Проект "Мир сказок" для детей с ОВЗ (задержка психического развития и нарушение интеллекта)
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_skazok.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 168
664048, город Иркутск, улица Ярославского, 294. тел. 44-77-24
РАССМОТРЕНО Заведующий
на Педагогическом совете № 3 МБДОУ г. Иркутска
от 27.04.2021 г. детским садом № 168
Соболева М.А.
ПРОЕКТ
Тема: «Мир сказок»
для детей с ОВЗ (задержка психического развития, нарушение интеллекта)
Составили:
Учитель-дефектолог: Садовская С.В.
Учитель-логопед: Лушкина С.А.
Воспитатели: Баранова М.Н., Рябова А.П.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Мир сказок».
Вид проекта: творческий, коллективный, с участием родителей воспитанников.
Сроки проекта: краткосрочный (март 2021г.)
Участники проекта: дети дошкольного возраста групп компенсирующей направленности (ЗПР, НИ), учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, родители воспитанников ДОУ.
Цель проекта: Содействовать развитию речи у детей с ОВЗ, на основе приобщения к сказкам в соответствии с новыми требованиями.
Задачи проекта:
- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
- Формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.
- Обогащать словарь детей, развивать устную речь.
- Развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.
- Воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
- Воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Методы, которые предполагается использовать в ходе проекта:
- анкетирование;
- беседы с детьми и родителями;
- организация тематических центров по проекту;
- игровая деятельность;
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- чтение, прослушивание и просмотр сказок;
- консультация для родителей;
- домашнее задание для родителей;
- родительский уголок;
- папки передвижки для родителей.
Актуальность:
Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат
- Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
- Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
- Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок и т. д.)
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Организация выставки рисунков «Моя любимая сказка», выставки книг детей «А дома мы читаем!», проведение акции «Подари книгу библиотеке» (с привлечением родителей).
Этапы работы:
1 этап: подготовительный Цель: создать условия для ознакомления со сказками, вовлечение в реализацию проекта родителей. | - Подбор материала; -первичная диагностика детей; -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта; -подбор дидактического и методического оснащения проекта. |
2 этап: мотивационно - практический Цель: применять методы и приемы работы, направленные на коммуникативные, социальные, познавательные и регулятивные качества | - Цикл мероприятий по реализации проекта; - занятия, инсценировки, рассказывание и пересказывание сказок по иллюстрациям; -выставки книг и работ детей; - просмотр мультфильмов; - мероприятия с родителями, папки для родителей. |
3 этап: заключительный Цель: подведение итогов проекта | Викторина «Путешествие по сказкам». Акция «Подари книгу библиотеке». Отчет о реализации проекта. |
План реализации проекта
Первый этап – подготовительный:
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
- Анкетирование родителей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- Подбор атрибутов для игр- драматизаций: костюмы, маски.
- Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?» и т.д.
- Оформление книжного уголка в группе.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
Второй этап – основной
Мероприятия по реализации проекта | Сроки |
Работа с родителями | |
Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» | 1 неделя марта |
Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка» | 2 неделя марта |
Папка – передвижка для родителей «Воспитание сказкой» | 3 неделя марта |
Консультация для родителей «Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет» | 4 неделя марта |
Выставка книг в родительском уголке «А дома мы читаем!» | 2-3 неделя марта |
Домашние задания для родителей и детей - чтение книг, просмотр мультфильмов по сказкам, рисование иллюстраций к любимым сказкам. | 2-3 неделя марта |
Акция «Подари книгу библиотеке» | 4 неделя марта |
Работа с детьми | |
Чтение русских народных сказок в соответствии с возрастом | 1-4 неделя марта |
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях | 1-4 неделя марта |
Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок», «Сказки», «Теремок». | 1-4 неделя марта |
Дидактические игры: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?» и т.д. | 1-4 неделя марта |
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. | 1-4 неделя марта |
Развлечение «Путешествие по сказкам». | 4 неделя марта |
Работа с педагогами | |
Консультация для педагогов «Советую читать сказки!» | 3 неделя марта |
Третий этап - заключительный (4 неделя марта), в ходе которого подводятся итоги работы над проектом.
По результатам работы с родителями:
- Оформлена выставка рисунков «Моя любимая сказка», из которых была собрана книжка «Путешествие по сказкам».
- Организована выставка книг детей «А дома мы читаем!»
- Проведено итоговое развлечение - викторина «Путешествие по сказкам».
- Проведена акция «Подари книгу библиотеке»- собраны детские книги и переданы в дар библиотеке «Алые паруса».
Практическая значимость проекта:
Обогащение предметно-развивающей среды:
- Подборка, оформление картотеки присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
- Подборка дидактические игры: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?», пазлы по сказкам, «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?».
- Изготовление атрибутов для обыгрывания сказок:
- пальчиковые театры;
- атрибуты для игр - драматизаций - костюмы, маски;
- Обогащение книжного уголка группы.
Заключение:
Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР, НИ) имеющихся трудностей при формировании грамотной речи. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно формировать связную речь дошкольников с ОВЗ. Использование игровой деятельности на этапах развития речи, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций учителя-логопеда и учителя-дефектолога помогло успешно детям расширить словарный запас, научиться упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Путешествие по странам" по области познание для детей с задержкой психического развития и нарушением опорно-двигательного аппарата в рамках опыта работы "Детский сад Он-лайн"
Задачи НОД: 1. Коррекционно-обучающаяv Активное познание детьми окружающего мираv Формирование представлений о других странах; о том, к...
НОД "Путешествие по странам" по области познание для детей с задержкой психического развития и нарушением опорно-двигательного аппарата в рамках опыта работы "Детский сад Он-лайн"
Задачи НОД: 1. Коррекционно-обучающаяv Активное познание детьми окружающего мираv Формирование представлений о других странах; о том, к...
Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития и нарушениями речи
Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....
Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"
Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей...
Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)
Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...
Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год
Рабочая Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры,...
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 ...