Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
материал

Мастер-класс 

«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, педагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.

 

Задачи

  • Познакомить педагогов с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий.
  • Рассмотреть возможности применения данных нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.
  • Развивать аналитические способности и рефлексивную культуру педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  

«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, педагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.

Задачи

  • Познакомить педагогов с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий.
  • Рассмотреть возможности применения данных нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.
  • Развивать аналитические способности и рефлексивную культуру педагогов.

Ход мастер-класса:

I. Организационная часть

- Добрый день, уважаемые родители, педагоги! Рада нашей встрече. Начнем, как обычно, с приветствия. Я предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом с целью установления контакта между участниками мастер-класса и изменения привычных стереотипов приветствия (работа в парах). Давай поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрём наши ладошки друг о друга с соседом. А теперь пусть поздороваются пальчики. Кончиком большого пальца правой руки касаемся кончиком большого пальца правой руки соседа, поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Проделываем то же самое двумя руками одновременно.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

— Всех я вас приветствую!

- Молодцы!

- Вам понравилось? Было сложно или легко?

- Все люди не похожи друг на друга, и то, как вы выполняли задание, напрямую связано со свойствами вашей нервной системы, с работой мозга.

2. Целеполагание

Итак, тема нашего мастер-класса «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике.

3. Основная часть

Наверное, у каждого из вас в педагогической практике были моменты, когда вы удивлялись: «Я же для всех одинаково объясняю, почему одни дети сразу понимают, а другие нет?». Очевидно, что разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения с учётом особенностей детской психики.

Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Что же такое "индивидуальные особенности" и что влияет на поведение и познавательную деятельность детей?

Все люди отличаются типом организации головного мозга.

Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с чёткой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста.

Поместив рядом человеческий мозг и половину целого ядра грецкого ореха, можно заметить определенное сходство. Две половины ореха похожи на моз.

Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»?

Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое.

Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.

Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я.  Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Оба полушария связаны сложной нейронной сетью (мозолистым телом), обеспечивающей их взаимную связь.

Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.

Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.

Все это  натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно   выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста  и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».

Итак, что такое «гимнастика мозга»? (ответы)

Гимнастика мозга – это система специальных упражнений для активизации мозговой деятельности.

Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

  • балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;
  • развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • повышение продуктивной работоспособности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;
  • раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Несколько правил по применению «Гимнастики мозга»:

  • четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
  • все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
  • заниматься ежедневно;
  • занятия должны быть оформлены в виде игры;
  • продолжительность занятий от 5 до 20 минут;
  • одно упражнение не должно занимать более 2 минут;
  • внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо. Когда начнет получаться — необходимо ускоряйть темп. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

- Вы готовы? Приступаем к упражнения для синхронизирования полушарий мозга.

Упражнение «Качание головой» (стимулирование мыслительных процессов)

Расслабить плечи, уронить голову в перёд. Позвольте голове медленно качаться со стороны в сторону. Пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычёркивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка» (активизирует  структуру мозга, повышает устойчивость внимания)

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Упражнение «Умная шапочка» (улучшает внимание, восприятие, ясность, речь)

Держать голову прямо, не напрягая шею и подбородок.  Руками возьмёмся за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Ушки массируем сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочек, мягко массируем их. Затем растираем уши ладошками. Ладошки трём друг от друга, пока они не станут горячими. Разогретыми ладошками, двумя руками одновременно, гладим по голове сверху вниз, имитируя одевания шапки.

Упражнение «Кнопки мозга» (расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг).

Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки, расположенные в области мягких тканей под ключицами - «подключичных впадинах», слева и справа от грудины. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании равновесия тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. Затем руки меняются местами.

Стимулируйте «Кнопки Мозга» на протяжении 20-30 секунд или до тех пор, пока не исчезнет избыточное психологическое напряжение.

Кнопки Мозга вначале могут быть болезненными, через несколько дней или неделю это ощущение исчезает. Порой одно лишь прикосновение к этим точкам стимулирует их.

При выполнении этого упражнения следует менять руки, чтобы активизировать оба полушария.

Массируйте точки по левую и правую сторону от грудины, а к пупку лишь прикасайтесь.

И, конечно же, очень эффективным средством является рисование двумя руками. Вы тренируете правое и левое полушарие мозга. Создаются новые нейронные связи, в результате чего развиваются высшие психические функции.

Есть «Межполушарные доски» - тренажер для развития у детей межполушарное взаимодействия. Для игры на планшете необходимо установить 2 одинаковые досточки так, чтобы изображения были зеркальны друг другу.

- Рассмотреть контуры изображения.

- Чем они похожи, чем отличаются?

- Проведите по контуру пальцем правой, левой руки, обоими руками сразу.

- Повторите изображения в воздухе.

Демонстрация рабочих тетрадей по развитию межполушарного взаимодействия у детей (авт. Трясорукова Т.П.) и тренажёра по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков (авт.Давыдова О.А.)

В процессе выполнения упражнений (обводки одинаковых или симметричных рисунков поочерёдно сначала пальцами левой, правой руки, затем карандашами то левой, то правой, одновременно двумя руками) у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация и простарнственно-графическая ориентация, синхронизация работ глаз и рук, закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов, активизируется деятельность головного мозга в целом, что будет способствовать успешной подготовке старших дошкольников к обучению к школе.

Упражнение «Нейродинамическая гимнастика»

Комплекс нейродинамической гимнастики представлен двумя блоками: мануальный и психомоторный. Манульный блок (ручной)- это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребёнка к интегрированной работе. Психомоторный блок направлен на укрепление между полушарями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную психическую организацию, где участвуют ядра черепно-мозговых нервов (зрение), ретикулярная формация (движения), лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус и т.д.)

Мануальный блок:

- сжимать и разжимать кисти рук в течение 30 секунд, постепенно ускоряя темп. Затем расслабить руки и встряхнуть их.

- вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем повращать обеими кистями по часовой стрелки и против часовой стрелки (сначала одновременно, затем – разнонаправлено).

- правой рукой помассировать левую кисть от запястья к кончикам пальцев, затем обратно. Повторите эти движения с правой рукой.

- (потребуется карандаш). Положить карандаш на ладонь, прикрыть его другой ладонью и прокатывать карандаш между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее: от кончиков пальцев к запястию. Можно усложнить задание, используя сразу два карандаша.

Психомоторный блок: (понадобится 2 фломастера и бланк корректурной пробы с изображение фигур: квадрат, круг, треугольник)

- взять в правую и левую руку по фломастеру, вычеркнуть в таблице левой рукой квадраты, а правой рукой круги.

4. Заключительная часть

Наш мастер-класс подходит к завершению. Игр и упражнений по межполушарному взаимодействию большое количество. Вы сами можете составить свои комплексы, которые у вас получаются.

Упражнение «Класс! Окей!»

Пожалуйста, оцените представленный материал.

- Если вы сегодня узнали что-то новое для себя, покажите жест «Класс!» правой рукой.

-  Если вам на мастер-классе было психологически комфортно – жест «Окей!» левой рукой.

- Если есть возможность использования представленных материалов в ежедневной работе лично Вами - поочерёдно меняйте жесты на левой и правой руке. Сначала медленно, затем ускоряя темп.

Благодарю за внимание!

Раздаточный материал: (в формате PDF)

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями»  Трясорукова Т.П.;

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи: право, лево»  Трясорукова Т.П.;

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь»  Трясорукова Т.П.;

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»  Трясорукова Т.П.;

- «Тренажёр по развитию межполушарному взаимодействию и графоматорных навыков. Комплект карточек для занятий с детьми от 5 лет» Давыдова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема:« Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Мастер-класс  Тема:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителе...

«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур и, следовательно, межполушарных связей и психических процессов.От того, насколько хорошо сформированы и развиты...

«МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое по...

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей с ТНР».

В школе такие дети плохо читают, медленно и неправильно пишут, делая большое количество ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не свя...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников; повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в прак...