"Социализация детей с ОВЗ средствами игровых технологий"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Елена Юрьевна Ванина

Для нормальной речевой деятельности необходимы целостность и сохранность всех структур мозга, всей анализаторной системы.           Недоразвитие речи у детей с ОВЗ представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. Речевая недостаточность при недоразвитии речи у дошкольников с ОВЗ определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ средствами игровых технологий

По мнению М. В. Жигоревой, одним из самых распространённых нарушений в структуре комплексного дефекта является речевая патология, до 60 процентов таких дошкольников имеют нарушения фонетической стороны речи, а также тяжёлые нарушения речи. Можно констатировать факт, что дефекты речи характерны для детей с ОВЗ всех категорий.

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного переживания.

Для нормальной речевой деятельности необходимы целостность и сохранность всех структур мозга, всей анализаторной системы. Недоразвитие речи у детей с ОВЗ представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. Речевая недостаточность при недоразвитии речи у дошкольников с ОВЗ определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.

В документах ФГОС ДО отмечается, что каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности, а игре, как форме её организации, отводится особая роль. В каждой образовательной области, помимо общеразвивающих задач, выделены специфические задачи психолого-педагогической работы, в которых перемещён акцент на сотрудничество взрослого и детей. Обращается внимание педагогов на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности, наличие партнёрской позиции взрослого и формам организации образовательного процесса. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 процентов от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проведённые диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстаёт от нормы развитие мелкой моторики. Учёными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому актуальность развития мелкой моторики бесспорна.

Актуальность: Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, потому что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Цель: Систематизировать накопленные знания по использованию игровой технологии.

Задачи:

- Развитие мелкой моторики мышц кистей.

- Развитие координационных способностей.

- Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений.

- Формирование фонетического слуха.

- Развитие устной речи.

- Формирование чёткости артикуляции.

Игровые технологии, изготовленные совместно с родителями воспитанников, применяемые при работе с детьми ОВЗ:

- пособие «Алфавит»;

- рисование шерстяными нитями к упражнениям артикуляционной гимнастики;

- нетрадиционные игры по развитию дыхания.

Использование:

В работе с детьми дошкольного возраста игровые технологии могут быть

использованы в различных режимных моментах:

- На логопедических занятиях.

- Как часть физкультурного, музыкального занятиях после нагрузки.

- В индивидуальной работе.

- В свободной деятельности.

- В домашних условиях.

Вывод: Таким образом, использование игровых приёмов способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи; позволяет ребёнку развивать логику, последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.Роль игры поистине огромна.Игра тесно свя...

Социализация детей через использование социо-игровой технологии в изобразительной деятельности

quot;Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы помочь каждому ребёнку безболезненно и благополучно преодолеть "барьер" недоверия, обретая и естественную раскрепощённость поведения, и...

"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Обобщение и диссеминация положительного педагогического опыта ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста....

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Педагогический совет «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»Форма проведения: деловая  игра.   Цель: совершенствование работы в...

«Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»

Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают ...