Рекомендации педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью.
консультация по коррекционной педагогике

Шмоткина Анастасия Ивановна

Умственная отсталость – состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитывается при диагностике и коррекции умственной отсталости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью.

Подготовила:

Шмоткина А.И. учитель-логопед

Главные правила в воспитании и обучении детей.

  • Постарайтесь построить занятия с малышом в игровой форме. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
  • На занятиях с ребенком обязательно применяйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность самого малыша. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки.
  • Главное в воспитании – это формирование привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительные результаты. Например, ребенку 4-6 лет предложите игрушки, картинки, палочки. Учите его складывать эти предметы в определенное место, иначе у малыша возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у малыша положительные привычки.
  • Занимаясь с ребенком, помните, что каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть с небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволит ему с вашей помощью или путем подражания выполнить упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.
  • Хвалите ребенка, поглаживайте его по голове, поощряйте в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием. 

Дидактические игры для детей с умственной отсталостью.

     Во время наблюдений за умственно отсталыми детьми было отмечено, что они неохотно занимаются изучением какой-либо новой информации, однако с большим удовольствием могут играть во всевозможные игры. На основании этого и была разработана методика дидактических (обучающих) игр, во время которых педагог в игровой форме доносит до ребенка определенную информацию. Главным преимуществом данного метода является то, что ребенок, сам того не осознавая, развивается в умственном, психическом и физическом плане, учится общаться с другими людьми и приобретает определенные навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. С обучающей целью можно использовать:

   Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.

   Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.

   Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.

Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. Одним из нарушений, встречающихся при умственной отсталости, является нарушение мелкой моторики пальцев рук. Детям при этом трудно выполнять точные целенаправленные движения (например, держать ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее). Исправить данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика, целью которой является развитие мелкой моторики у детей. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего в дальнейшем (после многократных тренировок) ребенок может выполнять их более точно, затрачивая при этом меньше усилий. Пальчиковая гимнастика может включать:

Упражнение 1. Пересчитывание пальцев. Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их вслух. Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.

Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе, чтобы они также соприкасались, а после этого возвращаться к исходному положению.

 Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.

 Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.

Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.

   Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.

 Игры для развития двигательной сферы и пространственной ориентировки.

«Поздоровайся с мишкой»


Выложите дорожку из клеенки или начертите мелом две параллельные линии. В конце дорожки усадите плюшевого мишку. Малышу предложите пойти в гости, напомните о необходимости поздороваться с ним, а уходя, попрощаться и помахать рукой. Учите ребенка сохранять направление движения, ходить по прямой.

«По дороге едут машины»
Подготовьте две длинные дорожки из клеенки, шнуров или линий, нанесенных мелом, - широкую и узкую. Малышу предложите провезти по ним машины, держа их за веревочку. Скажите: «Вот широкая дорожка, машины по ней поедут быстро. Поехали: би-би-би. А эта дорожка узкая, машины по ней едут медленно, осторожно». 

«Помоги зверятам»
Расскажите ребенку, что у зайчика и мышки нет домика. Когда в лесу идет дождь, они промокают. Зверята хотели бы построить домик, но кирпичики лежат в другом месте. «Помоги зверятам перевезти кирпичики для их домика на своей машине», – обращаетесь вы к малышу,  – «Ехать нужно по этой дорожке. Видишь, там зайчик и мышка живут».
Ребенок накладывает кирпичики в грузовик и перевозит их до тех пор, пока они не закончатся. Потом он помогает зверятам строить домик. 

«Собери грибки»

По комнате разбросайте мелкие предметы (грибки, орешки, поролоновые шарики и др.). Предложите ребенку собрать все в корзину. Собирая игрушки, малыш приседает и поднимается, переходит из одной части комнаты в другую. Предложите собрать грибы и орешки для белочки.

«Догони мишку»
Вы убегаете от ребенка с игрушечным мишкой в руках. Малыш в игре пытается догнать мишку. После 10-15 секунд бега – отдых. Затем предложите ребенку догнать зайчика.

«Догони мяч»
Покажите малышу большой яркий мяч, опустите его на пол и катите в направлении от ребенка. Малыш догоняет и приносит его вам. В этом упражнении закрепляются умения брать мяч, удерживать его в руках и переносить в определенном направлении.

«Поймай бабочку»
Вы держите в руке плоскостное изображение бабочки на нитке (резинке, шнуре) на высоте поднятых вверх рук ребенка. Малыш поднимается на носки, тянется вверх, стараясь дотронуться до бабочки.

«Короткие ноги - длинные ноги»
Ребенок садится на пол, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками – это «короткие ноги», выпрямляет их – это «длинные ноги».

«Елочка»
Вы просите ребенка присесть и говорите: «Получилась маленькая елочка. А теперь елочка растет, выросла елочка, стала большая». Ребенок вначале поднимается на носки, затем тянет руки вверх.

Большое внимание уделяйте обучению ребенка действиям с предметами. Необходимый элемент этой деятельности – хватание, развитие которого осуществляется по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать предметы. Очень часто, имея в руках ту или иную игрушку, малыш тянет ее в рот, бросает на пол, производит с ней бессмысленные манипуляции. Поэтому много времени следует уделять осмыслению этих действий.

Прежде всего, научите малыша захвату предметов, отличающихся по форме, величине, весу. Упражняйте в перекладывании их с одного места на другое, катании мяча от вас к ребенку и обратно, переносу игрушек на определенное расстояние. Научите его брать мелкие предметы и класть их в банки или коробки. Вещи должны быть из разного материала: резины, пластмассы, дерева и др. Научите ребенка выделять их свойства (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый), держать в обеих руках, в одной, перекладывать предметы из одной руки в другую. 

 Научите ребенка пространственной ориентировке в квартире, во дворе. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа и слева от него, показать верх (потолок), низ (пол). 

Учите ребенка пространственной ориентировке и наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что он видит вокруг себя.

 Развитие речи как основа для формирования учебной деятельности.

  • Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции (артикуляционная гимнастика).
  • Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3-х), близких по звучанию: с повторяющимися гласными, согласными, слогами; с противопоставлением твердого и мягкого, звонкого и глухого согласного; трехбуквенных, различающихся одним звуком; двусложных, различающихся одним слогом.
  • Пение слоговых цепочек, слов близких по звучанию на знакомые мотивы детских и народных песен.
  • Понятие о громкой и тихой речи.
  • Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации.
  • Практическое использование интонаций повествовательной и восклицательной речи при выполнении учебных заданий и в игровых ситуациях.
  • Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?).
  • Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, материалу.
  • Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку.
  • Описание предмета по основным признакам с опорой на символический план: «Это мяч. Он большой и круглый».
  • Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей.
  • Полные ответы на вопросы с использованием слов вопроса.
  • Постановка вопроса по образцу, данному учителем.
  • Словесные отчеты о выполняемом или выполненном действии.
  • Оформление в речи просьбы, желания.
  • Выражение приветствия, благодарности в типовых этикетных речевых формах.
  • Разучивание детских стихотворений, потешек, чистоговорок, мини – диалогов с  последующим воспроизведением их в играх – драматизациях.
  • Слушание коротких сказок, рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста.
  • Выбор из двух схожих по сюжету картин той, которая соответствует услышанному  высказыванию.
  • Выбор из двух высказываний, которое соответствует предъявленной картине.
  • Составление простых предложений по сюжетным и ситуационным картинкам, иллюстрациям к детским книгам.
  • Игры – драматизации с использованием сюжетов и лексики изученных сказок, рассказов, стихотворений.
  • Пересказывание сказок, рассказов с помощью педагога, с опорой на наглядность.


Активизация познавательной деятельности.

  • Различение предметов по цвету, форме, величине, оформление наблюдений в речи.
  • Различение предметов на основе слуховых, зрительных восприятий, оформление наблюдений в речи.
  • Различение слов, отличающихся одним звуком. Соотнесение их с предметами и предметными картинками.
  • Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур.
  • Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
  • Узнавание предметов, их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении.
  • Запоминание и воспроизведение предложения с постепенным его  распространением.
  • Запоминание на слух и точное воспроизведение 2-3 слов, сходных по звуковому составу; двух коротких предложений, близких по содержанию (с опорой на наглядность и без нее).
  • Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т.д.
  • Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.
  • Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.)
  • Построение смысловых рядов из серий предметных картинок с обоснованием выбора, например: «Что понадобится во время обеда?».
  • Последовательное расположение двух-трех картинок с объяснением причины и следствия изображенных ситуаций: «Что было в начале? Что стало?»

Использованная литература:

1) Баряева, Л.Б., Гаврилушкина, О.П., Зарин, А.П., Соколова, Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: метод. пособие. – СПб.: СОЮЗ, 2003. – 320с.

2)Дуброва, Т.И., Жуков, О.Ф. Проблемы социальной адаптации детей с умственной отсталостью. [Электронный ресурс].   http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1319267035&archive=&start_from=&ucat=&

3)Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. [Электронный ресурс]. – http://www.prosv.ru/ebooks/Ekjanova 

4)Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияПредисловие.Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонен...

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная работа призвана оказать методическую помощь учителям – дефектологам, учителям – логопедам, педагогам – психологам   и воспитателям, работающим с детьми   д...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с умственной отсталостью

Рекмонедации  для педагогов по работе с детьми с умственной отсталостью...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...