Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми с ТНР (6-7 лет) "Использование приемов сказкотерапии и театрализации в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Родина Елена Юрьевна

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, эмоционально-волевая сфера. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. Сказка является одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими трудности в эмоциональной, речевой и поведенчес­кой сфере. В занятии используются методы с помощью которых формируются связная речь и совершенствуется грамматический строй речи. Воспитывается в детях смелость, уверенность в себе, способность принимать решения в трудных ситуациях и взаимовыручка.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребенку, сотрудничество во всех направлениях этой работы, необходимое условие обеспечения результативности деятельности в психолого – логопедической службы в детском саду.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_sovmestnogo_zanyatiya._1.docx159.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР 6-7 ЛЕТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ И ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Педагог-психолог: Чепикова Виктория Николаевна

Учитель-логопед: Родина Елена Юрьевна

МБДОУ д/с № 15 «Ручеёк»,

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Аннотация

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, эмоционально-волевая сфера. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. Сказка является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими трудности в эмоциональной, речевой и поведенческой сфере. В занятии используются методы с помощью которых формируются связная речь и совершенствуется грамматический строй речи. Воспитывается в детях смелость, уверенность в себе, способность принимать решения в трудных ситуациях и взаимовыручка.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребенку, сотрудничество во всех направлениях этой работы, необходимое условие обеспечения результативности деятельности в психолого – логопедической службы в детском саду.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.

Технологическая карта

Тема

Использование приёмов сказкотерапии и театрализации в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога для развития связной речи у детей с ТНР

Тип

Занятие по развитию в эмоционально-личностной и познавательной сфере детей подготовительной к школе группы

Цель

Применение сказки как средства развития связной речи, эмоционального, поведенческого затруднения у дошкольников, воспитание личности ребенка в собственной возможности и сглаженными отрицательными переживаниями связанные с подготовкой к школе

Задачи

Обучающие:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи (использование в речи притяжательных прилагательных, развитие навыков словообразования и словоизменения).
  2. Учить строить предложение из слов, побуждать к домысливанию.
  3. Развивать связную речь.

Коррекционные:

  1. Развивать связные речевые высказывания, слухомоторные координации посредствам сказки.
  2. Работать над развитием психических процессов зрительно – пространственного восприятия, внимания, слуховой памяти, творческого воображения, логического мышления.
  3. Учить через сказку позитивным моделям и правилам поведения в школе

Воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, регуляции эмоционального поведения.
  2. Расширять и активизировать словарный запас, навыки общения, высказывания положительных эмоций друг другу.
  3. Учить через сказку позитивным моделям и правилам поведения в школе

Группа

Дети подготовительной к школе группы ТНР (6-7 лет)

Оборудование

Мешочки 7 шт., разноцветные камушки, игрушки гномики, ширма для театра, корона, мантия, накидка для стула, картинки с правилами 7 штук.

Муз. Э. Григ «В пещере горного короля», Муз. Минус «Приглашают нас сегодня гномы» (Музыка Марины Федоровой, слова Татьяны Кирюшатовой) (Сказка на ладошке)

Словарная работа

эмоции, грусть, злость, гнев, радость

Образовательная область

Социально-коммуникативная в интеграции с речевой.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1 этап- Организационно - мотивационный

Приветствие. Введение в сказку Муз. Минус «Приглашают нас сегодня гномы» (Музыка Марины Федоровой, слова Татьяны Кирюшатовой) (Сказка на ладошке)

Педагоги объявляют детям о том, что у них в гостях сегодня снова Гномики.

Дети стоят полукругом.

Приветствуют друг друга под песню Гномиков.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Привлечь внимание детей с помощью музыкальной игры, сопровождая действия художественным словом

2 этап- Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Артикуляционная гимнастика и мимическая гимнастика с гномами совместно с учителем логопедом и педагогом-психологом в муз. сопровождение «Гном»

Гномик наш весёлым был,

Улыбки солнышку дарил.

Солнце по небу гуляло,

Гному лучик посылало (эмоция радости)

Раз, два, три улыбку покажи.

Упражнение «Улыбка».

Упражнение «Вкусное варенье».

Завтракали всегда Гномики вкусным земляничным вареньем.

И с вареньем земляничным

Завтрак был всегда отличным (эмоция удовольствия)

Упражнение «Оскал».

Очень гном любил в лесу гулять.

Долго гном в лесу гулял,

Злого волка там видал.

Страшен был его оскал,

Гном от волка убежал. (эмоция страх)

Дети совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом выполняют упражнения артикуляционной и мимической гимнастики

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить сомкнутые зубы (верхние и нижние)

Логопедическая и психическая деятельность

3 этап- Основная часть

Педагоги представляют детям сказку. Один гном предлагает послушать историю про гнома Самсамыча.

Эта история произошла в волшебном лесу, где живут очень добрые, честные и трудолюбивые Гномы. Каждый день они ходили в школу хорошо учились и только в свободное время они играли веселились и отдыхали.

В Лесной школе Самсамыч сначала старался, но потом стал уставать, ему стало трудно, и он стал лениться.

Все чаще его находили на мягком диванчике. Его друзей это сильно беспокоило.

Тим: что с тобой Самсамыч. Ты, стал сонным и вялым,

Самсамыч: Я решил зря силы не тратить я устал! – Том: Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь!

Самсамыч: не хочу больше учиться! Надоело мне! Я думал, что это легко - быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!!

Ая: конечно, иногда хочется быстрых результатов. Но ведь хорошо быстро не бывает!

Самсамыч: ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями!

Ребята, что чувствовал Самсамыч? А у вас бывает такое, что вы устаете? А как вы справляетесь с этим чувством?

Ая: Ребята дело плохо, а если Самсамыч будет лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.

Самсамыч а кто это такой?

Ая: это зверек похожий на обезьянку. Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. "Лень!" - думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным запахом. "Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!" - продолжал размышлять Ленивец. Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. "Эй, Ленивец, поиграй с нами!" - кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. "Даже есть лень!" - удивлялся сам себе Ленивец. Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве. Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете. Наверное, он и сейчас там висит.

Игра «Обезьянки и ленивец»

Ая: Ребята а кем вам понравилось быть обезьянкой или ленивцем?

ну что, ребята понравилось вам быть ленивцами? А если мы превратимся в ленивца навсегда? Что будет с вами тогда? Ребята, гномы очень трудолюбивый народ. Давай Самсамыч вставай с диванчика и пойдем к горному королю он поможет нам справится с ленью. Но чтобы король научил нас справляется с ленью мы должны потрудится собрать для него ценные камни.

Гномы приглашаю детей в пещеру горного короля.

А горный король детям предлагает составить свод правил. Обменивает свои мешочки на правило. А горный король обобщает свод правил.

Педагог: как мы можем себе помочь если чувствуем усталость и лень?

Давай мы наши драгоценности обменяем на мудрые советы от короля.

Дети с удовольствием слушают сказку и высказывают свое мнение по сюжету сказки

Дети рассказывают о своих ситуациях, при которых испытывают чувство лени. И как приходилось с ней бороться.

Дети слушают внимательно про нового зверька Ленивца.

Дети изображают Ленивца и обезьянок

Ребята отвечают, хотели бы они быть похожи на Ленивца. Как можно справиться с ленью

Дети отправляются с мешочками под муз. «В пещере горного короля» муз. Э. Григ. В пещеру горного короля

В пещере дети собирают ценные камни и кладут их в свои мешочки.

Дети, обменяв свои мешочки на правило приклеивают на плакат

Все правила приклеиваются на плакат, и дети этот плакат размещают у себя в группе. И обещают гномам соблюдать все правила, чтобы лень не смогла ими завладеть

Получение положительных эмоций.

Получение положительных эмоций.

Участие в сюжете поиска драгоценных камней. Планирование и удержание программы действий.

Произвольная регуляция поведения. Развитие зрительно-пространственной координации.

4 этап-рефлексивно-коррегирующая деятельность

Ребята, а теперь подведем итог нашей сказки мы возьмем корзинку с гномиками каждый выбирает себе гнома и проговорит какое у него было настроение.

Прощание.

Муз. Минус «Приглашают нас сегодня гномы» (Музыка Марины Федоровой, слова Татьяны Кирюшатовой) (Сказка на ладошке)

Дети высказывают свои мнение, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Дети выполняют движение под музыку

Продолжение занятия. Предложить детям нарисовать сказку «Как гномы лень победили».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"

Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...

Сказкотерапия в совместной работе Педагога-психолога и Учителя-логопеда

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использ...

Использование современной методики «Бумажное путешествие» в совместной деятельности педагога- психолога с детьми дошкольного возраста

Методика «Бумажное путешествие» помогает педагогам включиться в игру и реализовать образовательную деятельность в игровой форме. ...

Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время  образование детей с ограниченными возможностями здоровья –   одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...

"Основные направления совместной работы педагога-психолога с учителем-логопедом"

Число детей дошкольного возраста с отклонениями в познавательной и речевой сфере увеличивается с каждым годом. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит уч...