Песочная терапия для детей
методическая разработка по коррекционной педагогике

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Пескография является одним из направлений арттерапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние. Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.

Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже.

Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста с использованием песка, разработанная в соответствии с Письмом Минобрнауки от г. № 06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», является программой социально-педагогической направленности. Программа разработана для детей второй младшей группы.

Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Новизна программы заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.

Цель программы: развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

Учебная программа рассчитана для детей 3-4 лет на 1 учебный год (с октября по май), занятия по 30 минут в неделю.

НОД в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю.

В 1 и 3 неделю «Песочная игротерапия», во 2 и 4 неделю занятия с кинетическим песком.

Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН (изм. от #1075;.) устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4 лет

Форма обучения:

1) индивидуальная;

2) подгрупповая, наполняемость групп – 10 человек.

занятие

количество занятий в месяц

длительность занятия

объем нагрузки в месяц

всего занятий в год

Песочная игротерапия

4

15 минут

60 минут

32

(480 минут, 8 часов)

Занятия с кинетическим песком

4

15 минут

60 минут

32

(480 минут, 8 часов)

Итого

8

15 минут

120 минут

64

(960 минут, 16 часов)

Прогнозируемые результаты.

Работа по программе кружка «Песочное царство» позволяет достичь следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого ( формирование эмпатии );
  • игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.

Формы подведения итогов

  • оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
  • выступление на родительских собраниях
  • консультации
  • мастер-классы
  • методические рекомендации для родителей

#1059;чебно-тематический план.

Месяц

Тема

Цель

Кол-во занятий

Октябрь

«В песочном царстве».

(песочная игротерапия)

Познакомить детей со свойствами песка.

2

«Мостик для лошадки»

(занятия с кинетическим песком)

Создание коллективной работы на основе впечатлений от предыдущих игровых ситуаций

2

«Знакомство с Песочным Человечком»

(песочная игротерапия)

Знакомство детей с правилами поведения в песочнице; развивать навыки общения детей; развивать доброжелательность детей

2

«Что получилось?»

(занятия с кинетическим песком)

Развивать умение работать по образцу, взаимодействовать с педагогом и

сверстниками.

2

Ноябрь

«Песочный дождь»

(песочная игротерапия)

Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольника; разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; развитие тактильной чувствительности.

2

«Город веселых музыкантов»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«В гостях у Песочной феи»

(песочная игротерапия)

Познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии; формировать представление о свойствах сухого и влажного песка; закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком; развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

2

«Дорожка для зайчиков»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Декабрь

Песочные прятки с камушками (песочная игротерапия)

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

2

«Песочный торт»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей;

2

«Путешествие золотой рыбки»

(песочная игротерапия)

Продолжать учить детей создавать песочные сюжеты. Заинтересовать и вовлечь в работу детей. Развитие устойчивости их внимания, познавательного интереса, используя элемент нравственности.

2

«Островок»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Январь

«Снежинки на песке» (песочная игротерапия)

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

2

«Знакомство с песочной черепашкой»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений.

Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Сказочный зимний лес»

(песочная игротерапия)

Учить проговаривать свои ощущения;

закрепить знания о временах года, признаках зимы.

Способствовать восприятию мира через зрительный, слуховой и кинестетический каналы; активизировать мыслительные и эмоциональные резервы.

2

«Что такое снеговик?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Февраль

«Колобок»

(песочная игротерапия)

Побуждать детей к речевой, эмоциональной активности с помощью путешествия по сказке «Колобок», используя в работе с детьми различные технологии (игры с песком). Создавать обстановку внутренней защищенности с помощью использования форм естественной деятельности ребенка – игр с песком.

Улучшать координацию движений и мелкую моторику рук с помощью игровой терапии с песком.

2

«Чей малыш?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Воздушный шарик»

(песочная игротерапия)

Развивать творческое воображение, устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности

2

«У солнышка в гостях»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Март

«Волшебный цветок»

(песочная игротерапия)

Научить детей при помощи песка делать аппликацию. Формировать умение различать предметы по цвету

Развивать мышление, восприятие цвета

Развивать мелкую моторику, координацию движений

2

«Что спрятано в песке?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Роспись песком»

(песочная игротерапия)

Развитие познавательных процессов;

развитие внимания, воображения, мышление; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

снижение психофизического напряжения.

2

«Весёлые цветные куличики»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей. Знакомство детей с основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым

2

Апрель

«Путешествие в сказку»

(песочная игротерапия)

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций. Развитие фантазии. Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям. Снятие эмоционально – психического напряжения.

2

«Песочные звезды» (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«День рождения Песочной феи»

(песочная игротерапия)

Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции; развитие ориентировки в схеме собственного тела (правая и левая рука); воспитание чувства радости.

2

«Корзинка конфет»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Май

«Путешествие на остров Сокровищ»

(песочная игротерапия)

Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти.

Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде. Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме

2

«Пироги пекла лиса»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

« Бабочка»

(песочная игротерапия)

Научить детей при помощи песка делать аппликацию. Повторить свойства песка. Развивать моторику рук и воображение.

2

«Путешествие на лесную поляну»

(Итоговое диагностирующее занятия)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

#1057;одержание рабочей программы

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.

Принципы содержания программы:

#1057;истемность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций.

#1055;реемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях детского сада и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.

3.Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.

4.Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

5.Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка (3-4 лет), представленными в пяти образовательных областях.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Социально-коммуникативное развитие

Направлено на развитие и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.

Физическое развитие

Развитие координации движений, мелкой моторики рук и флангов пальцев. Активизация волевой сферы. Формирование правильной осанки.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения между людьми.

4 . Методическое обеспечение

На занятии используются различные методы и приѐмы:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Данные методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая

Подводится итог занятия, создается у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляются положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Основные процедуры: ритуал выхода.

На занятиях используются:

  • индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной игротерапии и лепки кинетическим песком;
  • фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
  • шаблоны-трафареты;
  • кисточки, лопаточки, грабельки и пр.

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

5. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды

При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:

  1. на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации;
  2. руки необходимо мыть до и после занятия;
  3. очистку песка от мусора, использованного материала, а так же желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.

При организации игротерапии следует учитывать следующие моменты:

  1. игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
  2. во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку;
  3. установки не должны быть директивными;
  4. при затруднении составления композиций предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой.

При организации занятий кинетическим песком:

  1. нельзя допускать увлажнение песка;
  2. в начале занятия песок в равном количестве по кусочку лежит в подносе; после использования песка желательно, чтобы дети самостоятельно собрали его снова в комочек.

Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

4. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
  1. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка на песке (занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).

Занятия помогают раскрыть способности, использовать ресурсы, проявить свою активность, удовлетворять потребности, получать удовольствие от жизни и повышать стрессоустойчивость....

Методическая рекомендация по занятию песочной терапии для детей раннего возраста.

Во время работы с детьми мы определяем на ощупь свойства песка, активизируем в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.» Развивем у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию....

Методическая рекомендация по занятию песочной терапии для детей раннего возраста.

Во время работы с детьми мы определяем на ощупь свойства песка, активизируем в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.» Развивем у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию....

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Образовательная деятельность по песочной терапии для детей 1 младшей группы «Путешествие в волшебную песочную страну»

1. Учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова  «шершавый, сыпучий, сухой.»2. Развивать у детей мелкую моторику рук, восприятие, творчество.3. Закрепит...