Главные вкладки

    Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"
    консультация по коррекционной педагогике по теме

    Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития

     и нарушений речи детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    Роль искусства и артпедагогики

    в профилактике и коррекции задержки психического развития

     и нарушений речи детей

    В самой природе искусства лежат его психотерапевтические и развивающие возможности. Лечиться искусством человечество пыталось с древнейших времен. Язык, который использует терапия искусством, называется первичным языком. Он универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Когда мы смеемся, радуемся или плачем, страдаем, нам не нужен переводчик.

    О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно давно. Наши предки значительно шире и смелее, чем мы (цивилизованное человечество) использовали музыку, танец и другие виды искусства для лечения людей от различных недугов, для эмоционального настроя человека на различные действия, требующие силы, отваги, энергии.

    В XX веке наряду с великими открытиями в мире науки и техники терапевтические возможности искусства были подтверждены результатами научных исследований. На Западе возникновение арттерапии (лечение искусством) как знания относится к 30-м годам. Сначала термин «арттерапия» обозначал использование различных видов искусства и творческой деятельности с лечебно-коррекционными целями.

    Результат использования арттерапии достигался за счет «отвлечения» пациента от переживаний и проблем, связанных с болезнью. Это направление применялось артпедагогами в медицинских учреждениях и впоследствии стало называться «терапия отвлекающими впечатлениями», т.е. посредством музыки, танца, изобразительного искусства, литературы.

    В 40-50-х годах после второй мировой войны массовый интерес к искусству как терапевтическому средству привел к тому, что из «терапии отвлекающими впечатлениями» выделились самостоятельные научные направления: арттерапия (лечение средствами изобразительного искусства), метод психодрамы, танцевальная терапия, музыкотерапия (лечение музыкой) и др.

    Рассмотрим немного подробнее каждое из направлений.

    Метод психодрамы был разработан Я. Морено, одним из основоположников группового движения в психотерапии. Метод позволяет изучать проблемы, страхи, фантазии человека с помощью драматических приемов.

    В основе психодрамы лежит ролевая игра. В отличие от обычного спектакля, психодраматическое представление носит импровизированный характер, где участники могут экспериментировать с ролями, выполняя функции как актеров, так и зрителей.

    Второй особенностью психодрамы является спонтанность. Концепция спонтанности (т.е. «здесь и сейчас») была развита Морено в ходе его наблюдений за детскими играми. В молодости он работал в детских садах и там сочинял сценарии, которые были основой для детской импровизации — это были уже зачатки психодрамы.

    История танцевальной терапии берет свое начало с давних пор, от ритуальных танцев. Еще до появления человеческой речи средством общения предков были жесты и мимика, движения и танец. Язык человеческого тела всегда был эффективным способом самораскрытия, т.е. выражения естественных реакций человека и его сокровенных душевных переживаний. С давних пор танец и музыка являются способом выражения чувств и эмоций, которые нелегко было перевести в слова.

    Основное значение для танцевальной терапии имеют взаимоотношения спонтанных движений и душевного состояния, а также убеждение в том, что характер движений отражает личностные особенности человека.

    Задачи танцевальной терапии включают:

    •  изучение собственных чувств,
    •  развитие осознания своего тела,
    •  создание позитивного образа тела,
    •  развитие навыков общения,
    •  приобретение опыта работы в группе.

    Артпедагог группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцам, как катализатор (т.е. отражает, повторяет и развивает совершаемые участниками спонтанные движения) и как организатор, который создает в группе обстановку спокойствия и доверия.

    Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является музыка.

    Сведения об использовании музыки для лечения эмоциональных и душевных расстройств людей пришли к нам из далекого прошлого Египта, Древней Греции, Китая и Индии. Еще на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем философы, врачи, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела.

    Эффект воздействия музыки на эмоционально-психическое состояние людей всех времен и народов заключается в ее общедоступном языке. Это язык чувств и эмоций, символичный и понятный всем, независимо от национальности. Вызывая различные ассоциации радости или горя, торжества побед или горечи поражения, светлой мечты или скорбного одиночества, музыка как бы раскрывает наше подсознание, выпуская на поверхность пережитые нами чувства, воспоминания, нереализованные способности и скрытые силы.

    Кроме того, музыка воздействует на физическое т ело человека. Играем ли мы, поем или танцуем — мы заставляем тело работать.

    При пении работают диафрагма и дыхательный аппарат (легкие, трахея, связки), артикуляционный аппарат (язык, губы, зубы); при этом задействован и пищеварительный тракт, усиливается кровообращение.

    В процессе игры на музыкальных инструментах активизируется моторика мышц рук.

    По мнению И. П. Павлова, «нет ничего важнее в жизни человеческого организма, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения и как результат — ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека».

    И вот тут самое время вспомнить и подчеркнуть, что воздействие коррекции и лечение музыкой происходит именно через звуковой регулятор жизненных ритмов человека: пульса, дыхания и моторики движения.

    Озвучивая жизненные ритмы, музыка через слух проникает в мозг, а от него передается телу, становясь звуковым телом человека. Ребенок или взрослый человек очень быстро реагирует на импульсы, идущие от музыки, если она соответствует его жизненным ритмам и возрасту. Она помогает ему разобраться в мире своих эмоций и, усиливая их, иногда способствует тому, что они выходят из подсознания и оформляются в виде танцевальных движений или напевания мелодий, а иногда и рисования конкретного образа.

    Но чтобы воздействие музыки на здоровье человека, в том числе и ребенка, оказалось благотворным, а не отрицательным, не следует забывать и о причинах разрушительного влияния ее на организм человека. К таким негативным явлениям можно отнести чрезмерно громкое и долгое воздействие ритмическим звуковым потоком музыки, которое не соответствует жизненным ритмам (пульсу, дыханию, моторике движений) и возрасту. Например, длительное звучание композиций тяжелого рока может вызвать у молодых слушателей состояние гипервозбуждения, агрессии, а у старшего поколения состояние отупения и подавленности.

    Слушая медитационную музыку, человек может войти в состояние глубокого транса. Эффект «музыкальной шкатулки», т. е. бесконечное повторение одного музыкального фрагмента, оказывает угнетающее воздействие на психику человека.

    Не бесспорным фактом является частое использование в детских садах некоторой фонограммной музыки в острых современных ритмах, безусловно сложной д ля восприятия ребенка или классической музыки в исполнении симфонического оркестра. Как правило, такая музыка недоступна для детей дошкольного возраста, особенно если они с проблемами здоровья и развития. И совершенно очевидно, что она не соответствует ни жизненным ритмам ребенка, ни его возрасту. В лучшем случае дети остаются к музыке равнодушны и безразличны, а в худшем — подавлены и угнетены.

    Даже если такая музыка очень нравится музыкальному педагогу (что совершенно естественно, т.к. его жизненные ритмы могут соответствовать выбранной им музыке), необходимо профессионально подойти к этому вопросу, а именно:

    1. забыть на время, что перед вами шедевр классической или современной музыки — в данном случае это не самое важное;
    2. учесть состояние здоровья детей, их возраст;
    3. помнить, что главное в работе с такими детьми: не «научи», а «не навреди».

    А теперь попробуем честно ответить на вопрос: может ли педагогика искусства, несущая в себе функции терапии, не выполнить своего предназначения и даже навредить, ухудшить состояние здоровья ребенка? К сожалению, да.

    Бывает, что даже на занятиях любимым видом искусства дети не только не испытывают чувства радости, эмоционального подъема, а, напротив, бывают чрезмерно утомлены, подавлены или агрессивно неуправляемы. Такое отклонение от нормы или ухудшение психического здоровья детей, полученные в процессе воспитания или образования, называются дидактопатией. Как показывают исследования, основными причинами дидактопатии могут быть несоблюдение особой, щадящей личность ребенка системы отношений, а также патогенность, т.е. несоответствие применяемой методики работы и, как следствие, ее разрушительное воздействие на здоровье ребенка.

    Теперь немного подробнее об этих причинах. Соблюдение терапевтической, т. е. особой, щадящей личиость ребенка, системы отношений, ее принципов и правил между взрослым и ребенком — важнейшее условие здоровьесберегающей педагогики. Перечислим некоторые из этих правил:

    •  Принимать ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким он должен сейчас быть по вашему мнению. Помнить, что в отличие от взрослых, у детей до 10-12 лет преобладает правополушарное мышление (художественно-образное), а левополушарное мышление, ответственное за анализ своих поступков, развито слабо. И никакими угрозами, наказаниями и поощрениями развитие этого процесса не ускорить.
    •  Чувствовать и понимать причины и мотивы поступка ребенка, которые зачастую являются естественным проявлением его эмоциональной напряженности.
    •  Уважать личность ребенка, т. е. ненасильственно привлекать его к процессу деятельности. Дети иногда боятся, стесняются начать любую собственную деятельность, и им легче сначала быть в качестве зрителей в тех действиях, которые хотели бы совершить, но еще не осмеливаются. А после того, как один ребенок решается сделать что-то, другим детям легче повторить это. Так постепенно дети продвигаются от пассивного наблюдения, т.е. скрытого участия, к частичной вовлеченности и, наконец, к сотрудничеству с другими детьми.
    •  Равенство всех участников художественно-игрового процесса, включая педагога.
    •  Важность и значение не результата деятельности, а самого процесса.

    Вторая причина дидактопатии заключается в том, что введение ребенка в мир искусства происходит не соответствующими природе ребенка и природе искусства методами. Это несоответствие выражается в том, что нельзя подходить к знакомству и освоению любого вида искусства с позиций урочно-оценочной системы (например, когда педагог работает по плану, который он обязательно должен выполнить). При этом дети находятся, как правило, по одну сторону, а педагог по другую. Он говорит и показывает, как надо петь, играть, танцевать, рисовать, лепить и т. д., а дети повторяют. При такой системе дети все время «должны» и «обязаны» делать то- то и то-то, чтобы выполнить план педагога. Жизнь и практика показывает, что если дети вынуждены учиться искусству под давлением, то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Невозможно заставить детей полюбить петь, рисовать, танцевать и т. д. Можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. И в этом отношении невозможно придумать что- либо лучше, эффективнее, чем игровые методы (попутно вспомним, что природа ребенка и природа искусства во многом родственны). Известно, что искусство, как и детскую игру, определяет чувственное отражение мира.

    Все это говорит о том, что вхождение ребенка в мир любого искусства должно проходить через «волшебный мост» игры, а не с позиций урочно-оценочной системы работы.

    Игра в этом случае — это естественный способ познания мира красок, звуков, движений, природного материала. Игра, пронизывающая все занятие, а не просто обучение, ставит педагога в совершенно иную для него, непривычную ролевую ситуацию. Он должен быть увлеченным, заинтересованным, естественным в ситуации игры и участвовать вместе с детьми. От педагога зависит создание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения.

    В процессе таких игровых занятий интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации.

    В этом случае игра необходима ему не только как способ познания искусства, но и как терапевтическое средство, особенно для детей с проблемами развития. Известно, что в терапии термин «игра» не означает отдых, развлечение. Иг- ротерапия — это прежде всего свобода в действиях и реакциях. Поэтому задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы вначале дать возможность ребенку:

    •  снять эмоционально-психическое напряжение, т.е. отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположные, положительные действия и поступки;
    •  помочь обрести веру в себя;
    •  стать более ответственным за свои поступки и действия;
    •  овладеть чувством самоконтроля.

    Итак, игра и игровой метод, пронизывающий все виды музыкально-художественной деятельности на занятиях и уроках, — одно из основных условий здоровьесберегающей педагогики искусства.

    Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия — вот те слагаемые артпедагогики, в которых ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя, познает и совершенствует.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста

    Реферат. Содержит теоретические основы планированирования психо-коррекционной деятельности с дошкольниками, имеющими задержку в развитии....

    Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

    Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

    Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

    Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

    Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

    Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

    Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

    Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

    Выступление на педагогическом совете Д/С "«Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста».

    laquo;Проблемы изучения и коррекции  задержки психического развития у детей  дошкольного возраста»....