Доклад "Система условий как фактор, обеспечивающий полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становления личности ребёнка"
материал по коррекционной педагогике

Горбунова Алла Гайнитдиновна

Основная цель коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_gmo.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

"Система условий как фактор,

обеспечивающий полноценное развитие всех видов детской деятельности,

коррекцию отклонений высших психических функций

и становления личности ребёнка"

(Выступление на ГМО)

                                               

Подготовила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

   

       г. Покачи  2021 г

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Основная цель коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Основополагающими задачами сопровождения детей  с ограниченными возможностями мы считаем:

  1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства  через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
  2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными  потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
  3. Укрепление  здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, в помещениях групп созданы условия в зависимости от характера нарушений здоровья. Рассмотрим их подробней:

В группе  создана развивающая предметно-пространственная  среда для развития речи  ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками: игрушки для обыгрывания стихов, целевой комплект игровых средств (ЦКИС)  «Ручная умелость», материалы для развития мелкой моторики: мозаика, конструкторы ЛЕГО, речевые дидактические игры.

В кабинетах групп компенсирующей направленности и кабинетах учителей- логопедов также имеется оборудование для развития речи: (представлено на экране).

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения среда насыщенна сенсорными тактильными материалами,  звучащими игрушками, дощечками с разными  поверхностями,  дидактическими  играми – тренажёрами, тренажером для глаз «Кугельбан». Также имеются  оформленные  кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы заданий.

Ведущим при задержке психического развития является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит такие атрибуты и материалы: предметы и объекты, связанные  одной тематикой, фотографии, символы, отражающие жизнь группы, уголок дежурства; наглядная информация для родителей, календари природы, пособия для исследовательской деятельности, игры и  пособия  для ознакомления с окружающим миром,  наличие художественной и энциклопедической литературы, наличие материалов по правилам безопасности.   Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно – ролевые игры делятся с учетом гендерной социализации: уголок для мальчиков и уголок для девочек. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «Гараж», «Мастерская», «Ателье», «Почта». Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.( работа педагога психолога на экране)

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Поэтому в этой зоне есть игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий: схемы составления описательных рассказов, предложений,  игры «Пройди по стрелке», «Найди игрушку» и др.

        Для детей с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата  созданы следующие  условия: минифланелеграфы с подборкой карточек, моделей по темам,  разнообразные шнуровки по темам,  рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, сборно-разборные игрушки. В спортивном зале  дети занимаются   в сухом бассейне, тренажерах. (ЭКРАН)

Одними из факторов, влияющих на  успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками.  

Игротерапия — метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры.  

Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к речевому и тактильному общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.

Коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я». К основным видам арттерапии относятся:

Рисование — творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. (ПРИМЕР)

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.(ПРИМЕР)

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу. (ПРИМЕР)

Сказкотерапия —использую сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения. (ПРИМЕР)

Куклотерапия используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, речевым расстройством, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. (ПРИМЕР)

Песочная терапия. Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно- количественных представлений, для развития мелкой моторики. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников специалисты и педагоги используют информационные и коммуникационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: интерактивные речевые игры, компьютерные программы, тактильно-звуковые центры, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Огромное значение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ имеют здоровьесберегающие технологии: медико-профилактические; физкультурно- оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.

В целях оздоровления организма ребёнка  проводятся различные виды

закаливания. Это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, массаж стопы, полоскание,  контрастное обливание ног.

А сколько положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах, музыкальных занятиях и развлечениях. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки на свежем воздухе.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. 

         «Партнерство» наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и педагогов.

Так определяется общая цель педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать у родителей адекватную самооценку.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские собрания.

1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями.

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

1.5. Проведение детских праздников и развлечений.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

2.2. Родительский час.- информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, , педагога - психолога, воспитателей и по мере необходимости.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Такое сотрудничество со специалистами детского сада помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

        Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе.

Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Поэтому все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, прошли специальную курсовую подготовку, находятся в поиске эффективных технологий работы с детьми с ОВЗ, разработкой инновационных проектов.

В рамках реализации плана  мероприятий по повышению  доступности объектов и услуг в ДОУ  установлены на калитке  кнопка вызова персонала,  при входе подъемник для инвалидов, на дверях предупредительные знаки для слабовидящих. Официальный сайт ДОУ также имеет версию для слабовидящих. 

Я  убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»

В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй....

Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста

Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук ...

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Конспекты занятий, анкетирование родителей, характеристика ребёнка с ЗПР

Данная работа будет полезна  для начинающих специалистов: дефектологов, психологов, олигофренпедагогов. В данном материале кратко описаны основные виды ЗПР, особенности ВПФ детей с ЗПР. Также пре...

Работа методического объединения педагогов-стажистов ДОУ "Создание условий для организации всех видов детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Документы, подтверждающие руководство работой методического объединения педагогов-стажистов ДОУ в 2020-2021 учебном году...

Мастер-класс «Технологии углубленной диагностики базовых высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».

Задачи: - создание творческой атмосферы; - снятие психо-эмоционального напряжения; - повышение эмоционального тонуса; - позитивного настроя педагогов....