Конспект организовано-образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Башкортостан — мой край родной»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шакирова Лилия Михайловна

Конспект организовано-образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Башкортостан — мой край родной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy-bashkortostan.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Шакирова Лилия Михайловна, учитель-логопед 

Конспект организовано-образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему: «Башкортостан — мой край родной»

 

Цель: познакомить детей с праздником - День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Развитие словарного запаса, развивать грамматический строй речи, связную речь.

Задачи: в ходе организовано-образовательной деятельности необходимо:                   

- систематизировать представления о Башкортостане, активизировать и актуализировать словарь по теме «Родной край»;                                                          

- совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»);                                                                                                                                 - совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков;                                                

- развивать диалогическую речь, фонетические представления;                                       - развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;                                    

- развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох;                                                                                      

- воспитывать гордость за родную страну;                                                                                    

 - развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.                                                                    Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.

Оборудование: презентация к занятию, ватман, на котором изображено соцветие курая с заданиями, указка, флаг Башкортостана, гимн Башкортостана, 2 стула, 2 платка, музыкальный инструмент - курай, аудиозапись курая, мультфильм пластилиновый «Башкортостан».

Ход организованно – образовательной деятельности:

Дети сидят на стульях.

 Слайд № 1 «Тема занятия».

Организационный момент.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда
И леса, и города,

                     Океанские просторы,                  

                     Ленты рек, озера, горы…
- Сегодня, мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю, нашей Родине.  На чем можно путешествовать?

Дети: - На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…

-А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
(Ответы детей) На самолете.
- Почему?
(Ответы детей) Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до нужного места.
2. Упражнение «Самолетики». Цель: развитие плавного речевого дыхания и высоты голоса. Дети выполняют упражнения «Самолетики» под сопровождение песни «С чего начинается Родина»: постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.

Плавный вдох – самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)
Плавный вдох – самолет подлетел к нам – на выдохе «У-у-у» (громко)

Основная часть.

Слайд № 2 «Наш Башкортостан».

-Начинаем наше путешествие. Что вы видите на слайде? (Ответы детей)

- У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные - мы Родиной зовем.

- Ребята, как называется наша Родина? Наша Республика? (Ответы детей)

 (Башкортостан).

- Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Может быть кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Родине?

Слайд № 3 «Карта Башкортостана».

П. София: Взгляни на глобус. Вот он шар земной

На нем Башкирия с березовой листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше обыкновенного листка

Береза же — великая Россия

Так зелена, так высока.

Здесь все прекрасно –

И земля, и небо.

Любовь моя,

Мой солнечный край.

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай.  

С.Рома: Вся страна от края и до края

Как большая дружная семья

Вот она могучая, большая

Башкирия прекрасная моя.

От башкирского народа

Край родной поздравлю я

Ты богата и сильна

О, Башкирия моя.   

-Молодцы! Прекрасные слова о нашей Родине!

Упражнение «Подбери родственные слова».

Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.

Упражнение «Родина какая?»

Дети подбирают признаки к нашей Родине.

Любимая, большая, огромная, красивая, богатая, веселая, грустная, прекрасная, родная, необъятная, грустная.

 Слайд № 4 «Соцветие курая».

- Сегодня, наш ждут интересные задания. (Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая). Что изображено? (Ответы детей).

-Да, это соцветие курая. Расскажите, что означает соцветие курая.

В. Дима: Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.

-Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Посмотрим, что там.

- Рома, открой первое задание.

Слайд № 5 «Город».

(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).

- Ребята, что здесь нарисовано? Под кружком нарисован силуэт города. Задание называется «Города».

- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно

- А в каком городе мы живем? (Белебей).

- А какие города вы еще знаете? (Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай и т.д).

- Молодцы, с этим заданием вы справились. Открываю второе задание.

Слайд № 6 «Загадки».

Открываю второе задание, второе соцветие курая.

 - Ребята, вы умеете отгадывать башкирские национальные загадки? Встанем в круг, я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если вы правильно отгадает загадку, то ответ появиться на нашем волшебном экране, а если неправильно, то картинки не появиться. Слушайте внимательно.
 Ее не жуют, не кусают,
 Да без нее еды не бывает.  /Соль/

Слайд № 7 «Соль».
 
2.Сначала бьют, бьют,
 Потом наливают и пьют.
 У жеребят отнимаем
 Да сами выпиваем.
 В рот попадет, а в нос ущипнёт.  /Кумыс/

Слайд № 8 «Кумыс».
 
3.Не снег, а бел, не лед, а тверд,
 Не соль, а тает.  /Сахар/

Слайд № 9 «Сахар».
 
4.Внутри черная, снаружи белая.
 Зимою много ест,
 Летом спит.
 Сама в избушке, голова в небе. /Печь/

Слайд № 10 «Печь».
 
5.Нет ни крови, ни души,
 А играет – хоть пляши. /Гармонь/

Слайд № 11 «Гармонь».
 
6. Голос птиц, мелодии рассвета-
 Все передает тростинка эта.
 Он слов не говорит, наверняка,
 Хотя и голос есть, да нету языка. /Курай/

Слайд № 12 «Курай».

-Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Дети садятся на стульчики.

- Ксюша открой следующее задание курая.

Слайд № 13 «Флаг и герб Башкортостана».

(Снимает третий бумажный кружок). 

- Назовите символику Башкортостана. Что такое символика? Это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.

Слайд № 14 «Герб».

  1. (Герб республики Башкортостан).

- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Давайте вспомним стихотворение про Салавата Юлаева.

Б. Ксюша: Герб Башкортостана

В группе на стене:

Салават Юлаев

На лихом коне

Храброго башкира

Солнце освещает,

И герой народный

К миру призывает. 

Н. Аня: Будущее счастье,

Вечная свобода-

Вот мечты сэсэна

И его народа.

Флаг Башкортостана

И цветок курая,

А вокруг орнамент

На эмблеме края.

- Что еще является символикой Башкортостана?

Слайд № 15 «Флаг Башкортостана».

  1. Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.

- может кто-нибудь нам расскажет о флаге Башкортостана.

В. Арина: Цвет синий – это ясность помыслов и чистота,

Доброжелательность, спокойствие народа,

Как рек башкирских чистая вода!

Цвет белый – миролюбие, открытость,

Здоровье нации, сотрудничать стремленье.

Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни,

Как зелены холмы, леса, луга,

Как ветер вольный из степей башкирских

Лакает Агидели берега.

 3. - Ребята, еще   государственной символикой можно назвать гимн! Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушают стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.

 Слушают гимн Республики Башкортостан.

Слайд № 16 «Портрет Хабирова Р.Ф.»

- Ребята, хочу показать вам портрет одного человека. (Демонстрирует портрет Хабирова Р.Ф.). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).

Молодцы, справились с заданием.

- Четвертое соцветие курая - юрта.

Слайд № 17 «Юрта».

- Ребята, что это за предмет? Как называется? Для чего предназначена?

Л. Аня: Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.

- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта, кто нам расскажет правила игры.

 Башкирская народная игра «ЮРТА»

А. Давид: правила игры: Дети делятся на две команды.  Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается, каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.

-Молодцы, весело, дружно играли.

- Открой, Лиана, следующее задание! (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).

Слайд № 18 Музыкальный инструмент Курай».

- Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей).

-Это курай. – Что это за инструмент?

-  Может кто-то знает легенду о курае?

Г. Алина: Сделан он из стебля растения - курай.  Существует легенда о том, как появился этот инструмент.  Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

- Ребята, закроем глаза и послушаем, как звучит курай. (Включаю аудиозапись).

- Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

- Дамир, а что ты себе представил, когда слушал эту замечательную музыку?

Дети рассказывают стихотворения под звук курая.

Х.Риана: Когда я слушаю курай,
 То радость льётся через край. 
 Неприхотлив и невелик
 Курая песенный родник. 

К. Матвей: Тростинку срежу я в лесу,
 Домой с собою унесу. 
 И только дуну в тонкий срез,
 Как зашумит уральский лес.

Т. София: И зажурчит, наверняка,
 В ней мелодичная река. 
 Держу курай… В родном краю, 

Я песню звонкую пою.

- Спасибо, ребята, замечательные стихи.

- Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок).

Слайд № 19 «Родина».

- Следующее задание: назовите пословицы о Родине. 
 Дети называют пословицы: 1. У кого есть Родина – у того есть жизнь. 
 2. Достаток в стране – достаток в твоем доме.
 3. Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
 - Что означают эти пословицы? Ответы детей.

- Ребята, последнее задание курая. (Снимаю седьмой бумажный кружок).

Слайд № 20 «Люди».

-Что изображено на слайде? (Люди).

- Люди, каких национальностей проживают на территории Башкортостана? (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы).

- Молодцы, ребята, выполнили все заданиями. Много узнали о нашей Республике.

 Рефлексия: - Ребята, вспомним, что мы узнали о нашем родном крае?

1. Столица республики Башкортостан? Слайд № 21.

2.Глава республики Башкортостан? Слайд № 22.

3. Назовите города Башкортостана. Слайд № 23.

5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты? (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай) Слайд № 24.

6. Как называется наше город? Слайд № 25.

7. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане? Слайд № 26.

8. Чем богата наша республика? Слайд № 27.

9. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед) Слайд № 28.

11. Башкирский национальный герой. (Салават Юлаев) Слайд № 29.

 - Дорогие ребята, на этом наше путешествие окончено, вы отлично справились со всеми заданиями! Для вас, от меня подарок - мультфильм про наш Башкортостан. Просмотр мультфильма «Мы живем в России. Башкирия.». https://youtu.be/XWgwkGY5xVA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале  дикие животные...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию описательной речи в старшей группе на тему: «Весна»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной, речевой деятельностиЗадачи: формировать умения описывать сюжетную картину; формировать интерес к предстоящей деятельности; продол...