуацию? Испытывали такое чувство?

-Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

 – Но ты не один. Мы с тобой, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним. Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети-инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Спасибо!

- Обратите внимание: у нас гость! Он будет сегодня сопровождать нас в течение всей нашей встречи.

Упражнение «Проникновение»

   Родился долгожданный и желанный ребенок. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, не видит, много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

-Какое чувство родилось у вас при встрече с таким ребенком? (или с похожими детьми?)

Упражнение «Карусель»

-Создаем два круга внутренний и внешний. Тема нашей «Карусели» сегодня «Особый ребенок». Участники внутреннего круга не двигаются, а внешний круг передвигается по часовой стрелке, каждые 30 сек останавливаются и рассказывают о том, что знают о детях с ОВЗ. Задача внутреннего круга потом рассказать, что они запомнили и записать.

Записывается в колонку «Что я знаю»

- Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.

-На слайде вы видите определение понятий: ребёнок с ОВЗ и ребёнок-инвалид. Коллеги, скажите, может ли ребёнок с ОВЗ одновременно быть инвалидом и наоборот? (ответы) Дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к детям с ОВЗ.

Упражнение «Золотая рыбка»

-Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания и осуществила все поставленные перед собой цели. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Напишите на ней ,пожалуйста, ту цель, ради которой вы пришли в РПГ «Сопровождение детей с ОВЗ»

Цели прикрепляются во вторую колонку «Что хочу узнать?»

Упражнение «Трудности»

    Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.

- Назовите определённые трудности детей с ОВЗ, связанные с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (На стикерах  записываются все предлагаемые варианты ответов).

-Итак, подведём итоги.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками и взрослыми часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики создают трудности для изобразительной деятельности

11. трудность привыкания к коллективу

12. трудность в общении

13. трудность в запоминании, невнимательность

-Трудности мы выявили.  Поработаем в группах: обсудите как педагогу организовать помощь ребенку в преодолении трудности, например, имеющего проблемы в развитии мелкой моторики.

(Идет работа в группах. Время 5-10 мин. Представители каждой группы озвучивают виды помощи)

- Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

Одним из первых представлений о инклюзии являлось простое «перемещение» воспитанников  из специализированных детских садов в группы общеобразовательные.  Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей.

Возникает вопрос, вернее множество вопросов: готовы, ли педагоги дошкольных образовательных учреждений работать по-новому и как сделать так, чтобы образование детей с ОВЗ стало качественным?

Поэтому, коллеги, для начала давайте проговорим с вами проблемы, которые непосредственно волнуют каждого из нас.

Упражнение «О чем печалитесь, Сударыня?»

Цель: выявление проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования.

- Коллеги, предлагаю по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь, Сударыня?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я Сударыня о том, что….» и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует, столкнулся с конкретной проблемой.  Позвольте, я начну (кратко записываю проблемы на доске, пока все говорят).

-Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их очень много. Предлагаю их ещё раз обозначить (прошу кого-нибудь перечислить).

Упражнение «Мозговой штурм»

- Сейчас после разогрева я хочу предложить вам проблему для мозгового штурма: Пути достижения поставленных задач. Смотрите, у нас есть трудности у детей и проблемы педагогов.

-Вы все побудите сегодня и генераторами идей и экспертами.
Генерация идей - это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма». (Группы получают по стопке пустых карточек)

-Именно на них вы будете записывать новые идеи — по одной на каждой. Затем все команды обменяются карточками и станут экспертами для идей, которые выдвинула группа коллег.

На выполнение задания вам дается 5-10 мин

Правила:

1.Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления.

2.Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.

3.Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Попытайтесь отказаться от стереотипов и шаблонных решений и  посмотрите  на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

3.Открытость

-По итогам нашей игры мы составили таблицу: где зафиксировали трудности, которые испытывает ребенок с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками и взрослыми, разобрали 1 и пути ее решения.  Но посмотрите, сколько их еще осталось! Выявили проблемы у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Ответили на вопросы: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно для этого сделать?

По итогам нашей встречи будет составлен план работы РПГ на год.

3.Рефлексия.

-Вернемся к нашему герою. Подумайте, что может дать ему каждый из нас? (Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной)

-Запишите на розовых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги можете дать ребёнку с ОВЗ?

А на голубых стикерах напишите свое пожелание этому ребенку.

Теперь наклейте стикеры на фигуру малыша в виде одежды.

Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки. Я думаю, что нашему малышу понравилось с нами общаться! (приклеивается улыбка мальчику)

Упражнение «Поблагодари себя»

-Молодцы! Хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. И погладим себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того, чтобы снять стресс, можно погладить себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. И будьте здоровы!

Спасибо Вам за внимание и за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов в рамках педсовета «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»

Деловая игра для педагогов детского сада в рамках педсовета "Детский сад и семья - первый социум для ребенка". Игра нацелена на формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с р...

Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"

Материал включает в себя: конспект игры, памятку для педагогов, презентацию, игры для детей с признаками СДВГ...

Деловая игра с педагогами ДОУ по теме «Ребенок и его здоровье»

Проведение педсовета в виде деловой игры...

Деловая игра для педагогов "Творческий педагог - творческий ребенок"

Деловая игра для педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию "Творческий педагог - творческий ребенок"...

Деловая игра с педагогами ДОУ по теме «Ребенок и его здоровье»

Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам оздоровления дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни....

Деловая игра для педагогов ДОУ по теме « Ребенок на пороге школьной жизни»

Деловая игра для педагогов ДОУ   по теме « Ребенок на пороге школьной жизни» Создание условий для облегчения адаптации первоклассника в школе....

Деловая игра с педагогами ДОО "Креативный педагог-креативный ребенок"

Актуальность креативных качеств современного воспитателя сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, ...