Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Герасимова Наталья Борисовна

Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда.

 

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старшем дошкольном периоде.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игры и игровые упражнения позволяют создать интересную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Настольные игры  в старшем возрасте  также:

  • помогают детям осваивать правила игры,
  • не нарушать их,
  • «ходить» по очереди.

Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания.

 

Какие игры я использую в своей логопедической практике.

В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов.

Например, мы делаем артикуляционную гимнастику и помогаем ёжику собрать яблоки, или строим снежную крепость, или подбрасываем шарики вместе с клоуном-жонглёром, или раздаём конфеты героям любимого мультфильма, или зажигаем звёзды на небе.

Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются такие игры, как: «Не поймаешь», «Воздушный змей», «Бабочки на лугу», «На пруду», «Винни-Пух и пчёлы», «Осень в нашем парке» и т.д.

Некоторые игры направлены и на развитие дыхания, и на выполнение артикуляционной гимнастики. Например: «Поможем дворнику», «Первый снег», «Бабочки на лугу» и другие.

 

Для автоматизации звуков мною было созданы следующие игры и игровые упражнения:

- Игровые упражнения, где ребёнок накладывает предметы на игровое поле и проговаривает какую-либо фразу с изучаемым звуком. Например:

  • звук [К] «У Кати на комоде..»…
  • звук[С] «Спасатель спасает..», Самосвал высыпает песок..»…
  • звук [Ш] «Бабушка Маша вышивает…»
  • звук [Л] «Мама гладит платье..», «Павел купил..», «Была белая стала голубая»,…
  • звук [Ль] «У Полины на билете…», «Савелий и Полина клеят в альбом..», «У Лёни на медали..»…
  • звук [Р] «В парке на горке…»…
  • звук [Рь] «У царицы в карете..»…

 

- Игра «Карты с подсчётом». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции в словах, упражняем детей в согласовании числительных с существительными, закрепляем навыки счёта.

- Игра «Прятки». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции в словах, упражняем детей в использовании предлога ПОД, упражняем детей в умении задавать вопрос, прививаем усидчивость, приучаем соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей.

- Игра «Домино». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции в словах, прививаем усидчивость, приучаем соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей.

- Игра «Мемори». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции во фразе, развиваем внимание и память, приучаем соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей.

Конечно, перед тем, как играть в игры, ребёнок учится проговаривать звук в отдельных словах, заучивает слова, работает перед зеркалом. Комплексная работа с использованием игр и игровых упражнений существенно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям. Я убеждена, что игры выполняют достаточно серьезную функцию в коррекционно-образовательном процессе:

  • Благодаря участию в игре, ребенок переключает свое внимание, отвлекаясь от того, что у него есть речевой дефект.
  • Игровая деятельность побуждает детей к общению.
  • Игра позволяет разнообразить скучные занятия, сделав их более веселыми и непринужденными.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков

Игры для формирования правильного  звукопроизношения формирование шипящих звуков...

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя

Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя (консультация для воспитателей ДОУ)...