Консультация для педагогов «Причины и формы детской агрессивности»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зехина Ольга Николаевна

Разбираются вопросы причин агрессивности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_agressivnost_detey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Причины и формы детской агрессивности»

Выполнила:

воспитатель МДОУ № 20 «Умка»

Зехина Ольга Николаевна

г. Углич, 2019 г.

Введение

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения  проявления детской агрессивности уходят, уступают место более спокойным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

       При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

      Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам).     Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Детская агрессивность и ее причины

    В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

    Далее многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада, а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

    Исследования в области изучения детской агрессии показали, что на формирование данной особенности влияют:

1."Семейные" причины:

-неприятие детей родителями (ребёнок думает или знает, что он не желанный его не хотели, также безразличие или враждебность со стороны родителей);

-разрушение эмоциональных связей в семье (ссоры между родителями; между родителями и ребенком);
- неуважение к личности ребенка (агрессивные реакции родителей по отношению к ребёнку; неуважение к личности ребенка и пренебрежение);
- чрезмерный контроль или полное отсутствие его;

- избыток или недостаток внимания со стороны родителей; 

- запрет на физическую активность. 

2."Личные" причины

- подсознательное ожидание опасности (когда ребенок напуган, он иногда перестает понимать, кто ему друг, а кто враг);
- неуверенность в собственной безопасности (он всегда подсознательно настроен на плохое);

- личный отрицательный опыт; 

-эмоциональная нестабильность; 

-недовольство собой (может быть из-за отсутствия эмоционального поощрения от родителей, любви);

-повышенная раздражительность; 

    Также к основным причинам проявлений детской агрессивности относятся:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

    В большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный  или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

   Психологическими особенностями, провоцирующими агрессивное поведение детей, обычно является:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Формы детской агрессивности

    Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию.

    Вербальная агрессия направлена на обвинения или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы. Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилки.

    В этой форме происходит механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

    Физическая агрессия направлена на причинение какого – либо материального ущерба другому лицу через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

  • разрушение продуктов деятельности другого;
  • уничтожение или порча чужих вещей;
  • непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения.

      В этой форме не только злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Этот вид агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею.             Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни.

    В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

Заключение

    В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Для таких детей будет полезна специальная коррекционная работа. Она, в основном, должна быть направлена не на безопасный выход агрессии, не на повышение самооценки, и даже не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции и формировании способности видеть и понимать других.

Литература

  1. Амиреева И.Т. Кулганов В.А. Причины и особенности агрессивного поведения дошкольников //Дошкольная педагогика, декабрь 2016 - с.46-49
  2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  3. Кулганов В.А. Психологические аспекты агрессивного поведения дошкольников // Дошкольная педагогика, 2015 - №6 с.111.
  4. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для педагогов. Тема "Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком".

Аннотация к методической разработке:Консультация для педагоговТема: "Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком"Автор-составитель: педагог-психолог высшей квалификационной категории Моисеенко О...

Причины и виды детской агрессивности. Тактика взрослых.

Причины детской агрессивности. Тактика взрослых....

Консультация для педагогов « Проектная деятельность в детском саду – это наиболее эффективная форма работы с дошкольниками»

Проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками прое...

Консультация для педагогов на тему "Формы работы по ОБЖ в детском саду"

Цель: Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Задачи:1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;2. Формирование у д...

Причины и формы детской агрессивности.

Причины и формы детской агрессивности....

Консультация для педагогов «Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения....

Консультация для педагогов «Родительское собрание в детском саду в нетрадиционной форме»

Родительское собрание - это способ взаимодействия воспи­тателя и родителей по какой- либо актуальной проблеме, однако на сегодняшний день смысл таких собраний сводится лишь к решению организационн...