Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя (консультация для воспитателей ДОУ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя

Правильная, грамотная речь способствует успешному обучению ребенка в школе, а в будущем является залогом широких возможностей выбора жизненного пути. Трудно представить себе преуспевающего в современном сложном мире человека, не умеющего убедительно, связно, логически последовательно изложить свою точку зрения.

В последние годы наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом развитии. По данным исследований дети пяти лет, ежегодно направляемые в логопедические группы, в среднем 90% имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость. Из них у 80% узкий диапазон эмоциональной выносливости, они не могут воспроизвести свои действия (слово, песню, танец) перед зрителями; 73% испытывают неуверенность во всем, что делают; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность в зависть. Почти для всех них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых.

Стойкие нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, исправлять которые намного сложнее и длительнее.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга не столько семейного воспитания, сколько педагогов дошкольных учреждений.  

Воспитатели могут успешно заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по развитию речи. В сотворчестве с ребенком можно добиться много: научить его отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков, различать звуки на слух и воспроизводить их правильно (хлопнуть в ладоши, если в слоговом ряду слышится звук «ш», повторять слоги с опорой на движение руки: Са-ша), развить внимание, память и интеллект, подготовиться к освоению письма.

Если ребенок освоил новый звук, нельзя требовать, чтобы он сразу пытался пользоваться им в речи. Ребенок должен многократно, иногда в течение многих дней повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным занятием, надо выбирать разнообразные творческие игровые упражнения, чередуя и меняя их.

Наиболее сложный по разнообразию упражнений является работа над слогами. Отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию («з-з-з» - комарик звенит, « р-р-р» - тигр рычит ), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Часты случаи, когда ребенок при просьбе повторять слог «ра», говорит «рак»; вместо слога «ша» - «шар», «шарф».

Существуют универсальные игровые приемы, которые могут всегда находиться в арсенале педагога, и не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и в словах.

  1. «Кто дальше протянет ниточку» Ребенок и педагог поочередно произносит как можно дольше, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
  2. «Кто больше собрал?» За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и педагог берут себе по одной ягодке (грибочку, яблоку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а педагог уже выступает в роли судьи, подводит итоги.
  3. «Повтори для Маши». На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось! А сможешь еще раз так же сказать?» (можно сразу выставить несколько игрушек, и для каждой ребенок будет произносить).
  4. «Научи игрушку». Педагог берет любую игрушку или пальчиковую игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог.
  5. «Пальчики здороваются». Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.
  6. «Маленькие ножки бежали по дорожке». Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» слог или звук.
  7. «Лесенка». Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог.
  8. « Прокати мяч». Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч. Пока мяч катится, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.
  9. «Ромашка». На листочке, в альбоме или тетрадке ребенка нарисовать ромашку. В ее центре написать нужную согласную букву, а на лепестках – гласные буквы. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного к другому, прочитывая прямые ( по ходу часовой стрелки) и обратные (против часовой стрелки ) слоги: са, со, су, сы; ыс, ус, ос, ас.
  10. «Змея ползет». В тетради, на листке, на доске нарисовать извилистую дорожку к кустику, к лесу. Ребенок ставит палец или игрушечную змейку на начало и «ползет», произнося длительно звук «ш» (шипит). Для звука «ж»-жук летит; «з» - комар звенит; «р» - машина едет; «л»- пароход гудит.
  11.  «Собери цветок» - эта игра многофункциональная, так как с ее помощью можно закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематический слух, зрительную память, грамматический строй.
    Можно собирать цветок, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. Другой вариант этой игры: предложить ребенку закрыть глаза и убрать 1-2 лепестка. Ребенок должен ответить, каких картинок не стало. С помощью этой игры можно делить слова на слоги, определять место звука в слове, придумывать предложения по картинкам. Педагог может и не делать специально такой цветок, а подобрать картинки на определенный звук и обыграть так же.

Игры по формированию правильного звукопроизношения способствуют повышению мотивации и развитию  стойкого интереса к речи у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков

Игры для формирования правильного  звукопроизношения формирование шипящих звуков...

Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда.

Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда. Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни,...