Логопедические распевки для детей
картотека по коррекционной педагогике

Герасимова Ксения Владимировна

Логопедические распевки для детей - это небольшие стихи-чистоговорки, которые принято распевать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_raspevki.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические распевки

Логопедические распевки – это небольшие по объему стишки-чистоговорки. Их принято пропевать.

Их использование на занятиях способствует следующему:

Улучшается звукопроизношение.

Выравнивается темп речи.

Корректируется слоговая структура слова.

Развивается речевое дыхание.

Стоит отметить, что все логопедические распевки вырабатывают у дошкольников четкую речь.

Про ежика

Цель: улучшить произношение буквы «Ж».

Задачи: сформировать навык пользования новыми словами; обогатить пассивный словарь ребенка.

Слова:

Жа жа жа жа – мы нашли в лесу ежа.

Жу жу жу жу – дали яблоко ежу.

Же же же же – скушал еж его уже.

Варианты логопедических распевок

Представленные варианты можно использовать в качестве подготовки к основному занятию либо в свободное время. Все они обладают общими целями и задачами.

К первым относят:

Формирование фонетической системы языка.

Развитие диалогической речи.

Настраивание ребенка на понимание речи взрослого.

Логопедические распевки для неговорящих детей

Задачи:

Побудить детей принимать участие в диалоге, используя речевое общение.

Развивать навыки общения.

Приучать детей слушать речь взрослого, понимать его указания, выполнять несложные поручения.

Варианты логопедических распевок:

Название

Текст

Про козу

За за за за – за забором живет коза.

Жу жу жу жу – я с козою дружу.

Трава и дрова

Ла ла ла ла – на траве лежат дрова.

 

Лу лу лу лу – я дрова подберу.

Про грибы

Бы бы бы бы – в лесу растут грибы.

 

Бу бу бу бу – я грибы соберу.

Блины у бабы Нины

Ны ны ны ны – баба Нина печет блины.

 

Эм эм эм эм – я блины съем.

Подарок маме

Ам ам ам ам – маме я цветочек дам.

 

Ме ме ме ме – очень приятно маме.

Про год

Ду ду ду ду – много дней в году.

 

Да да да да – нам весело всегда.

Про кашу

Ша ша ша ша – готова наша каша.

 

Шу шу шу шу – кушаю я кашу.

Ше ше ше ше – нравится каша мне.

Ша ша ша ша – буду еще кашу я.

Кошка и дом

Ом ом ом ом – у кошки есть свой дом.

 

Ём ём ём ём – хорошо ей в нем.

Молоко у коровы

Ко ко ко ко – корова дала молоко.

 

Ку ку ку ку – в бидоне я его несу.

Ка ка ка ка – полный бидон молока.

Про тяжелое ведро и сильную маму

До до до до – стоит большое ведро.

 

Ру ру ру ру – воды в него я наберу.

Гу гу гу гу – его поднять я не могу.

Ма ма ма ма – мне поможет мама.

Про стол

Ол ол ол ол – мы купили стол.

 

Жу жу жу жу – я за ним сижу.

Игра с логопедической распевкой

Для детей 2-3 лет игра остается ведущей деятельностью. Поэтому, если ребенок не хочет заниматься, можно попробовать его заинтересовать, предложив такой вариант. Чтобы у дошкольника появилась мотивация, необходимо выбрать приз. В качестве его выбирают вкусную еду, которую любит ребенок или лакомство.

Перед началом игры взрослый объясняет правила и показывает приз. Необходимо донести, что он достанется только тому, кто дойдет до конца и выдержит все испытания. Важное условие – отдать награду ребенку, даже если у него плохо получается проговаривать слова. Это позволит поверить малышу в собственные силы, поднимет его самооценку.

Необходимое оборудование для игры:

Красивый конверт. В него заранее кладут картинки к речевой игре.

Изображения: лисы, норы, еды.

Подготовительные действия заключаются в том, что конверт необходимо спрятать.

Цель мероприятия:

Улучшить связную речь звукопроизношение.

Установить речевые контакты у ребенка.

Побудить сопровождать речью действия.

Задачи:

Побудить к участию в рассказе-образце (договаривание слов и коротких фраз).

Научить отчетливо проговаривать отдельные слова и выражения.

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой. Ход занятия начинается с сюрпризного момента. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. После этого участники строятся и идут за педагогом.

Взрослый проговаривает вслух:

Ко ко ко ко едут дети далеко.

Ря ря ря ря через горы и моря.

Ду ду ду ду – к приключениям иду.

Вот мы и приехали в волшебное место. Посмотрите – что это за конверт лежит? (Заранее стоит спрятать туда красивый конверт). Воспитатель достает его после этих слов и открывает.

Дети, тут написано, что нам нужно угадать слова. Если вы справитесь с заданием, нам дадут вот такой приз (рассказать о награде). В конверте есть подсказки, которые я вам буду читать и показывать. Вы готовы?

Ответы детей: да да да! (Необходимо, чтобы дети отчетливо произнесли свой вариант).

Тогда начинаем! Я говорю вам первую часть подсказки, а вы заканчиваете. Вам нужно вставить необходимое слово. В помощь всем будут картинки. Начинаем играть!

Са са са са в лесу живет… (ответы детей) лиса.

Ру ру ру ру – полезем к ней в (ответы детей) нору.

Ет ет ет ет – говорит лиса нам (ответы) нет.

Ду ду ду ду – мы дадим лисе (ответы детей) еду.

Са са са са – спасибо говорит (ответы детей) лиса.

Ли ли ли ли – дальше мы (ответы детей) пошли.

Молодцы, ребята! Теперь нам необходимо повторить все вместе.

После этого дети повторяют за взрослым весь текст. Затем необходимо отдать награду участникам и похвалить их за успехи.

Длинные распевки

Логопедические распевки для неговорящих детей нужно подбирать индивидуально. У всех дошкольников уровень умственного развития различается. Если ребенок говорит плохо или же у него небольшой активный словарь, то используют усложненные варианты распевок.

Цель: улучшить речь и звукопроизношение.

Задачи:

Ввести в словарь ребенка новые слова и за счет этого улучшить речь и ее выразительность.

Улучшить звуковую культур речи.

Название

Текст

Про гусей

Си си си си – улетают гуси.

Сю сю сю сю – говорю я гусю,

Ем ем ем ем – улетаешь ты зачем?

Га га га га – мы летим все на юга.

Ам ам ам ам – а что же там?

Ло ло ло ло – там очень тепло.

Ягоды в лесу

Да да да да – в лесу есть ягода.

 

Ду ду ду ду – я в лес пойду.

Ду ду ду ду – ягоду найду.

Де де де де – растут они везде.

Ом ом ом ом – даже под кустом.

Мамин суп

Бы бы бы бы – у мамы есть грибы.

 

Уп уп уп уп – сварит она суп.

Ем ем ем ем – его я точно съем.

Ма ма ма ма – спасибо мама!

Летняя пора

То то то то – наступило лето.

 

Ро ро ро ро – едем мы на озеро.

Де де де де – мы плаваем в воде.

Упражнения для детей 4-5 лет

Логопедические распевки для неговорящих детей 4-5 лет отличаются повышенной сложностью. В этом возрасте важно увеличивать запас слов дошкольников. Ежедневные упражнения помогут улучшить связную речь и усовершенствовать ее грамматическую сторону.

Цель логопедических распевок: сформировать у ребенка фонетический, лексический и грамматический уровни системы языка.

Задачи:

Обогатить словарный запас дошкольника.

Содействовать правильному пониманию слов.

Подвести ребенка к осознанию словесных отношений.

Развить артикуляционный и голосовой аппараты.

Улучшить речевое дыхание.

Развить фонематическое восприятие.

Сформировать правильное произношение всех звуков.

Развивать умение понимать, и слушать речь окружающих.

Варианты упражнений:

Тема

Текст

Про машину

Едет едет далеко синяя машина.

У машины у машины черные все шины.

Крутятся колеса, едут по дороге.

У машины шины – это ее ноги.

Если шина повреждается,

То движение нарушается.

Шины машина береги.

По полям ты не беги.

Про Васю лентяя

Эй эй эй эй эй – кричит Вася нам с полей.

 

Мы в ответ ему кричим,

Мы в ответ не молчим.

О о о о – что такое, Вася, что?

Ку ку ку ку – я от работ вас отвлеку.

Ай ай ай ай – какой же, Вася, ты лентяй!

Хула-хуп

Чу чу чу чу – хула-хуп я кручу.

 

Но плохо получается,

Хула-хуп качается.

Ак ак ак ак – что я делаю не так.

О о о о – делаешь все правильно.

Ти ти ти ти – просто в стороны крути.

Про стариков

У реки, у реки – жили были старики.

 

Раков ели и ловили,

Только ноги намочили.

Ки ки ки ки – плачут эти старики.

Ыть ыть ыть ыть – как теперь нам, старым быть.

Ить ить ить ить – нужно ноги просушить.

Про жадного гнома

Ом ом ом ом – под горою живет гном.

 

То то то то – у него есть золото.

Зы зы зы зы – а еще и алмазы.

Ом ом ом ом – только жаден очень гном.

Ал ал ал ал – богатства нам он не отдал.

Ил ил ил ил – даже грамм не подарил.

Ра ра ра ра – разозлилась гора.

Ди ди ди ди – раз ты жаден, уходи.

Ом ом ом ом – плачет под горою гном.

Ду ду д уду – жадным я не буду.

Про ноты

Ты ты ты ты – учим все мы ноты.

 

Ло ло ло ло – это очень тяжело.

Еть еть еть еть – нужно нам их пропеть.

Му му м уму – никак я ноты не пойму.

Но но но но – петь наверно не дано.

Ать ать ать ать – но ноты нужно всем нам знать.

Зу зу зу зу – гранит науки я грызу.

Логопедические распевки станут для неговорящих детей хорошим способом активировать словарный запас. Благодаря регулярным занятиям, артикуляционный аппарат станет более развитым. Улучшится звукопроизношение.

Примеры:

Тема

Текст

Подарок

Ко ко ко ко – едем далеко.

На на на на – нас везет машина.

Лю лю лю лю – кататься я люблю.

Не не не не – подарили машину мне.

Рю рю рю рю – я спасибо говорю.

Про телегу

Га га га га – едет телега.

 

Со со со со – скрипит колесо.

Ть ть ть ть – будем мы чинить,

Со со со со – скрипучее колесо.

Шо шо шо шо – едет хорошо.

Ит ит ит ит – больше не скрипит.

Пчелы и мед

Лы лы лы – мед собрали пчелы.

 

Ас ас ас – угостили нас.

Он он он –очень сладко он.

Им им им – мы спасибо говорим.

Ай ай ай –добавим мед мы в чай.

Он он он – будет сладок он.

Сломанная машина

На машине едем едем.

 

И куда же мы приедем.

Крутим крутим колесо.

Едем едем, вот и все.

Дрын дрын дрын,

Дрын дрын дрын.

Мы не едем,

А стоим.

Почему почему?

Ничего я не пойму.

Поломалось колесо.

Поломалось – вот и все.

Смешная

Дали вали, дали вали,

 

Лимонад нам разливали.

Гули вули, гули вули,

Лимонад мы развернули.

Куки вуки, куки вуки –

У нас крюки, а не руки.

Про воду

Да да да да – течет вода.

 

Ко ко ко – далеко.

И и и и – бегут ручьи.

А а а а – а куда?

Ам ам ам ам – мы к морям.

Ом ом ом – а потом?

Я я я – на поля.

Про лес

Ли ли ли – в лесу есть ели.

 

Бы бы бы – еще дубы.

Ины ины – и осины.

Езы езы – и березы.

Ля ля ля – и тополя.

Это все деревья.

Про акулу

Бы бы бы – это зубы.

 

Лы лы лы – есть у акулы.

Чи чи чи – их тысячи.

Ры ры ры – все остры.

Ись ись ись – берегись.

Киты

Ря ря ря – есть моря.

 

Ты ты ты – в них киты.

Ие ие – все большие.

Про журавлей

Ли ли ли – улетели журавли.

 

Да да да – а куда?

Ло ло ло – где тепло.

Да да да – домой когда?

На на на – когда придет весна.

Про Сашу и сушки

Се се се – идет Саша по шоссе.

 

Су су су – сушку сосу.

Ше ше ше – предлагаю Саше.

Ет ет ет – говорит мне нет.

Семья

Ма ма ма – у мамы есть Рома.

 

Ын ын ын – это ее сын.

Чь чь чь – и еще есть дочь.

Ша ша ша – зовут ее Даша.

Ра ра ра – у Даши есть сестра.

Ша ша ша – зовут ее Саша.

Про кожу

Жа жа жа – на теле кожа.

 

Гу гу гу – ее я берегу.

Ня ня ня – от огня.

Га га га – и от снега.

За за за – и от пореза.

Распевки для детей 5-7 лет

Логопедические распевки для неговорящих детей в возрасте 5-7 лет будут большими по объему. В этот период у них уже должно сформироваться представление о гласных и согласных звуках. При регулярном выполнении заданий дети овладевают элементарным осознанием словоразличительной роли звука. Например, кот – крот, угол – уголь.

Цели:

Дать практическое представление о смысловом значении слов.

Вызвать интерес к заучиванию слов.

Дать представления о словесном составе предложения.

Задачи:

Сформировать представление о словах, как о языковых единицах.

Дать широкую ориентировку в языковой действительности.

Разъяснить элементарное понимание строения слова.

Воспитать интерес к языку.

Познакомить с буквами, как с символами для обозначения звукового ряда.

Улучшить произношение шипящих, твердых, мягких, свистящих звуков.

Научить дифференцировать парные звуки: з-с, ч-щ, ж-щ, л-р, ц-с.

Довести до самостоятельного воспроизведения художественного текста без помощи воспитателя либо родителя.

Развить интерес к звучащим словам, играм с рифмами и звуками.

Варианты распевок:

Тема

Текст

Про чащу

Ща ща ща – это роща.

Щу щу щу – иду я в рощу.

Ще ще ще – хорошо в роще.

Ет ет ет – тут каштан цветет.

Еж еж еж – и живет тут еж.

Зы зы зы – есть тут и зубры.

Ры ры ры – водятся бобры.

За зу ут – дуб они грызут.

На на на – будет плотина.

Уб уб уб – жаль могучий дуб.

Про крыжовник

Ик ик ик – есть крыжовник.

 

Ду ду ду – к крыжовнику иду.

Ать ать ать – буду собирать.

Чи чи чи – он колючий.

От от от – ягод не дает.

Чу чу чу – сейчас заплачу.

Ву ву ву – бабушку зову.

На на на – смелая она.

От от от – крыжовник соберет.

Про медведя

Ша ша ша – проснулся миша.

 

Су су су – по лесу я иду.

Ши ши ши – боюсь миши.

Чи чи чи – он рычит.

Гу гу гу — я бегу.

Ще ще ще – по роще.

Му му му – по бурелому.

Жал жал жал – убежал.

Про гостей

Ра ра ра – это Жора.

 

Ре ре ре – иду к Жоре.

Ша ша ша – это Саша.

Ре ре ре – идет он к Жоре.

Про речку

Ке ке ке – речка вдалеке.

 

Ом ом ом – купаться мы идем.

Су су су – круг цветной несу.

Чо чо чо – висит через плечо.

Гу гу гу – буду плавать на кругу.

Про находку

Ош ош ош – Петя нашел грош.

 

Го г ого – не купишь за него.

Ош ош ош – бросил Петя грош.

Про корабли

Бли бли бли – плывут корабли.

 

Бы бы бы – идет дым из трубы.

Ут ут ут – груз они везут.

Ам ам ам – спасибо кораблям

Покос

До зари, до зари.

 

Ходят по полю косари.

Траву косят про запас,

Траву косит только ас.

Боровик

Ик ик ик – вырос боровик.

 

Ого го – шляпка у него.

Круглая, бордовая.

Чик чик чик – срезал боровик.

Про зимнюю одежду

Же же же – вяжет мама шапку мне.

 

Шу шу шу – я зимой ей ношу.

Жи жи жи – нужны и варежки.

Аф аф аф – а еще и шарф.

Про уборку

Эн эн эн – убирать мне лень.

 

Жу жу жу – я с пылью не дружу.

Не не не – поможет мама мне.

Ать ать ать – будем убирать.

Песенка для распевки

Перед речевым занятием можно провести разминку и разогреть мышцы языка. Для этого пригодится песенка, которую дети могут проговорить вместе со взрослым. Веселый сюжет понравится дошкольникам, и они с удовольствием будут повторять слова.

Цель песенки – это подготовить язык к выполнению речевых упражнений.

Задачи:

Улучшить произношение слов.

Научить выговаривать слова по заданным звукам.

Побудить к разговору.

Текст песенки:

Ню ню ню – еду я в деревню.

Ам ам ам – буду гостить я там.

Ма ма ма – есть там ферма.

Ко ко ко – она далеко.

Ор ор ор – завезет туда нас трактор.

Дрын дрын дрын – едем вместе с ним.

Брын брынчит.

Ры рычит.

Ор ор ор – вот такой мотор.

Ма ма ма – ферма уж видна.

Ти ти ти – идем мы в гости.

Ме ме ме – а на ферме,

Зы зы зы – есть козы.

Ще ще ще – а еще

Ры ры ры – куры.

Ца ца ца – несут они яйца.

Ще ще ще – корова есть еще.

Ко ко ко – дает нам молоко.

Ан ан ан – стоит барана.

Га га га – у него рога.

Ам ам ам – бык стоит там.

Им им им – рядом овцы с ним.

Ух ух ух – их стережет пастух.

Ду ду ду – я к пруду пойду.

Ща ща ща – выловлю леща.

Ра ра ра – мне домой пора.

Ду ду ду – прощаться я иду.

За за за – прощай коза.

Ык ык ык – пока и бык.

Ва ва ва – пока корова.

Ры ры ры – пока куры.

Ан ан ан – прощай баран.

Ор ор ор – вези нас трактор.

Песенку можно использовать под музыкальный аккомпанемент.

Сложные распевки

Если ребенок активно идет на контакт с взрослым и повторяет за ним слова, то можно использовать усложненные варианты распевок:

Первый вариант:

Дин дин дин – летает Алладин.

Жин жин жин – у него есть джин.

Пе пе пе – живет он в лампе.

Второй вариант:

Джеки шел за молоком.

Трати трати та!

Джеки шел с черным котом.

Дали вали да.

Через реку Трали-Вали.

Джеки шел в чужие дали.

Третий вариант:

Жуки жужжали жу жу жу.

Прожужжали уши ежу.

А еж с жуками не подружился,

На жуков еж разозлился.

Вы, жуки, не жужжите,

Вы жуки, прочь летите.

Логопедические распевки уникальны. Их можно использовать взрослым не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях. Для неговорящих детей такой вариант занятия поможет решить множество речевых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая распевка "Жираф"

Логопедическая распевка Т. Овчинниковой (оформленная красочными картинками по содержанию песенки), которая поможет педагогам и родителям в занятиях с детками....

Логопедическая распевка "Лиса"

логопедическая распевка в помощь логопедам, дефектологам и родителям....

Логопедическая распевка "Коза"

Логопедическая распевка,  которая ` будет полезна логопедам, дефектологам, муз. руководителям в детских садах, а так же родителям....

Логопедическая распевка "Цыплята"

Занимательная логопедическая распевка для работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Презентация на тему "Логопедические распевки как эффективный способ развития певческих навыков у детей с ОНР"

Презентация предназначена для раскрытия темы "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста". Акцент сделан на роль логопедических распевок, исподьзуемых при обучении пению. В наст...

логопедические распевки

логопедические распевки...

Логопедические распевки как эффективный способ развития певческих навыков у детей

Логоритмические игры-распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания и проигрывания. Способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивающие артикуляц...