Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)
картотека по коррекционной педагогике

Филюкова Екатерина Ивановна

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимнастики специальные дыхательные упражнения и артикуляционные упражнения, направленные на укрепление кончика и передней части языка.

Параллельно с артикуляционной гимнастикой в работе по коррекции всех дизартрических расстройств с разнообразными нарушениями звукопроизношения (в том числе при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) необходимо наблюдение и выполнение рекомендаций врача невролога (медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, а также массаж общей и …

 

Упражнения специальные дыхательной гимнастики (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих и шипящих)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_nachalnom_etape_svistyashchih_zvukov.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимнастики специальные дыхательные упражнения и артикуляционные упражнения, направленные на укрепление кончика и передней части языка.

Параллельно с артикуляционной гимнастикой в работе по коррекции всех дизартрических расстройств с разнообразными нарушениями звукопроизношения (в том числе при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) необходимо наблюдение и выполнение рекомендаций врача невролога (медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, а также массаж общей и …

Упражнения специальные дыхательной гимнастики (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих и шипящих)

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

  • улыбнуться и удерживать губы в улыбке
  • удерживая широкий спокойный язык между зубами
  • дуть посередине широкого языка на ватные шарики, пластмассовые мячики для игрушечного футбола, загоняя их в ворота
  • дуем направленно, долго, сильно

Правила: вдох=носом, выдох=ртом или через губы по языку, причём при боковом сигматизме обязательно максимальная в улыбке, губы растянутые

Предварительно используя зондозаменители (пластиковую палочку из-под Чупа-чупса)

Игровое упражнение «Проложи канавку»

На широкой улыбке, прокладываем поступательными движениями, с небольшим давлением «канавку» по середине широкого языка

Массаж языка

Цель: укрепление мышц языка (т.е. выработка в статике: широкого сильного языка. Упражнения с силовым сопротивлением)

Выполняем с использованием маленьких стерильных марлевых салфеток (16*14)

  • Упражнения выполняются или до еды, или через 30 минут после еды

Выполняем в игровой форме «Шагаем по широкой асфальтированной дороге» (движения пальцев одновременно с 2-х сторон=четко, с напряжением)

«прыгаем, но не попадаем в яму» (т.е. нацеливаем ребенка, что надо удержать язык широким и сильным, а не превратить песчаную яму)

Игровое упражнение «Выстраиваем крепость» (На широкой улыбке с открытым ртом поднимаем широкий язык за верхние зубки и удерживаем под счёт 1 – 5. Дополнительно «Стучим в стены крепости».

Логопед, используя шпатель (я использую L-образные шпатели Д-Ригальского) или пластмассовые зондозаменители, стучим слева направо в стены крепости, а ребёнок должен стараться удержать сильный широкий язык за зубами «не допуская никого в крепость»

Упражнения для укрепления кончика языка

  • Игровое упражнение «Вылакай (густую) жидкость с чайной ложечки» (удерживая губы в улыбке)
  • Игровое упражнение «Снежные комочки» (на улыбке, высунув кончик языка, выполнять резкие дыхательные движения, подобно сплевыванию многократно маленьких бумажных комочков с кончика языка)

  • Упражнение «Иголочка» (на улыбке тренируемся вытягивать вперед = максимально узкий кончик языка)

Можно использовать прием «дотянись острым кончиком языка до острия палочки-шпателя/Д-Ригальского» или зондозаменителя с острым кончиком

  • Упражнение «Часики» (на улыбке открыть рот, превращая зык «в прямую» часовую стрелку, дотягиваться до уголков рта влево-вправо; чередуем 5-7 раз)

Упражнение «Орешки»

  • улыбнуться, открыть рот
  • острым кончиком языка упираться поочерёдно в каждую щеточку
  • можно усложнить задание, ещё «покатать» орешки внутри каждой щечки, оставляя кончик языка острым

Упражнение «Почистим зубки»

  • улыбнуться, открыть рот
  • острым кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно верхние и нижние передние зубки

Упражнение «Язычок-счетовод» (посчитаем зубки)

  • улыбнуться, открыть рот
  • острым кончиком языка с внутренней стороны «посчитать» верхние зубки справа и слева (всего зубного ряда)

Важными упражнениями на силовой и укрепление передней части мышц языка являются упражнения:

Упражнение «Киска»

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

Это упражнение выполняется в разных вариантах:

  • киска выгибает спинку
  • киска «выпрыгивает из-за зубок-заборчика
  • киска прячется за заборчик

Упражнение «Язычок-силач» (упражнение на силовое сопротивление). Язык в позиции «горкой», стараться удержать палочку из под Чупа-чупса/соломинку/шпатель Д-Ригальского между передней и средней части языка, как бы обхватив как «слон хоботом»

Упражнение «Завяжи бантик»

  • губы в улыбке, рот открыт, язык «киска»
  • покусываем аккуратно зубками=заборчиком «язык-киску», превращая язык в бантик

«Бантик» из языка получается лишь при снятом тонусе средней части языка и выработке «канавки» по середине языка в результате выполнения регулярной дыхательной гимнастики.

Упражнение «Шторм в стакане»

  • губы в улыбке, рот открыт, язык узким бантиком зажат зубками-заборчиком
  • нос=вдох, дуть в соломинку посередине языка «бантика» в «стакан»

В слогах упражнения можно выполнять соломинкой, затем заменяя

На начальном этапе свистящих звуков (изолированно, в словах)

Упражнение «Насос»

  • Губы в улыбке, зубы «заборчиком», язык в положении «горкой/…», открывая и закрывая рот, зажимая язык «… бантиком; зубами. Дуть по середине «бантика»
  • Можно класть по середине палочку из-под Чупа-чупс/зубочистку. Подобно «накачивание воды насосом» (с-с-с-с-с)

При автоматизации в слогах словах контроль перед зеркалом.

Зазубное произнесение + контроль холодного воздуха по середине языка (палец перед «заборчиком»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Артикуляционные упражнения  нацелены на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения  свистящих звуков....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков....

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков(по методике Е.Ф. Архиповой) Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.ВКомп...

Артикуляционная гимнастика, комплексы упражнений для подготовки к постановке звуков.

Рекомендации по выполнению. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики приподготовке к постановке звуков (шипящие, л, р)....

Буклет "Комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков"

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)....

Буклет артикуляционной гимнастики для родителей. На разные группы речевых нарушений( для межзубного симатизма, бокового сигматизма, растяжения уздечки, общая)

Буклет артикуляционной гимнастики для родителей.На разные группы речевых нарушений( для межзубного сигматизма, бокового сигматизма, растяжения уздечки, общая).Для каждого ребёнка - индивидуально. Обло...