Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Черкашина Юлия Николаевна
В статье рассматривается важность тьюторской поддержки в образовательном процессе детей с РАС и приводятся основные принципы, методы и подходы к проведению такой поддержки. Также в статье подчеркивается важность развития социальных навыков у детей с РАС и описывается роль тьютора в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ

Черкашина Юлия Николаевна

Тьютор

Муниципального бюджетного дошкольного

Общеобразовательного учреждения «Радонежский»

г. Строитель Белгородской области

Аннотация. Статья посвящена вопросу осуществления тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении с детьми с расстройством аутистического спектра. В статье выделены особенности поведения детей с РАС, специфика тьюторского сопровождения, а также определены субъекты образовательного процесса, играющие ключевую роль в реализации тьюторства. 

Ключевые слова: общеобразовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с расстройством аутистического спектра, тьюторское сопровождение, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование находится сегодня в центре внимания многих исследований в области образования, направленных на обеспечение всеобщего доступа к качественному образованию для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются одной из наиболее уязвимых групп и нуждаются в особых методах обучения и поддержки.

             Несмотря на большое количество исследований в области аутизма, применение индивидуального обучения в инклюзивной среде требует дальнейших исследований для определения наиболее эффективных методов и стратегий.

             Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения методов тьюторской поддержки, способствующих успешной адаптации и обучению детей с аутизмом в инклюзивных группах.

            Целью данного исследования было углубленное понимание роли и методов тьюторского сопровождения детей с РАС.

            Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю).

Тьюторство – особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Основными направлениями тьюторской работы являются: создание комфортных условий для нахождения ребенка с РАС в ДОУ, его социализации; помощь в освоении образовательной программы; координация работы педагогического коллектива и родителей

Основное правило тьютора – не делать ничего того, что ребенок может сделать сам.

Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Помощь тьютора детям РАС заключается в том, чтобы быть связующим звеном между ребенком и окружающим миром. Роль тьютора в детском саду огромна. С утра до обеда он рядом с ребенком: учит, направляет, играет, контролирует.

Основной целью сопровождения, осуществляемого тьюторами, является личная помощь детям с РАС в самостоятельном (в меру своих возможностей) решении важных проблем [5].

В задачи сопровождения входит:

- охрана жизни и здоровья ребенка,

- коррекция физического развития,

- формирование коммуникативных навыков,

- установление и поддержание социального контакта с окружающими,

- адекватное поведение в социальной среде,

-формирование социальных, бытовых и трудовых навыков, гарантирующих жизнедеятельность, способствующих социальной адаптации, окружающему миру.

Это включает в себя формирование элементарных практических знаний о доступных видах творческой деятельности и обучение им. [5]

Современная система образования определяет место тьютора в системе образования даже выделяет его должностные обязанности, среди которых:

- организация индивидуальной работы с воспитанником по выявлению и развитию его познавательных интересов и персональному сопровождению в образовательном процессе;

- помощь в анализе успехов и неудач;

- помощь воспитаннику в преодолении проблем и трудностей самообразования;

- организация взаимодействия воспитанника с воспитателем, родителями и другими специалистами;

- обеспечивает адаптацию учебной программы под соответствующие образовательные возможности воспитанника с особыми образовательными нуждами и многие другие. [8]

Кроме того, помимо выше описанных функций, специалист взаимодействует с другими участниками образовательного процесса: родителями других детей, педагогическим персоналом, родителями самого ребенка с РАС. В связи с тем, что тьюторское сопровождение в общеобразовательных учреждениях появилось сравнительно недавно, существуют проблемы в функционировании и реализации данного процесса. Трудность заключается в отсутствии определенно точного алгоритма действий: тьюторы и педагоги в некоторых ситуациях действуют скорее интуитивно, поскольку поведение детей с РАС зачастую бывает непредсказуемым, вследствие этого возникающие проблемы требуют нового решения [2].

В начале совместной работы с подопечным, тьютору необходимо провести тщательное исследование возможностей ребенка, используя документацию, а также собственные наблюдения. Выделяются актуальные и ближайшие зоны развития ребенка, основные трудности его адаптации, потребность в дополнительных средствах и оборудовании. Прежде всего, следует обратить внимание на особенности восприятия ребенка: для детей с РАС характерны замедленные процессы приема и переработки информации, легкая отвлекаемость, слабые процессы запоминания, быстрая потеря дозировки, увеличение времени предъявления нового материала и частое повторение инструкций. Можно упростить задание с учетом возможностей ребенка и сократить инструкции в процессе выполнения задания. Для этого тьюторам необходимо внимательно подходить к разбивке материала на части. Активное использование информационных технологий, визуализации и технических средств в удобном для ребенка формате может значительно помочь ему в понимании нового материала. [7]

 Главный вопрос здесь - какие ресурсы, технологии и специалисты должны быть использованы, чтобы помочь детям с расстройствами аутистического спектра социализироваться и адаптироваться, усвоить материал, сформировать социальные навыки и добиться успеха в общем пребывании и обучении в образовательных учреждениях.

Эффективной технологией для детей с расстройствами аутистического спектра является тьюторское сопровождение. Если в образовательном процессе эту деятельность осуществляют специалисты-тьюторы, это может упростить работу других специалистов. [3]

На основе полученного материала можно отметить несколько ключевых особенностей в работе тьюторов аутичных детей:

- необходимо постоянное взаимодействие между тьютором, специалистом по сопровождению, с учителем-логопедом, психологом, родителями, ребенком;

- в случае с аутичными детьми необходима постоянная связь с тьютором, так как время для социальных контактов имеет решающее значение;

- необходимо распознать и подготовиться к возможности возникновения страха и агрессии в ответ на сенсорные стимулы и изменения в привычной обстановке, успокоить ребенка;

- для таких детей развитие социальных навыков важнее, чем развитие академических навыков;

- дети с аутизмом нуждаются в многократном повторении заданий и вопросов, чтобы быть

"понятыми";

- Похвала со стороны учителей и воспитателей очень важна для этих детей. [1]

 Тьютор должен постоянно находиться рядом с ребенком и уметь воспроизводить с ним любое действие: ходить, бегать, прыгать, танцевать, петь, разыгрывать спектакли, читать книги, решать примеры и задачи, использовать доступные ребенку средства общения для развития коммуникации между ребенком и окружающим миром [6]

Основными результатами тьюторской деятельности в ДОУ являются изменения в поведении детей, т.е. адаптация к условиям учреждения, расширение общения между детьми, положительная динамика в личностном, познавательном, эмоциональном и творческом развитии детей, повышение их самостоятельности.

Метод, который выбирает тьютор, зависит от каждого конкретного случая. Однако знание особенностей развития детей при различных патологиях может помочь ему быть более целенаправленным в выборе вспомогательных технологий.

Тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста с РАС включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: диагностику, проектирование, реализацию и анализ. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, которые отражаются на деятельности тьютора и способах его работы. Инвалидность ребенка определяет особенности организации работы с ним.

При наличии в учреждении ребенка с РАС основная задача, стоящая перед тьютором,-помочь ребенку адаптироваться в группе, стимулировать психологическую активность и организовать установление контакта с ребенком с РАС. Решение этой задачи начинается с установления контакта с ребенком с аутизмом. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно исследовать группу, познакомиться с обстановкой и окружающими предметами.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, выработать более естественный и гибкий образ действий, предполагающий регулярный режим дня, сформировать определенные фиксированные представления о привычках и правилах как обязательном элементе адаптации, обеспечить чувство надежности и стабильности.

 Поскольку дети аутистического спектра нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых, на втором этапе необходимо организовать совместную деятельность, способствующую обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка. Эта задача требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и применять его в коррекционной работе. Тьютору необходимо постоянно поощрять и   стимулировать ребенка к переходу в более активные и сложные отношения с миром. [4]

В процессе реализации своих функциональных обязанностей тьютор обязан оформлять документацию, фиксируя в ней результаты собственной профессиональной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Накопленный практический опыт показывает, что основными документами тьютора являются:   дневник наблюдений, индивидуальная программа работы с ребёнком.

Можно сделать вывод, что при реализации инклюзивного образования, учреждения и сотрудники, сталкиваются с рядом проблем, препятствующих успешному осуществлению этого процесса. Одной из таких групп проблем являются особые образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра (далее-дети с РАС).

Процесс социализации ребенка с аутистическим спектром расстройств будет более успешен при условии специализированной помощи, оказать которую может специалист — тьютор.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Консультация для родителей детей с расстройством аутистического спектра «Игры для детей с РАС»

Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя специфика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то ребенку с аутизмом обязательно нужен взрослый. Осо...

Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....