«Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии детей с ОВЗ».
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Музычко Светлана Валерьевна

     Мы с вами хорошо знаем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию с учетом их индивидуальных особенностей. И педагогу приходиться искать разнообразные эффективные формы работы в образовательно-воспитательном процессе. И, тут на помощь приходит музейная педагогика со своими методами, средствами и всевозможными формами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском МО по коррекционной педагогике:

«Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии детей с ОВЗ».

 Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте. Далее этот интерес возрастает и крепнет и если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес.

      Но, бывает так, что традиционные методы и формы обучения и воспитания, становятся малоэффективны в работе с детьми. Мы говорим о детях с ОВЗ. У таких детей может наблюдаться быстрая утомляемость, дефицит внимания, медленная переключаемость, недостаточная сформированность основных мыслительных функций, недостаточными навыками самостоятельности в различных видах деятельности и другими нарушениями.

     Мы с вами хорошо знаем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию с учетом их индивидуальных особенностей. И педагогу приходиться искать разнообразные эффективные формы работы в образовательно-воспитательном процессе. И, тут на помощь приходит музейная педагогика со своими методами, средствами и всевозможными формами.

     Так что означает термин музейная педагогика?  Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

     Музейная педагогика в дошкольном образовании -  это форма организации обучения, которая соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду, в которой ребенок сам манипулирует с предметами, сам извлекает из них информацию, сам делает выводы. Так ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». И полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.

      Все это привело нас к идее создания музея и средствами музейной педагогики повысить коррекционно-педагогическую деятельность.
      Все понимают, что в условиях детского сада невозможно создать экспозицию соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду создаются мини-музеи
.

 Цель мини-музея — создать условия для развития личности путем включения ее в разнообразную деятельность, воздействовать на эмоциональную сферу, способствовать развитию творческой, познавательной и исследовательской деятельности, развивать коммуникативную культуру.

    Задачи мини-музея:

- формировать у дошкольников представления о музее;

- формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- обогащать предметно-развивающую среду;

- развивать познавательные способности и познавательную деятельность;

- развить речи и расширять словарный запас;

- воспитывать культуру поведения;

- приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

        Тематика мини-музея может быть различной. В нашей группе были реализованы такие мини-музеи: «Песочная история», «Береза», «История книги», «Край в котором я живу», «Умка».

И хоть это были мини-музеи, к ним предъявлялись строгие требования музейной педагогики:

     Так в основу были положены следующие принципы:

- наглядность.

- доступность.

- динамичность

- учет возрастных особенностей дошкольников

- опора на интересы ребенка;

- сотрудничество и взаимоуважение

- содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

- гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

        Применялись различные формы работы:

- специально-организованная деятельность в форме: нод, занятия-экскурсии, обзорные занятия, интерактивные экскурсии в соответствии с экспозицией;
- совместная деятельность ребенка и взрослого: музейные праздники; выставка  детских творческих работ в экспозиции музея; экспресс - выставки семейных коллекций; поисково-исследовательская деятельность; проектная деятельность;
- самостоятельная творческая деятельность ребенка: продуктивные виды деятельности, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

        Использовались многообразные методы и приемы:

- наглядные - рассматривание, демонстрация экспозиций в целом и отдельных ее  

   экспонатов, наблюдение;
- практические - демонстрация создания экспонатов, экспериментирование,  

  обследование предметов, сравнение объектов предметного мира с

  оригиналами, детская продуктивная деятельность (отражение впечатлений),

  творческие задания, упражнения, моделирование;
- игровые - имитация действий с предметами, создание игровых ситуаций, дидактические  игры, театрализация, инсценировки, обыгрывание обрядов и традиционных праздников;
- словесные – рассказывание, беседы, вопросы, объяснение, дискуссии, чтение художественной литературы;
- видеометод – просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки.

   

  Музей как образовательная система, решает следующие задачи: образовательная, развивающая, просветительская, воспитательная, коррекционно-развивающая, социализирующая.

      Музейная педагогика несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) и позволяет решать образовательные задачи, используя интеграцию всех образовательных областей.

Мы хотим вам представить образовательные возможности музейной педагогики на основе нашего мини-музея «Умка».

Мини-музей «Умка» построен на принципах деятельности и интерактивности, научности и непрерывности, разнообразия, экологичности и безопасности.

Экспонаты находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной и игровой деятельности.

Они могут быть использованы в непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

Реализация проекта затронула все образовательные области.

Область Физическое развитие: основная задача коррекционно-педагогической работы – совершенствовать функции формирующегося организма, развитие двигательных навыков, мелкой моторики, зрительно-пространственной координации.

   С детьми проводились игры, направленные на развитие общей и мелкой моторики, утренняя зарядка и физкультминутки с тематической направленностью. Игры-соревнования на развитие основных физических качеств (скорость, меткость, координация, прыжки). Игры на развитие координации слова с движением. Это такие игры как «Кто больше наловит рыбы», «По следам белого медведя», «По льдинам к медведю», «Добрось рыбку», «Прокати снежок» и др.

В области Художественно-эстетического развития: стимулировать у детей с ОВЗ сенсорные способности, чувство ритма, цвета, умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

  Лучшей формой закрепления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа – самый естественный для детей способ усвоения информации - мотивирует процесс обучения, создавая одновременно «опыт радости».

 Ребята выполнили творческие работы (лепка, аппликация, рисование) с использованием различных материалов и техник. (граттаж, паперкрафт).

Работы создавались как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности, а так же совместно с родителями (макеты). Данные работы стали экспонатами музея. Так ребенок не только развивал свой творческий потенциал, но и став творцом почувствовал сопричастность к созданию музея.

Слушали произведения «Колыбельная медведица», пели песенки, танцевали.    

В области Развитие речи: музейная педагогика позволяет обеспечить высокий уровень речевой коррекции, помогает расширить словарный запас, провоцирует речевую активность и стимулирует развитие ребенка.

Разнообразные экспонаты музея стали наглядной опорой для составления описательных и творческих рассказов по схеме, «Составь медведя», «Опиши медведя» (мнемотаблица), придумывание коротких сказок, загадок; проводимые с детьми беседы, викторины, рассматривание картин, чтение художественной литературы, способствовало обогащению и активизации словаря. Использование художественного слова во время занятий и экскурсий, а так же театрализованная деятельность позволили совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи. В ходе экскурсий, тематических занятий ребята делились своими впечатлениями со сверстниками, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Играя роль экскурсовода, дети отрабатывали монологическую речь.

   Музей был пополнен не только художественной литературой, пословицами и загадками, но и детскими авторскими сказками, оформленными в книжки-малышки.

Познавательное развитие: Способствовать формированию познавательных процессов, сенсорного развития, развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Реализовать данные задачи помогли познавательная литература, энциклопедии, загадки, стихотворения, фотографии и иллюстрации белого медведя и среды его обитания. Видеоматериалы «Арктика» и «Белый медведь – хозяин Арктики», мультфильмы «Белы медведи», «Умка». Панорамная развертка «Крайний Север».  Лэпбук «Арктика».

Подобраны дидактические и настольные игры: «Мемо», «Найди отличия», «Логический ряд», «Нарисуй по клеточкам», «Загадки о животных», «Разрезные картинки» и другие игры.

Проводилась исследовательская деятельность:

  1. Маскировка» на белом листе бумаги определяли какого цвета медведь лучше замаскируется.
  2. «Почему у белого медведя кожа черная» поместили под лампу бумагу белого и черного цвета. Под лампой черный лист нагрелся сильнее.
  3. «Почему медведь не мерзнет». Термометр поместили в стакан со снегом, в другой стакан поместили термометр, смазанный жиром. Через время сравнили результат. Жир защищает от холода.
  4. «Почему у белого медведя мех не намокает» руку, намазанную жиром и не намазанную, опустили в воду. На смазанной жиром руке вода собирается капельками и легко стряхивается.

Социально-коммуникативное развитие: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Мероприятия, проводимые в рамках мини-музея «Умка», способствовали воспитанию привычки культурного поведения и общения с людьми, основам этикета, правилам поведения в общественных местах (в музее); обогащению опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми. Дети участвовали в жизни детского сада, в оформлении мини-музеев, были не посредственными его создателями, что способствовало формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства. 

  Итогом музейной деятельности стало не только создание музея, развитие познавательных и творческих способностей детей, но и было проведено развлечение, посвященное «Дню полярного медведя» и открытое занятие в детском саду.

    Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что образовательная возможность музея имеет огромный потенциал -  позволяет эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Позволяет ребенку проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; может наблюдать, экспериментировать. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, что очень важно в работе с детьми с ОВЗ.

Результат проделанной работы удостоен дипломом за 1 место в городском конкурсе мини-музеев «Этот удивительный медведь»

Желаем всем творческих удач!

                                                                          Воспитатель: Музычко С.В.

                                                                                                  Ахтямова Л.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музейная педагогика и епё образовательный возможности в работе с дошкольниками

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в нашем дошкольном учреждении создаются собственные музеи, пусть и маленькие. В наше время это направление имеет большую популярность, и на...

«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...

Использование музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении

В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в...

Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.

Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...

Выступление на ММО Тема: «Музейная педагогика в детском саду как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Муниципальное методическое объединениевоспитателей подготовительной группыДОУ городского округа ХимкиТема: «Музейная педагогика в детском саду как средство развития познавательной активности дет...

проект "Музейная педагогика в рамках образовательного процесса"

В данном материале раскрывается значения минимузеев в  образовательном процессе дошкольников...