Особенности развития ребёнка 6-7 лет
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Задорожная Наталья Николаевна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rebenka_6.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития ребенка 6-7 лет

Педагог-психолог: Задорожная Н.Н.

Важным в самосознании ребенка 6-7 лет, его восприятии образа «Я», становится способность анализировать,  отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. 

Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра.

В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может  переключиться на что-то неожиданное, новое и  привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний.

Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться  так называемая   «потеря  детской непосредетсвенности», которая выражается в  манерничании, кривлянии и паясничании. Это поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. То есть ребенок хочет что-то показать взрослым своим «нарочитым» поведением.

Также можно наблюдать такие моменты в поведении ребенка в кризисном этапе 7 лет:

  • Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что родителям категорически не нравится.
  • В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», при этом пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых,  не всегда логично и верно.
  • Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники).

Одновременно с трудными моментами кризиса, появляются и позитивные стороны этого периода:

Появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга. Ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям никак нельзя воспитателю или тренеру в спорте или продавцу в магазине.

Ребенок получает способность обобщать свои переживания, то есть понимать, что он чувствует (гамму чувств) и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.

Общение ребенка 6-7 лет.

Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Ведущая  потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

Развитие психических процессов ребенка 6-7 лет.

Восприятие. Ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны:  форма, цвет,  величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.

Память. Дошкольник самостоятельно ставит  себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять.

Мышление. По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых. Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).

Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее  просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь. Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и  читают, то  к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение участвовать в диалоге.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Источник: интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития ребёнка с нарушениями интеллекта в младенческом возрасте.

В данном материале  описывается процесс развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в младенческом возрасте....

Консультация для воспитателей на тему: "Эмоциональные особенности развития ребёнка среднего возраста".

В консультации рассмотрены основные особенности эмоционального развития ребёнка в среднем возрасте. А так же, в конце консультации прилагается Памятка для воспитателя "Организация детского эксперемент...

Особенности развития ребёнка 2-3 лет (Взаимодействие со сверстниками, игра, эмоциональный мир ребенка)

Статья для родителей о взаимодействии со сверстниками, особенности игры, эмоциональный мир ребенка детей 2-3лет....

Возрастные особенности развития ребёнка раннего возраста

  В нашем детском саду состоялась первая встреча из цикла встреч в рамках «Школы для родителей», которая была организована для родителей группы присмотра и ухода для детей 2-3-х лет «Солны...

Консультация для родителей "Особенности развития ребёнка 4-5 лет"

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые начинают развиваться очень рано, другие же, наоборот, в прямом и переносном смысле не торопятся проявлять себя. Здесь нет каких-либо формул и шаблонов, но е...

консультация для родителей младшей группы "Возрастные особенности развития ребёнка в возрасте 3-4 лет"

особенности эмоционального, психического развития  ребёнка в возрасте 3-4 лет...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....