Картотека игр для тревожных детей
картотека по коррекционной педагогике

Картотека игр для тревожных детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_trevozhnyh_detey.docx341.15 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для тревожных детей


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

«Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай»

Цель: развитие слухового внимания в ходе игрового упражнения «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

1.«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

2.«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

3.«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

4.«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

5.«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

  Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

   Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

   Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи

«Слушай хлопки»

Цель: развитие внимания, произвольности поведения в ходе игрового упражнения «Слуай хлопки»

Ход игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЕ

«Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия в ходе игрового упражнения «Ау!»

Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слухового восприятия в ходе игрового упражнения «Узнай по голосу»

Ход игры: выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий – в центр круга) и идут вправо или влево, напевая:

Мы немножко порезвились, По местам все разместились.

Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай.

Во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится водящим, а если нет – игра продолжается с тем же водящим.  Комментарий: игра помогает детям лучше узнать друг друга. Эффективна в процессе адаптации детей к условиям детского сада.

«Угадай и найди»

Цель: развитие внимания, восприятия в ходе игрового упражнения «Угадай и найди»

 Ход игры: взрослый рассказывает о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.

  Комментарии: игра может происходить по схеме «ребенок – ребенок», т.е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать. Что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТЬ

«Золушка»

Цель: развитие тактильной чувствительности и зрительной памяти, сосредоточенности, усидчивости, навыков счета в ходе игрового упражнения «Золушка»

Оборудование: спичечные коробки, наполненные семенами: гречихи, овса, ржи, риса, различных цветов и др.

Ход игры: ребенку предлагается помочь Золушке: разобрать зерна, подарить по 2-3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле. Задание можно усложнить, завязав ребенку глаза.

Комментарии: перед началом игры необходимо расмотреть вместе с детьми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обозначить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится в том, что участники усвоили отличия.

«Экран»

Цель: развитие зрительной памяти в ходе игрового упражнения «Экран»

Ход игры: на полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЕ

«Что слышно»

Цель: развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия в ходе игрового упражнения «Что слышно»

Ход игры: взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок. Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.  

«Сложи сказку»

Цель: развитие мышления в ходе игрового упражнения «Сложи сказку»

Оборудование: рисунки-иллюстрации к сказкам. 

Ход игры: дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

  Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕЧЬ

«Колобок»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи в ходе игрового упражнения «Колобок»

Ход игры: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

 -    Как тебя зовут? Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

Колобок, давай с тобой дружить. Приходи ко мне в гости, Колобок.

  После сказанной фразы ребенок передает «Колобка соседу или кому захочет.

  Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку» в этой роли.

«Комплименты»

Цель: развитие коммуникативных навыков, выразительности речи в ходе игрового упражнения «Комплименты»

Ход игры: сидя в кругу, все берутся за руки. глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

«Слепой танец»

Цель: развить доверие друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения в ходе игрового упражнения «Слепой танец»

Ход игры: разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1–2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку.

Примечание. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. «Зрячий» двигает руками под музыку, а «слепой» пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1–2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Передай клубочек»

Цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих в ходе игрового упражнения «Передай клубочек»

Ход игры: дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.

Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.

«Смелый капитан»

Цель: повышение самооценку, развитие уверенность в себе в ходе игрового упражнения «Смелый капитан»

Ход игры: тревожный ребенок назначается капитаном. Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

«Я могу»

Цель: укрепление у детей уверенность в своих силах, повышение самооценки в ходе игрового упражнения «Я могу»

Ход игры: воспитатель  предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

«Настроение»

Цель: выявление эмоционального неблагополучия в группе, снятие тревожности посредством вербализации состояния в ходе игрового упражнения «Настроение»

Ход игры: участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Солнечный зайчик»

Цель: эмоциональная разрядка, снятие напряжения, релаксационные компоненты в ходе игрового упражнения «Солнечный зайчик»

 Ход игры: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Картотека игр для тревожных детей

Картотека игр для тревожных детей...

"Картотека игр для тревожных детей"

Уважаемые взрослые, расположение игр на листе задумано так, чтобы распечатав их, вы могли бы начать создавать свою картотеку замечательных и полезных игр....

Картотека игр для тревожных детей

Картотека игр для тревожных детей...

Картотека игр для тревожных детей

Картотека игр для тревожных детей...