Консультация для родителей: "Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тухватуллина Юлия Эриковна

Данная консультация поможет педагогам успешно провести родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_podgotovka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель: раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников.

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече!

Итак, тема мастер-класса «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.

В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.

Межполушарные связи — что это такое?

       Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь, т.е. выполняет мыслительные операции. Правое — это наше умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух, фантазия, интуиция. Левополушарных людей в природе большинство. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Только взаимосвязанная работа двух данных структур мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Функции межполушарных связей

  • эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
  • координация движений;
  • успешное усвоение информации и ее анализ.

      Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого снижается. Это приводит к тому, что ребенок может испытывать дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате страдает усвоение обучающего материала и становится мнительными.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия

  • Зеркальное написание букв и цифр.
  • Псевдолеворукость.
  • Логопедические отклонения.
  • Неловкость движений.
  • Агрессия.
  • Плохая память.
  • Отсутствие познавательной мотивации.
  • Инфантильность.

Причины

Причин может быть много, вот несколько из них:

- Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).

- Родовые травмы.

- Болезни ребёнка в первый год.

- Длительный стресс.

- Общий наркоз.

- Малоподвижный образ жизни.

Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению ученых, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет - у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.

Комплексы нейродинамической гимнастики для дошкольников построены на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.

Практическая часть.

Для начала я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

  1. Кинезиологические упражнения.

1. «Кулак – ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.

2. «Ухо-нос» Перекрестные телесные движения, упражнения на координацию и ловкость. Например, всем известное упражнение «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот. Вы готовы? Начинаем.

3. Виктория -Коза

Детям очень нравятся упражнения в речевом сопровождении, например сказки с элементами кинезиологии. Когда под каждое слова зашифровано определенное положение рук и пальцев. Ритм речи, особенно ритм стихов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

Следующее упражнение это Нейротренажер (раздаточный материал)

Большое значение в развитии межполушарных связей уделяют корректурным пробам- это замечательный материал для развития внимания, концентрации и усидчивости. Предлагаю и вам потренироваться. Родителям предлагается поработать с бланками.

Следующее упражнение дает возможность развить направленное внимание. Это наш ресурс, который позволяет следить за мыслями и концентрироваться на необходимом. Именно направленное внимание отвечает за то, что бы вы безопасно управляли автомобилем, вели беседу, не смотря на посторонние звуки и события, происходящие вокруг.

Что необходимо сделать?

  1. Посмотрите на картинку и назовите все предметы по порядку с лева на право. Можно засечь время, за которое вы выполните задание полностью.
  2. Теперь вам предстоит назвать те же предметы по порядку НО!

МЫШЬ-КОРАБЛИК

СЫР-НОТА

КОРАБЛИК-МЫШЬ

НОТА- СЫР

Повторять задание необходимо до тех пор, пока не приблизитесь к безошибочному названию картинок за время, зафиксированное в 1м шаге.

Еще одно упражнение для развития межполушарного взаимодействия-зеркальное рисование.  Одиниз приёмов правополушарного рисования. Для нас такой вид рисования полезен тем, что способствует развитию взаимодействия правого и левого полушарий мозга малышей и взрослых: упражнение полезно в любом возрасте.

Методы:

Обведение двумя руками

Рисование двумя руками

Рисование двумя руками одновременно помогает сформироваться чувству симметрии, так же применяется и как метод арт-терапии, снимающий излишнюю тревожность у школьников и взрослых.

Мы начинаем работу с так называемого двойного дудлинга – зеркального рисования обеими руками.

Варианты двойного дудлинга:

- обведение рисунка двумя руками;

- собственно зеркальное рисование.

Начнём с обведения рисунка. Такое рисование можно начинать достаточно рано – в 1,5-2 года.

В заключении хочу вам показать еще одно упражнение, которое помимо всего тренирует чувство ритма. Родители приглашаются на ковер.

Упражнение «Класс! Окей!»

Пожалуйста, оцените представленный материал.

Если вы сегодня узнали что-то новое для себя, покажите жест «Класс!» правой рукой.

Если вам на мастер-классе было психологически комфортно – жест «Окей!» левой рукой.

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Мастер-класс  «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, пе...

Межполушарное взаимодействие - основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему.Для детей с нарушением межполушарного взаимодействия хар...

Мастер-класс Тема:« Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Мастер-класс  Тема:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителе...

«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур и, следовательно, межполушарных связей и психических процессов.От того, насколько хорошо сформированы и развиты...

«МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое по...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников; повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в прак...