«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Купцова Мария Викторовна

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время

 

Программные задачи:

  1. Обучающие задачи. Расширять и углублять знания детей об истории появления открытки, к изменениям в разные временные периоды
  2. Развивающие задачи.   Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.
  3. Воспитывающие задачи. Воспитывать интерес к истории своей страны, к семейным традициям.

Образовательные области: коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Беседы  «Первые открытки», «Первые открытки в России», «Старинные открытки», «Виды поздравительных открыток», «Валентинки», « Новогодние открытки», «Шутливые открытки», «Эмоции на открытках», «Именные открытки», «Открытки военных лет».  Разучивание стихотворения Комаровой Н.В. « Открытка»

Рисование поздравительных открыток Моделирование, рассказы, заучивание стихотворения. Работа с родителями.

Формы организации образовательной деятельности

работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей

 

Методы и приёмы:

Словесный (беседа, совет, уточняющие, наводящие и познавательные вопросы детям, рассказ, пояснение, указание, загадывание загадки, комментарий к высказыванию детей, замечание, сообщение, объявление, поощрение, предложение, похвала);  Наглядный (демонстрация презентации, демонстрация разрезных открыток, показ способа действий);  Практический (выполнение упражнений, проведение физ. минутки, наблюдение за деятельностью детей, оказание помощи, привлечение, использование аудиозаписи, определение, знакомство);  Игровой (создание игровой ситуации, дидактическая игра «Эксперты»), что говорит об использования принципа доступности, последовательности, логичности, индивидуализации, наглядности, активности, систематичности, научности.  Данные методы и приёмы  направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка и соответствуют возрасту детей 5 – 6 лет.  Используемые приёмы в ходе занятия   побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности,  позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к деятельности, качественному усвоению знаний.

 

Активизация словаря:

Слово открытка произошло от словосочетания открытое письмо.

Открытки «гравюрные с обрезом», «аристократические в стиле модерн», «с блестящей эмалью», « с золотым теснением», «плюшевые», бархат, бисер,

Филокарти́я (от «греч. φιλέω» — люблю и «фр. carte» — карточка) ,

ДЕЛТИОЛОГИЯ изучает историю, символику открыток.

Понятие «кардмейкинг» (cardmaking) в переводе с английского языка означает следующее: сard – карта, открытка, мake – делать, изготавливать.  Объединяем два слова и получаем: «Изготовление открыток». Кардмейкинг – это ремесло, направление в искусстве, род творчества и хобби. Кардмейкинг подразумевает ручное изготовление открыток.

 

Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование, наглядный, методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др.:

В презентации были использованы открытки с интернет сайта История открытки, сайт «Первый музей детской открытки» (Санкт-Петербург), сайт «Википедия», личные коллекции открыток

 

Экспонаты предполагаемого (или реального) мини-музея:

Различные виды открыток(старинные, современные), лепбук «Открытки», презентация  «История открытки», статьи из интернета,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_otkrytki_od.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Кафедра непрерывного образования

Итоговая работа по программе: 

«Музейная педагогика как новая образовательная технология,

реализующая требования ФГОС ДО»

Мини-музей в дошкольной образовательной организации

на тему:

«История открытки»

Группа:          №    137    

Слушатель: Купцова М.В.

                                                                                                              

Преподаватель: Городецкая С.В., к.п.н., доцент

2018 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23

  Адрес: г. Балашиха, мкр.Железнодорожный, ул.Советская д.34 стр.1                                                                                  

тел.(495)522-18-25 email: mbdou23crr@mail.ru, сайт: www.zddou23.edumsko.ru

____________________________________________________________________________

Конспект образовательной деятельности

по познавательному и речевому развитию

раздел «речевое развитие, декоративное рисование»

Тема:

«История открытки»

(подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет).)

Подготовила:

   воспитатель I квалификационной категории

Купцова Мария Викторовна

г. Сергиев Посад

2018г.

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время

Программные задачи:

  1. Обучающие задачи. Расширять и углублять знания детей об истории появления открытки, к изменениям в разные временные периоды
  2. Развивающие задачи.   Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.
  3. Воспитывающие задачи. Воспитывать интерес к истории своей страны, к семейным традициям.

Образовательные области: коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Беседы  «Первые открытки», «Первые открытки в России», «Старинные открытки», «Виды поздравительных открыток», «Валентинки», « Новогодние открытки», «Шутливые открытки», «Эмоции на открытках», «Именные открытки», «Открытки военных лет».  Разучивание стихотворения Комаровой Н.В. « Открытка»

Рисование поздравительных открыток Моделирование, рассказы, заучивание стихотворения. Работа с родителями.

Формы организации образовательной деятельности 

работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей

Методы и приёмы: 

Словесный (беседа, совет, уточняющие, наводящие и познавательные вопросы детям, рассказ, пояснение, указание, загадывание загадки, комментарий к высказыванию детей, замечание, сообщение, объявление, поощрение, предложение, похвала);  Наглядный (демонстрация презентации, демонстрация разрезных открыток, показ способа действий);  Практический (выполнение упражнений, проведение физ. минутки, наблюдение за деятельностью детей, оказание помощи, привлечение, использование аудиозаписи, определение, знакомство);  Игровой (создание игровой ситуации, дидактическая игра «Эксперты»), что говорит об использования принципа доступности, последовательности, логичности, индивидуализации, наглядности, активности, систематичности, научности.  Данные методы и приёмы  направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка и соответствуют возрасту детей 5 – 6 лет.  Используемые приёмы в ходе занятия   побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности,  позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к деятельности, качественному усвоению знаний.

Активизация словаря:

Слово открытка произошло от словосочетания открытое письмо.

Открытки «гравюрные с обрезом», «аристократические в стиле модерн», «с блестящей эмалью», « с золотым теснением», «плюшевые», бархат, бисер,

Филокарти́я (от «греч. φιλέω» — люблю и «фр. carte» — карточка) ,

ДЕЛТИОЛОГИЯ изучает историю, символику открыток.

Понятие «кардмейкинг» (cardmaking) в переводе с английского языка означает следующее: сard – карта, открытка, мake – делать, изготавливать.  Объединяем два слова и получаем: «Изготовление открыток». Кардмейкинг – это ремесло, направление в искусстве, род творчества и хобби. Кардмейкинг подразумевает ручное изготовление открыток.

Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование, наглядный, методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др.:

В презентации были использованы открытки с интернет сайта История открытки, сайт «Первый музей детской открытки» (Санкт-Петербург), сайт «Википедия», личные коллекции открыток

Экспонаты предполагаемого (или реального) мини-музея:

Различные виды открыток(старинные, современные), лепбук «Открытки», презентация  «История открытки», статьи из интернета, 

Ход образовательной деятельности

Тема:

«История открытки»

(подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет).)

Мотивационно-ориентировочный этап

На полках современных магазинов мы видим, самые разнообразные, яркие, красочные, поздравительные открытки. Все они прекрасно и замечательно оформлены, на них, уже написаны добрые пожелания к очередному празднику.

Открытка создает особое настроение, атмосферу праздника. Принято дарить и получать открытки в подарок, на праздники и различные памятные даты.

Проблемно-поисковый этап

Сбор материала по теме. Рассматривание открыток, чтение поздравлений. Беседы об открытках разных видов, рассматривание презентаций

Систематизация материала.

Практический этап

Открытка - специальный вид почтового отправления изготовленного на плотной бумаге, картоне, и т.п. предназначенного для короткого, открытого письма.

Изначально открытка называлась открытым письмом, но параллельно существовало название почтовая карточка

Слово открытка произошло от словосочетания открытое письмо.

Почтовая открытка имеет определенный размер – 10,5 х 14,8 или 9х4 см

В1878 г. в Париже на всемирном почтовом конгрессе был принят международный стандарт открытки 9х14, в 1925г. был изменен 10,5х 14,8 см.( этот стандарт существует до сих пор)

Единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным.

Первыми в истории появились поздравительные открытки. Самой ранней является «Валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована ХV в. открытка посвящена святому Валентину. Её создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания своей жене.

В России открытка появилась в1872г. Впервые годы открытка закупалась за границей, а в России на них допечатывались надписи на русском языке и иногда добавляли российскую символику.

Первые Новогодние и рождественские открытки начали завозить в Россию в конце ХIХ века из Англии. Купцам приходилось их дорабатывать: переводить поздравления на родной язык.

Первые русские открытки были выпущены к Рождеству 1898 – 10 штук, все по акварельным рисункам петербуржских художников.

Открытки поздравления стали популярны. На них появилась своя мода. Так, предлагались «гравюрные с обрезом», «аристократические в стиле модерн», «с блестящей эмалью», « с золотым теснением», «плюшевые». Были и простые на картоне.

Первые открытки изготавливались вручную. Для них оформления использовались любые материалы, на которые хватало фантазии. Это бархат, бисер, шелк, сушеные цветы, кожа, резина. Поэтому открытки выглядели по-разному, оригинально и необычно.

Технический прогресс привел к тому, что открытки все меньше и меньше делались в ручную с применением оригинальных технологий, а стали печататься на фабриках.

После революции выпуск открыток, прекратили. В 40-е годы традиция отмечать Новый год и посылать открытки возродилась. Чаще всего открытки выпускались к знаменательным датам. Открытка стала отражать новую жизнь народа. На них изображали достижения советских людей, победы в труде.

В тяжелые годы Великой Отечественной Войны открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточки с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала им новости из далекого, но такого родного дома.

В послевоенные годы открытки стали еще более яркими и праздничными.

Дед Мороз и Снегурочка вернулись на открытки лишь в 60 годы.

По старинным открыткам можно узнать, как изменялась мода прошлого века, как жили и праздновали праздники люди разных слоев населения.

С помощью открытки можно проследить историю страны, семьи.

По открыткам можно узнать, как изменялась военная мода, военная техника.

По открыткам с видами природы можно узнать природу других краев.

По открыткам с видами городов можно познакомиться достопримечательностями разных городов, узнать много интересного и полезного.

Читая открытки, мы узнали, что с1900г. по 1910г. люди поздравляя друг друга с Рождеством, новым годом, желали друг другу здоровья, счастья.

С 1960г. по 1970г люди поздравляя друг друга с праздником, желают здоровья, успехов в труде, счастья в личной жизни.

С 2000 по 2013 год люди желают друг другу здоровья, много денег, богатства и благополучия.

Большой популярностью пользуются шуточные открытки ( с приколами), а также быстро входят в моду фото открытки.

Ребенок. С появлением интернета и средств массовой коммуникации почтовая открытка потеряла свою актуальность.

Деловая открытка, является новым направлением в разработке открыток.

На сегодняшний день открытка переживает свое возрождение. Сегодня открытки все реже высылают почтой, но они по-прежнему остаются неизменными спутницами любого праздника.

Открытки часто дарят лично, поэтому большое распространение получили открытки, сделанные своими руками.

Создание презентации, альбома с разными видами открыток.

Изготовление открыток своими руками.

 Рефлексивно-оценочный этап

Мини - музей «Открытки», создание лепбука «Открытки», показ презентации

Последующая работа

Создание презентации, альбома с разными видами открыток.

Изготовление открыток своими руками.

Результативность реализации технологии музейной педагогики

в условиях ДОУ заключается в следующем:

Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников.

Прелесть бумажной открытки неоспоримо в любой век. Всегда приятно доставать из ящика стола открытку, полученную несколько лет назад от близкого человека и вновь перечитать те душевные слова, которые он вложил в нее.

Открытка общедоступна, вездесуща, легко видоизменяется она приходит в наш дом и способна украсить жизнь любого человека, с самыми различными интересами и запросами. Открытка будет существовать всегда.

Собирайте открытки. Дарите открытки. Получайте открытки в подарок и на память. Ищите именно свою, оригинальную и уникальную, которая сможет донести получателю ваши эмоции и настроение, сообщить то, что не всегда можно выразить словами.

Использованная литература:

  • В презентации были использованы открытки с интернет сайта История открытки,
  • сайт «Первый музей детской открытки» (Санкт-Петербург),
  • сайт «Википедия»,
  • личные коллекции открыток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС «Гнездо птицы» с использованием электронных образовательных ресурсов

Развивать наблюдательность, внимание, побуждать детей пересказывать небольшой по объёму литературный текст; воспитывать интерес к птицам своего края, желание оберегать их....

Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические услови...

Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему: лепка «Открытка ко Дню Победы»

Цель: Закреплять умение детей скатывать тоненькие жгутики из пластилина, формировать из них нужный рисунок, закреплять у детей навыки работы с пластилином.Задачи: Создать условия для творчества детей ...

Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"

Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...