КОНСПЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ (с использованием элементов психогимнастики и песочной терапии) для детей ОНР (5-6 лет) Тема занятия «Преображение песочной страны»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Золотой ключик» комбинированного вида
КОНСПЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
(с использованием элементов психогимнастики и песочной терапии) для детей ОНР (5-6 лет)
Тема занятия «Преображение песочной страны»
Учитель-дефектолог: Рунышкова Татьяна Валерьевна
Юрьев-Польский
2019 год
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы.
Задачи: − закрепить знания о свойствах песка,
− развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику,
− воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.
Оборудование: мяч, мягкие коврики, сундучок, песочницы, мелкие предметы и игрушки для обыгрывания построек, карандаши, лейки, «подарки» - стеклянные камушки, аудиозапись «Вивальди и Звуки океана», аудиозапись «Голоса природы».
Основная часть
Приветствие: активизация внимания детей (2 минуты).
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Проходите и вставайте в круг около ковриков. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по песочной стране! Но сначала давайте познакомимся, а поможет нам в этом веселая игра. Я буду кидать вам по очереди мячик, а вы, возвращая его мне, назовете свое имя. - Меня зовут Татьяна Валерьевна. (В это время передаю мяч ребенку).
- Меня зовут (имя ребенка). (Каждый ребенок поочерёдно называет своё имя). - Вот мы и познакомились.
2. Упражнение «Океан» - снятие эмоционального и мышечного напряжения (2 минуты).
А теперь садитесь на коврики. Закройте глаза и представьте, что мы находимся на берегу океана…, волны набегают на берег и хотят с нами поговорить…, ласково шепчут имя каждого из нас. Постарайтесь услышать в шуме волн свое имя. (Во время выполнения задания аудиозапись «Вивальди и Звуки океана» продолжает звучать, но немного громче).
Откройте глаза, и пусть каждый по очереди назовет свое имя так, как ему прошептали волны. (В это время ассистент выключает музыку и незаметно записывает ответы детей на листочках для бейджа, складывает их в сундучок).
Волны не только шептали ваши имена, но еще и приготовили для каждого из вас билеты и предлагают посетить удивительную песочную страну. (В это время беру у ассистента сундучок и закрепляю на каждом ребенке бейдж).
А теперь выберите себе пару и можно отправляться в путь. (Дети встают парами, звучит музыка «Голоса природы». Все вместе идем по кабинету. Если на занятии нечетное количество детей и один ребенок остается без пары, то встаю рядом с ним. И в дальнейшем все действия объясняю и проделываю вместе с ним).
3. Упражнение «Прогулка в лесу» - развитие групповой сплоченности (2 минуты).
- Посмотрите, какой вокруг нас красивый лес. Что вы слышите?
Звонко поют птицы, ласково журчит ручей… - Ой, что это впереди? Посмотрите, какой узкий мостик нам нужно перейти. А внизу под мостиком быстрая река. Давайте крепко возьмем друг друга за пояс. (Проговариваю и показываю все действия вместе с ребенком, стоящим рядом со мной). Идем по мостику не торопясь, помогая друг за друга. Вот и прошли мы с вами самое трудное место, которое встретилось на нашем пути. Давайте встанем опять парами и продолжим наше путешествие.
Посмотрите, мы попали на цветочную поляну. Какие цветы вы видите? Ромашки, колокольчики, красные, голубые… - Надо идти аккуратно, поднимая ноги высоко, чтобы не сломать стебельки у цветков. (Двигаемся в сторону песочниц, заранее закрытых тканью бежевого цвета).
Ребята, лесные жители приготовили нам сюрприз. Давайте поглядим, что там. (Плавным движением руки убираю ткань с песочниц). Ах, так вот и она - песочная страна! (Делаю паузу во время эмоциональной реакции детей). Подойдите ближе к столам, а чтобы вам было удобно, одна пара встанет к одному столу, а другая - ко второму столу. (Дети занимают свои места).
4. Упражнение «Что спряталось в песке?» - развитие тактильной чувствительности (3 минуты).
- Посмотрите, что здесь? (Показываю рукой на песок). О, да это же песочек! - Положите руки на песок. Что вы чувствуете…, какой он на ощупь? - Теплый, мягкий, сыпучий… - Конечно, теплый. Давайте проведем по песку своими руками, дадим ему еще и частичку нашего тепла. А ещё вы почувствовали, что он мягкий. Посмотрите, как он легко меняет свою форму, когда мы играем с ним. Песок сыпучий. Когда мы берем его в руку, посмотрите, как он струится у нас между пальцами. (Во время исследования песка поощряю высказывания детей. Если дети говорят самостоятельно и развернуто, то я свои высказывания сворачиваю).
А вот у … (имя ребенка) видно дно песочницы, и мне кажется, что эта голубая полоска похожа на ручеёк (или пруд, в зависимости от формы). А какие ещё водоемы вы знаете? - Озера, реки, моря, океаны.
А давайте попробуем сделать их. Раскопайте песок, доберитесь до дна песочницы. (Помогаю детям, показывая движения руки. Рука ставится ребром, пальчики плотно сжаты, движения четкие, не размашистые).
Вы нашли реки, озера, а теперь найдите, что ещё спряталось в песке. (Дети откапывают и называют инструменты).
Я нашла грабли. А как вы думаете, что граблями можно делать? - Разравнивать землю, песок. - Правильно. Вот теперь давайте разровняем наш песок. (Дети граблями разравнивают поверхность. Обращаю внимание детей на то, что разравнивать песок надо не только в середине, а со всех сторон и в уголках, чтобы не было бугорков и ямок). А теперь грабли положите к бортику, который находится дальше от вас, они нам еще понадобятся.
5. Игра «Отпечаток» - показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация (3 минуты).
Ах, какой у вас ровный песочек! (Индивидуальная похвала детей). Давайте положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток вашей руки. (Тем детям, которые нажимают сильнее или слабее, предлагаю изменить силу нажима. Во время выполнения задания беру стакан с карандашами). Посмотрите, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать? Птица, цветок, солнышко…
Возьмите в руки карандаш и дорисуйте свои ладошки и назовите, что у вас получилось. Сказочная птица, красивый цветок, яркое солнышко… А еще посмотрите, что получилось у вашего друга. (Дети рассматривают детализированные отпечатки рук. Я в это время беру лейку с водой).
6. Игра «Преображаем пустыню» - развитие мелкой моторики и воображения (9 минут).
Посмотрите, в песочной стране пошел дождик. (С помощью лейки смачиваю песок). - Дождик тоже оставил на песке свои отпечатки. Положите руки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь? Песок стал холодный, мокрый, твердый. Как вы думаете, что можно сделать из мокрого песка? Можно построить горы, замки. (Во время ответов детей я хорошо проливаю некоторые участки песочницы, затем формирую из мокрого песка горки. Большинство демонстрационных действий провожу на территории песочницы наиболее неуверенного ребенка. После завершения своей работы спрашиваю – убрать ли мне свою постройку или подарить ему).
А теперь каждая пара придумает свою историю про песочную страну. Сначала договоритесь, о чем будет ваша история, а потом подойдите к столу и выберите себе игрушки. (Дети договариваются между собой, как будут строить: в паре или по одному, определяют тематику и начинают самостоятельную работу).
7. Обсуждение (3 минуты).
Что это за страна получилась? Далекая страна снов. Кто живет в вашей стране? Разные динозавры. -Всем ли им хорошо в этой стране? В этой стране много фруктовых деревьев. Динозавры сытые и довольные бегают по полянке, у них много друзей. А еще к ним в гости приезжают дети со своими родителями.
8. Заключение (1 минута).
Молодцы, ребята, (индивидуальная похвала детей) вы сегодня много интересного построили в песочной стране. И, конечно же, песочная страна вам очень благодарна. Она дарит вам вот эти камни, которые помогают исполнять добрые желания. (Камни должны быть внешне необычными). Пусть каждый из вас возьмет его в руки и тихонечко, шепотом, загадает желание. И я думаю, рано или поздно оно обязательно исполнится. Спасибо вам. До свидания!
Итоговое время 25 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"
Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Конспект занятия «Вежливость» с элементами сказкотерапии и песочной терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия «Вежливость»с элементами сказкотерапии и песочной терапиидля детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Коррекционно-развивающие занятия с использованием техник арт-терапии: песочная терапия
Главный принцип песочной терапии – наведение «мостов» между внутренним и внешним миром. Для песочной терапии используется много элементов – фигурки людей и животны...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни детей 4-5 лет на тему «Научим жителей Песочной страны быть здоровыми» с использованием песочной анимации
Конспект организованной образовательной деятельностипо формированию здорового образа жизни детей 4-5 летна тему«Научим жителей Песочной страны быть здоровыми»с использованием песочной...
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет на тему "Полет в космос"
Цель занятия. Расширить знания детей о Вселенной; содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей; создавать благоприятные условия для совместной познавательной деятельнос...
Конспект открытого занятия в младшей группе с использованием песочной терапии «Домашние животные и их детеныши»
Конспект (НОД) занятия в младшей группе с использованием песочной терапии. Может использоваться как воспитателем, так и в коррекционной работе....