Проект "Мир сказок" для детей с ОВЗ (задержка психического развития и нарушение интеллекта)
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».  

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_skazok.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 168

664048, город Иркутск, улица Ярославского, 294.  тел. 44-77-24

РАССМОТРЕНО                                                                       Заведующий

на Педагогическом совете № 3                                                МБДОУ г. Иркутска

от 27.04.2021 г.                                                                          детским садом № 168

                                                                                                     Соболева М.А.

ПРОЕКТ

Тема: «Мир сказок» 

для детей с ОВЗ (задержка психического развития, нарушение интеллекта)

Составили:

Учитель-дефектолог: Садовская С.В.

Учитель-логопед: Лушкина С.А.

Воспитатели: Баранова М.Н., Рябова А.П.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Мир сказок».

Вид проекта:  творческий, коллективный, с участием родителей воспитанников.

Сроки проекта: краткосрочный (март 2021г.)

Участники проекта: дети дошкольного возраста групп компенсирующей направленности (ЗПР, НИ), учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, родители воспитанников ДОУ.

Цель проекта: Содействовать развитию речи у детей с ОВЗ, на основе приобщения к сказкам в соответствии с новыми требованиями.

Задачи проекта: 

  • Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
  • Формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.
  • Обогащать словарь детей, развивать устную речь.
  • Развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.
  • Воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
  • Воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Методы, которые предполагается использовать в ходе проекта:

  • анкетирование;
  • беседы с детьми и родителями;
  • организация тематических центров по проекту;
  • игровая деятельность;
  • выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • чтение, прослушивание и просмотр сказок;
  • консультация для родителей;
  • домашнее задание для родителей;
  • родительский уголок;
  • папки передвижки для родителей.

Актуальность:

Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».  

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат

  • Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
  • Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
  • Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок  и т. д.) 
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Организация выставки рисунков «Моя любимая сказка», выставки книг детей «А дома мы читаем!», проведение акции «Подари книгу библиотеке» (с привлечением родителей).

Этапы работы:

1 этап: подготовительный

Цель: создать условия для ознакомления со сказками, вовлечение в реализацию проекта родителей.

- Подбор материала;

-первичная диагностика детей;

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

-подбор дидактического и методического оснащения проекта.

2 этап: мотивационно - практический

Цель: применять методы и приемы работы, направленные на коммуникативные, социальные, познавательные и регулятивные качества

- Цикл мероприятий по реализации проекта;

-  занятия, инсценировки,  рассказывание и пересказывание сказок по иллюстрациям;

 -выставки книг и работ детей;

- просмотр мультфильмов;

- мероприятия с родителями, папки для родителей.

3 этап: заключительный

Цель: подведение итогов проекта

Викторина «Путешествие по сказкам».

Акция «Подари книгу библиотеке».

Отчет о реализации проекта.

План реализации проекта

Первый этап – подготовительный:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  • Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
  • Анкетирование родителей  о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
  • Подбор атрибутов для игр- драматизаций: костюмы, маски.
  • Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?» и т.д.
  • Оформление книжного уголка в группе.
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

Второй этап – основной

Мероприятия по реализации проекта

Сроки

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1 неделя марта

Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»

2 неделя марта

Папка – передвижка для родителей «Воспитание сказкой»

3 неделя марта

Консультация для родителей  «Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»

4 неделя марта

Выставка книг  в родительском уголке «А дома мы читаем!»

2-3 неделя марта

Домашние задания для родителей и детей - чтение книг, просмотр мультфильмов по сказкам,  рисование иллюстраций к любимым сказкам.

2-3 неделя марта

Акция «Подари книгу библиотеке»

4 неделя марта

Работа с детьми

Чтение русских народных сказок в соответствии с возрастом

1-4 неделя марта

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях

1-4 неделя марта

Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок», «Сказки», «Теремок». 

1-4 неделя марта

Дидактические игры: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?» и т.д.

1-4 неделя марта

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

1-4 неделя марта

Развлечение «Путешествие по сказкам».

4 неделя марта

Работа с педагогами

Консультация для педагогов «Советую читать сказки!»

3 неделя марта

Третий этап - заключительный (4 неделя марта), в ходе которого подводятся итоги работы над проектом.

 По результатам работы с родителями:

  • Оформлена выставка рисунков «Моя любимая сказка», из которых была собрана книжка «Путешествие по сказкам».
  • Организована выставка книг детей «А дома мы читаем!»
  • Проведено итоговое развлечение - викторина «Путешествие по сказкам».
  • Проведена акция «Подари книгу библиотеке»- собраны детские книги  и переданы в дар библиотеке  «Алые паруса».

Практическая значимость проекта:

Обогащение предметно-развивающей среды:

  • Подборка, оформление картотеки присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
  • Подборка дидактические игры: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?», пазлы по сказкам, «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?».
  • Изготовление атрибутов для обыгрывания сказок:

- пальчиковые театры;

- атрибуты для игр - драматизаций - костюмы, маски;

  • Обогащение книжного уголка группы.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей  и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР, НИ) имеющихся трудностей при формировании грамотной речи. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно формировать связную речь дошкольников с ОВЗ. Использование игровой деятельности на этапах развития речи, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций учителя-логопеда и учителя-дефектолога помогло успешно детям расширить словарный запас, научиться упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ  при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Путешествие по странам" по области познание для детей с задержкой психического развития и нарушением опорно-двигательного аппарата в рамках опыта работы "Детский сад Он-лайн"

Задачи НОД: 1.        Коррекционно-обучающаяv  Активное познание детьми окружающего мираv  Формирование представлений о других странах; о том, к...

НОД "Путешествие по странам" по области познание для детей с задержкой психического развития и нарушением опорно-двигательного аппарата в рамках опыта работы "Детский сад Он-лайн"

Задачи НОД: 1.        Коррекционно-обучающаяv  Активное познание детьми окружающего мираv  Формирование представлений о других странах; о том, к...

Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития и нарушениями речи

Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....

Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"

Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей...

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...

Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год

Рабочая Программа  определяет  содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития  и направлена на формирование общей культуры,...

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми  4-5 ...