Конспект организовано-образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Башкортостан — мой край родной»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект организовано-образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Башкортостан — мой край родной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_rodnoy-bashkortostan.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Шакирова Лилия Михайловна, учитель-логопед
Конспект организовано-образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Башкортостан — мой край родной»
Цель: познакомить детей с праздником - День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Развитие словарного запаса, развивать грамматический строй речи, связную речь.
Задачи: в ходе организовано-образовательной деятельности необходимо:
- систематизировать представления о Башкортостане, активизировать и актуализировать словарь по теме «Родной край»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»); - совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков;
- развивать диалогическую речь, фонетические представления; - развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;
- развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох;
- воспитывать гордость за родную страну;
- развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность. Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Оборудование: презентация к занятию, ватман, на котором изображено соцветие курая с заданиями, указка, флаг Башкортостана, гимн Башкортостана, 2 стула, 2 платка, музыкальный инструмент - курай, аудиозапись курая, мультфильм пластилиновый «Башкортостан».
Ход организованно – образовательной деятельности:
Дети сидят на стульях.
Слайд № 1 «Тема занятия».
Организационный момент.
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
- Сегодня, мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю, нашей Родине. На чем можно путешествовать?
Дети: - На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…
-А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
(Ответы детей) На самолете.
- Почему? (Ответы детей) Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до нужного места.
2. Упражнение «Самолетики». Цель: развитие плавного речевого дыхания и высоты голоса. Дети выполняют упражнения «Самолетики» под сопровождение песни «С чего начинается Родина»: постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.
Плавный вдох – самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)
Плавный вдох – самолет подлетел к нам – на выдохе «У-у-у» (громко)
Основная часть.
Слайд № 2 «Наш Башкортостан».
-Начинаем наше путешествие. Что вы видите на слайде? (Ответы детей)
- У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные - мы Родиной зовем.
- Ребята, как называется наша Родина? Наша Республика? (Ответы детей)
(Башкортостан).
- Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Может быть кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Родине?
Слайд № 3 «Карта Башкортостана».
П. София: Взгляни на глобус. Вот он шар земной
На нем Башкирия с березовой листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше обыкновенного листка
Береза же — великая Россия
Так зелена, так высока.
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
С.Рома: Вся страна от края и до края
Как большая дружная семья
Вот она могучая, большая
Башкирия прекрасная моя.
От башкирского народа
Край родной поздравлю я
Ты богата и сильна
О, Башкирия моя.
-Молодцы! Прекрасные слова о нашей Родине!
Упражнение «Подбери родственные слова».
Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.
Упражнение «Родина какая?»
Дети подбирают признаки к нашей Родине.
Любимая, большая, огромная, красивая, богатая, веселая, грустная, прекрасная, родная, необъятная, грустная.
Слайд № 4 «Соцветие курая».
- Сегодня, наш ждут интересные задания. (Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая). Что изображено? (Ответы детей).
-Да, это соцветие курая. Расскажите, что означает соцветие курая.
В. Дима: Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.
-Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Посмотрим, что там.
- Рома, открой первое задание.
Слайд № 5 «Город».
(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).
- Ребята, что здесь нарисовано? Под кружком нарисован силуэт города. Задание называется «Города».
- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно.
- А в каком городе мы живем? (Белебей).
- А какие города вы еще знаете? (Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай и т.д).
- Молодцы, с этим заданием вы справились. Открываю второе задание.
Слайд № 6 «Загадки».
Открываю второе задание, второе соцветие курая.
- Ребята, вы умеете отгадывать башкирские национальные загадки? Встанем в круг, я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если вы правильно отгадает загадку, то ответ появиться на нашем волшебном экране, а если неправильно, то картинки не появиться. Слушайте внимательно.
Ее не жуют, не кусают,
Да без нее еды не бывает. /Соль/
Слайд № 7 «Соль».
2.Сначала бьют, бьют,
Потом наливают и пьют.
У жеребят отнимаем
Да сами выпиваем.
В рот попадет, а в нос ущипнёт. /Кумыс/
Слайд № 8 «Кумыс».
3.Не снег, а бел, не лед, а тверд,
Не соль, а тает. /Сахар/
Слайд № 9 «Сахар».
4.Внутри черная, снаружи белая.
Зимою много ест,
Летом спит.
Сама в избушке, голова в небе. /Печь/
Слайд № 10 «Печь».
5.Нет ни крови, ни души,
А играет – хоть пляши. /Гармонь/
Слайд № 11 «Гармонь».
6. Голос птиц, мелодии рассвета-
Все передает тростинка эта.
Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка. /Курай/
Слайд № 12 «Курай».
-Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Дети садятся на стульчики.
- Ксюша открой следующее задание курая.
Слайд № 13 «Флаг и герб Башкортостана».
(Снимает третий бумажный кружок).
- Назовите символику Башкортостана. Что такое символика? Это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.
Слайд № 14 «Герб».
- (Герб республики Башкортостан).
- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Давайте вспомним стихотворение про Салавата Юлаева.
Б. Ксюша: Герб Башкортостана
В группе на стене:
Салават Юлаев
На лихом коне
Храброго башкира
Солнце освещает,
И герой народный
К миру призывает.
Н. Аня: Будущее счастье,
Вечная свобода-
Вот мечты сэсэна
И его народа.
Флаг Башкортостана
И цветок курая,
А вокруг орнамент
На эмблеме края.
- Что еще является символикой Башкортостана?
Слайд № 15 «Флаг Башкортостана».
- Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.
- может кто-нибудь нам расскажет о флаге Башкортостана.
В. Арина: Цвет синий – это ясность помыслов и чистота,
Доброжелательность, спокойствие народа,
Как рек башкирских чистая вода!
Цвет белый – миролюбие, открытость,
Здоровье нации, сотрудничать стремленье.
Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни,
Как зелены холмы, леса, луга,
Как ветер вольный из степей башкирских
Лакает Агидели берега.
3. - Ребята, еще государственной символикой можно назвать гимн! Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушают стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.
Слушают гимн Республики Башкортостан.
Слайд № 16 «Портрет Хабирова Р.Ф.»
- Ребята, хочу показать вам портрет одного человека. (Демонстрирует портрет Хабирова Р.Ф.). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).
- Молодцы, справились с заданием.
- Четвертое соцветие курая - юрта.
Слайд № 17 «Юрта».
- Ребята, что это за предмет? Как называется? Для чего предназначена?
Л. Аня: Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.
- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта, кто нам расскажет правила игры.
Башкирская народная игра «ЮРТА»
А. Давид: правила игры: Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается, каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.
-Молодцы, весело, дружно играли.
- Открой, Лиана, следующее задание! (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).
Слайд № 18 Музыкальный инструмент Курай».
- Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей).
-Это курай. – Что это за инструмент?
- Может кто-то знает легенду о курае?
Г. Алина: Сделан он из стебля растения - курай. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
- Ребята, закроем глаза и послушаем, как звучит курай. (Включаю аудиозапись).
- Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
- Дамир, а что ты себе представил, когда слушал эту замечательную музыку?
Дети рассказывают стихотворения под звук курая.
Х.Риана: Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
К. Матвей: Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в тонкий срез,
Как зашумит уральский лес.
Т. София: И зажурчит, наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю,
Я песню звонкую пою.
- Спасибо, ребята, замечательные стихи.
- Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок).
Слайд № 19 «Родина».
- Следующее задание: назовите пословицы о Родине.
Дети называют пословицы: 1. У кого есть Родина – у того есть жизнь.
2. Достаток в стране – достаток в твоем доме.
3. Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
- Что означают эти пословицы? Ответы детей.
- Ребята, последнее задание курая. (Снимаю седьмой бумажный кружок).
Слайд № 20 «Люди».
-Что изображено на слайде? (Люди).
- Люди, каких национальностей проживают на территории Башкортостана? (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы).
- Молодцы, ребята, выполнили все заданиями. Много узнали о нашей Республике.
Рефлексия: - Ребята, вспомним, что мы узнали о нашем родном крае?
1. Столица республики Башкортостан? Слайд № 21.
2.Глава республики Башкортостан? Слайд № 22.
3. Назовите города Башкортостана. Слайд № 23.
5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты? (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай) Слайд № 24.
6. Как называется наше город? Слайд № 25.
7. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане? Слайд № 26.
8. Чем богата наша республика? Слайд № 27.
9. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед) Слайд № 28.
11. Башкирский национальный герой. (Салават Юлаев) Слайд № 29.
- Дорогие ребята, на этом наше путешествие окончено, вы отлично справились со всеми заданиями! Для вас, от меня подарок - мультфильм про наш Башкортостан. Просмотр мультфильма «Мы живем в России. Башкирия.». https://youtu.be/XWgwkGY5xVA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".
Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию описательной речи в старшей группе на тему: «Весна»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной, речевой деятельностиЗадачи: формировать умения описывать сюжетную картину; формировать интерес к предстоящей деятельности; продол...