"ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ"
консультация по коррекционной педагогике

Ватутина Анастасия Анатольевна

Раннее выявление детей с проблемами в развитии – это важнейшая задача так называемого «первичного звена» как в здравоохранении, так и в образовании.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ТРУДНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

(памятка для родителей и воспитателей)

Раннее выявление детей с проблемами в развитии – это важнейшая задача так называемого «первичного звена» как в здравоохранении, так и в образовании.

Но если в поликлинику ребенок приходит периодически, на относительно короткое время, то в детском саду он проводит целый день. И потому воспитатели и специалисты детского сада имеют возможность наблюдать целый спектр различных проявлений в поведении ребенка.

Не меньше возможностей для оценки особенностей развития ребенка имеется и у самих родителей, которые могут наблюдать поведение ребенка в условиях семьи, то есть в таких ситуациях, которые недоступны для наблюдения ни врачу, ни воспитателю.

К сожалению, имея значительные возможности для ежедневного наблюдения развития ребенка, как родители, так и педагоги нередко не придают значения тем или иным проявлениям в поведении малыша. А между тем, эти проявления могли бы вызвать вопросы у узких специалистов и заставить задуматься, всё ли в порядке у ребенка с развитием?

Отклонения от нормативного развития могут проявляться в различных  сферах:

  • познавательная сфера (познавательное развитие),
  • эмоциональная сфера,
  • поведенческие особенности (эмоционально-волевая саморегуляция, спо собность произвольно управлять своим поведением),
  • речевая и коммуникативная сферы,
  • игровая деятельность.

Отклонения от нормы в одной или нескольких сферах могут указывать на неблагополучие в развитии ребенка. За этим могут стоять как издержки воспитания и педагогического воздействия, так и те или иные медицинские расстройства.

В любом случае с целью предотвращения отклонений в развитии у ребенка родителям необходимо получить консультации специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля.

НА ЧТО РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

     ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Ребенок не проявляет интерес к развивающим и дидактическим играм и занятиям, не проявляет любознательность, не задает взрослым вопросов, не имеет каких-либо своих интересов (либо имеет, но круг этих интересов очень узкий, однообразный и/или очень необычный). Как правило, в таких случаях на вопрос специалиста: «Чем ребенок чаще всего занимается, играет дома?» родители отвечают: «Всё время катает машинку» или «Любит бе- гать, лазать по мебели или спортивным снарядам», «Всё время выстраивает башенки и рушит их», «Ничем особо», «Он ничего не хочет» и т.п.
  • Ребенок может с удовольствием откликаться на предложение побегать, попрыгать, покидать мячик (игры, вызывающие простые эмоциональные реакции). Но как только ему предлагается какая-либо игровая задача, предпо- лагающая некоторые познавательные усилия и концентрацию внимания, ребенок сразу теряет интерес, выражение его лица меняется, и он различными способами старается «увильнуть» от этого вида деятельности.
  • В организованных взрослым занятиях такой ребенок участия принимать не хочет. Взрослому всё время требуется привлекать внимание ребенка, требуются значительные усилия взрослого, чтобы удержать интерес ребенка (часто эти усилия не дают результата).
  • Даже если ребенок что-то выполняет, то часто он делает это неправильно, не в соответствии с данной взрослым инструкцией. Поэтому продуктивность его деятельности снижена (или низкая): внешне ребенок что-то делает, но получается только как бы видимость деятельности. При этом ребенок не видит своих ошибок, может радоваться неправильному выполнению задания, как будто оно выполнено правильно (не понимает, что он выполнил его неверно), или проявляет равнодушие к результату своей деятельности (всё равно: правильно или неправильно).
  • Для ребенка с трудностями в познавательном развитии обычные игровые инструкции и задания для детей его возраста часто являются непонятными. И потому он либо не выполняет их совсем, либо манипулирует с игрушками и картинками по своему усмотрению (часто – неспецифически).

Бывает так, что при проблемах в познавательном развитии дошкольники не воспринимают картинный материал: они могут проявить избирательный интерес к отдельным игрушкам, но отвергают картинки, не любят рассматривать книжки, не показывают на картинках по просьбе взрослого знакомые изображения.

  • Если познавательное развитие задерживается, то ребенок затрудняется в освоении образовательной программы детского сада, уровень её освоения снижается или даже может находиться на низком уровне.

    ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Познавательное развитие ребенка-дошкольника напрямую отражается в его игровой деятельности. Уровень развития игровой деятельности является одним из показателей психического развития ребёнка в целом.
  • Нужно обратить внимание, если дошкольник манипулирует с предметами и игрушками неспецифически, то есть действует с ними не по их прямому назначению, не понимает, для чего на самом деле предназначены тот или иной предмет или игрушка. Вместо этого ребенок может просто кидать игрушки и/или картинки, стучать ими о различные поверхности, кусать их, лизать, перекладывать с места на место, выкладывать их в ряды и пр. Также может играть какой-либо одной частью игрушки, а не всей игрушкой.
  • Игра ребенка дошкольного возраста отличается тем, что в ней появляется бытовой, социальный сюжет. Придумывая и разыгрывая сюжет, ребенок начинает примерять на себя соответствующие роли, действовать по игровым правилам. Благодаря этому развиваются психические процессы и личность ребенка. Если ребенок-дошкольник не развивает в игре сюжет, бессмысленно создает постройки из конструктора, не обыгрывает действия сюжетом (а совершает действие ради действия), манипулирует игрушками как более младшие дети, – всё это также может указывать на неблагополучие в психическом развитии.
  • При определенных видах нарушения развития игры ребенка могут отличаться крайним однообразием и бедностью; ребенок длительно и регулярно может повторять одни и те же действия, в которых отсутствует какой-либо видимый смысл. И других «игр» у ребенка не появляется.

Иногда игры таких детей могут быть очень необычными, своеобразными: выстраивать всё в ряд, наблюдать за световым бликами, близко и под определенным углом рассматривать предметы, перебирать пальцами перед глазами, трясти ручками, бегать по кругу, совершать определенные движения телом, играть частями тела, кружиться и т.д. При этом все эти «игры» также лишены сюжета и социального смысла.

  • Ребенок предпочитает играть неигровым материалом. Например, бутылки из-под духов, шампуней, веревки, крышки от емкостей и т.д.
  • В свою игру ребенок никого не впускает, свои игрушки трогать не разрешает; не позволяет что-либо менять в расположении игрушек. Если взрослый пытается как-то комментировать его игру, то ребенок останавливает взрослого, отворачивается, протестует.

    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

  • Эмоционально-волевая сфера производит впечатление недостаточно зрелой для своего возраста. Ребенок инфантилен, ведет себя и эмоционально реагирует как дети более младшего возраста.
  • У ребенка повышенная эмоциональная лабильность. То есть эмоциональное состояние ребенка является неустойчивым, меняется по незначительным причинам (или без видимых причин); ребенок может демонстрировать повышенную эмоциональную возбудимость, импульсивность.
  • Или напротив, ребенок слишком застревает на своих эмоциях (чаще – негативных), трудно переключается с них на что-то другое, обидчив.
  • Демонстрирует аффективные (эмоциональные) вспышки: истерики, выраженное своеволие (желание командовать взрослым, делать всё только по- своему), выраженные реакции протеста, сопровождающиеся криком, плачем. Может проявлять физическую агрессию или даже аутоагрессию (само- агрессию).
  • При выполнении каких-либо просьб, заданий ребенок демонстрирует слабые волевые усилия, то есть не прилагает волевых усилий для выполнения того, что требует от него некоторых стараний.
  • Безразличное, амимичное выражение лица, мимика ничего не выражает. Или, напротив, на лице ребенка может быть улыбка, он может даже периодически смеяться, радоваться, но только чему-то своему. Эти эмоции не соответствуют ситуации; непонятно, к кому или к чему они относятся. Также ребенок может «вдруг» начать кричать и/или плакать без видимых на то причин. Не проявляет сочувствия, сопереживания даже по отношению к самым близким людям; сам не обращается за сочувствием

. РЕЧЕВАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРЫ

  • Осмысленная речь у ребенка отсутствует.
  • Ребенок не понимает обращённую к нему речь или понимает частично: только то, что сопровождается жестом показом и говорится в привычной бытовой ситуации.
  • Вместо речи у ребенка могут быть вокализации, «птичий лепет», отдельные эхолалии (повторения слов), в которых нет смысла и которые не понятны для окружающих.
  • Может быть так, что в какой-то степени речь у ребенка имеется. Но при этом она состоит из отдельных слов (часто искаженных и усеченных) и/или звукоподражаний; отдельные слова ребенок не может сложить во фразу хотя бы из двух слов. Речевая активность и инициативность также могут быть снижены: ребенок может повторить что-то по просьбе взрослого, но сам говорить не стремится.
  • В речи присутствуют шаблонные фразы, в том числе целиком позаимствованные из книжек, мультфильмов и пр.
  • Ребенок не говорит о себе «Я», говорит о себе в третьем лице.
  • Бывает так, что ребенок что-то говорит, но для общения с другими людьми (даже самыми близкими) эту речь не использует; говорит как бы сам себе; к этому монологу невозможно подключиться, невозможно перевести его в диалог.
  • При отсутствии (значительном нарушении) внешней речи ребенок не пользуется и коммуникативными жестами, он не пытается заменить слова жестами, показом, чтобы донести свою мысль, быть понятым.
  • Коммуникация ребенка с другими людьми нарушена или значительно затруднена. Ребенок не только не может эффективно пользоваться речью, но не может взаимодействовать и на невербальном уровне. Средства коммуникации могут либо быть совсем не сформированными, либо отличаться примитивностью: потрясти, пощекотать, наклониться близко к лицу, дотронуться, посмеяться в лицо, потереться о другого человека, заплакать, продемонстрировать протест и т.п.
  • Контакт со взрослыми и сверстниками может либо отсутствовать, либо быть кратковременным, непродуктивным. Ребенок физически как бы находится рядом, но нет ощущения, что «вместе» с вами психологически. Ребенок избегает смотреть прямо в глаза, в лицо другому человеку. «Глазной» контакт либо отсутствует совсем, либо неустойчивый, кратковременный, «скользящий», и взрослому приходится стимулировать ребенка на него, «ловить» взгляд ребенка. Часто попытки установить прямой контакт с ребенком, заканчиваются «уходом» ребенка.
  • Контакт может отличаться выраженной специфичностью; ребенок может

«общаться» только при соблюдении особых условий. Например, в определенной позе, при определенном размещении в пространстве, только в определенной ситуации, за действуя какой-то определенный сенсорный канал (слуховой, зрительный, тактильный), посредством какого-то конкретного    предмета. Этот способ общения с ребенком, к которому ребенок хоть как-то способен, взрослому приходится подбирать методом проб. Контакт возможен только в том формате и в той степени, которые определяет сам ребенок. Причем внешне этот «формат» может выглядеть бессмысленным, не способствующим взаимодействию.

  • Ребенок не обращает внимания на других детей (даже при стимуляции). Иногда он может спокойно находиться рядом с ними, среди них, но не подключаться к их деятельности. А иногда ребенок даже активно отвергает взаимодействие со сверстниками. Ребенок чаще (или всегда) держится один, в стороне.

ПОВЕДЕНИЕ В ЦЕЛОМ,

СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ

  • Поведение хаотичное, «полевое». Ребенок может достаточно быстро передвигаться по помещению, брать и тут же оставлять игрушки, не задерживая на них свое внимание. Какой-то конкретной цели у ребенка нет, он просто передвигается от места к месту, берет игрушки, в течение нескольких секунд ими манипулирует (чаще, не специфически, не по назначению), после бросает, переключается на другие предметы. И такое поведение является основным видом активности ребенка.
  • Может бесцельно передвигаться по помещению, ничем не пытаясь себя занять, не проявляя интерес к играм и игрушкам, в то время как его сверстники активно играют.
  • Периодически сидит (стоит), уставившись в одну точку, как бы замирает, «зависает». В этот момент ни на что не реагирует. Моторная координация у ребенка недостаточная. Иногда ребенок чрезмерно ловок в одних движениях (например, активно карабкается по шкафам, шведской стенке, прыгает по мебели), но при этом демонстрирует явную неловкость в других движениях. Его движение неловкие, недостаточно четкие; ребенок не может в точности повторить за взрослым простые движения (например, в игре или на физкультуре). Ребенок может периодически (или часто) натыкаться на углы, предметы, других людей, спотыкаться, падать во время ходьбы или бега.
  • Ребенок часто (или постоянно) выглядит слишком вялым, уставшим. Он говорит тихо, сидит ссутулившись, всё время норовит как бы сползти со стула, не может удерживать статичную позу, начинает зевать (даже в первой половине дня). Некоторые дети всё время норовят лечь: на пол дома, в группе детского сада, даже на улице во время прогулки; если нет возможности лечь, ребенок будет всё время на что-то опираться, облокачиваться, висеть на каких-то опорах (чтобы не стоять на ногах).
  • Работоспособность ребенка неравномерная, колеблется или заметно снижена. Ребенок быстро утомляется от предлагаемых взрослым игровых занятий, начинает показывать более низкие результаты даже в знакомых ему заданиях. После перерыва на отдых снова какое-то время может быть продуктивным.
  • Нарушение пищевого поведения: крайняя избирательность в еде, отказ от пищи или чрезмерный аппетит (всеядность, еда в большом количестве), поедание несъедобного.
  • Ребенок ведет себя без учета окружающей обстановки, как будто никого рядом нет (в т.ч. и взрослого). Он делает то, что ему хочется, будто не замечает никого; никак не модифицирует, не подстраивает свое поведение в соответствии с ситуацией, в которой находится. Действует так, будто находится в помещении один.
  • Ребенок действует чужими руками и/или выполняет действия, когда взрослый действует руками его самого.
  • Не подражает, не повторяет по образцу, по показу. Не может или даже не пытается (игнорирует) имитировать действия взрослых и детей (на занятиях, в игре, в свободном взаимодействии).
  • В поведении ребенка могут наблюдаться необычные, часто повторяющиеся движения: рассматривает предметы, картинки или смотрит вокруг, жмурясь, наклоняя голову под определенным углом; перебирает пальчиками рук перед глазами; потряхивает ручками (как крылышками), при этом может приседать, подпрыгивать; часто ходит, бегает по кругу, ходит на цыпочках и пр.
  • Навыки самообслуживания не сформированы или сформированы не полностью: сам не кушает ложкой, не пьет из чашки, не одевается/раздевается по своему возрасту. Не полностью сформирован контроль над тазовыми функциями: ребенок не просится в туалет; «по большому» «ходит» в штанишки, может делать это стоя или каким-то иным необычным способом (например, спрятавшись за штору).
  • Ребенок слишком возбужден, быстро растормаживается и с трудом успокаивается.

Как правило, при нарушениях в развитии ребенка признаки этих нарушений проявляются сразу в нескольких сферах: и в обучении, и в общении, и в игре, и в повседневном поведении.

Разовое непослушание или отказ ребенка от занятий – не повод бить тревогу. Но если какие-либо из перечисленных признаков в одной или нескольких сферах проявляются у вашего ребенка часто и/или являются очень выраженными, то это повод обратиться за консультациями специалистов.

В первую очередь это:

Вы можете начать консультирование с посещения специалиста, в чьей компетенции находятся наиболее выраженные трудности ребенка.

Наиболее эффективным будет, если медицинское и психолого- педагогическое воздействия будут происходить параллельно, так как это даст больший результат и положительную динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатые с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорректировать уже имеющиес...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций

Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...

ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"

Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...