Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.
консультация по теме

ГРИЩЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.

В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

 

   Подготовила: учитель – логопед     Грищенко Елена   Николаевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.

   Подготовила: учитель – логопед     Грищенко Елена   Николаевна

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал  В.А. Сухомлинский

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Непринужденная веселая атмосфера увеличивает совместное общение меж, детьми, подводит ребенка к пониманию того, что действия не являются лишь его индивидуальным делом, ибо они включаются, прямо или косвенно, в сложные человеческие взаимоотношения

А.В. Запорожцем и Я.3.Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют речь, поощряют творческую активность детей.

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младших групп, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Объяснение игр требует от педагога серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем педагог предложит игру, он должен заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В младшей группе игра объясняется поэтапно, т. е. в процессе игры, в старшей – перед началом игровых действий.

Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Классификация подвижных игр

1.Игры с разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

2.Игры с бегом: «Перемени предмет», «Найди себе пару», «Ловишка», «Поймай ленту», «Хитрая лиса».

3.Игры с прыжками: «Кролики», «Не оставайся на полу», «Мой веселый, звонкий мяч», «Удочка», «Лягушки и цапля».

4.Игры с подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Пожарные на учении».

5.Игры с метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Мяч в корзину», «За мячом».

6.Игры на ориентировку в пространстве: «Волшебные елочки», «Перелет птиц», «Осенние листочки», «Цветные автомобили», «Найди свой домик».

7.Хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка»

ВИДЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

1. Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)

Игра большой подвижности «Ловишка». По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

Ау-ау-аукаем,

Весну приаукиваем.

Весна!Becна!

Красным-красна!

Весна пришла,

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем,

В ловишки играем!  Раз, два, три-, лови!

После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-З-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

  • Игра малой подвижности «Где спряталась кукла?»

Инвентарь: кукла, одетая в соответствии с сезоном.

Педагог перед началом занятия прячет в пределах площадки куклу незаметно от детей.

Дети врассыпную встают около педагога, который произносит:

Кукла Маша убежала,

Ни словечка не сказала.

Где она теперь, не знаю,

Сама никак не угадаю!

Дети, вы мне помогите,

Куклу Машу вы найдите!

Дети расходятся по площадке, ищут куклу. Тот ребенок, кто найдет куклу, приносит ее педагогу. Остальные дети также подходят к педагогу, встают врассыпную перед ним. Педагог обращает внимание детей на то, как одета кукла, какая она красивая, нарядная и аккуратная. Игра повторяется.

  • Игра малой подвижности «Веселые снежинки»

Дети врассыпную располагаются на площадке. Педагог произносит текст:

Метель-вьюга у ворот

Кружит снежинок хоровод.

Дети кружатся на месте в медленном темпе вправо и влево.

 После команды «Метель утихла» дети останавливаются. Игра повторяется.

Рекомендуемый материал речевого сопровождения

Считалки

Выпал беленький снежок,

Выходи гулять, дружок!

Раз, два, три,

Летят снежинки.

Раз, два, три,

Санки бери!

Раз, два, три,

Кружат пушинки.

Три, четыре, пять,

Друзей зови гулять!

Полетели, покружились,

И на землю опустились.

Загадки

Кто зимой в трубе воет? (Ветер)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Вдоль села пробегаю –

Сугробы наметаю. (Метель)

Без зубов, без рук, а кусает

И щиплет. За уши и нос хватает. (Мороз)

2. Подвижные игры с речевым  сопровождением

•   «Бьют часы».

 Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр: Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три. Хлопают в ладоши.

Новый год, приходи! Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе.

Тебя ждали год,

Стояли у ворот. выполняют «пружинку», руки на пояс.

А пришел мороз,

 Заморозил нам нос. Шагают на месте.

Нас, мороз, не пугай,

С нами ты поиграй. Выполняют наклоны вправо, влево, руки на nояс.

В прятки ты поиграй ,

Да подарки нам дай.Выполняют два приседания, руки в приседе - на колени.

Конфеты, игрушки,

Орехи, хлопушки. Постукивают кулачками друг о друга.

Будем веселиться, танцевать, резвиться. Прыгают на месте на двух ногах,

руки произвольно.

 

3. Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)                                                                  

 Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

• Пальчиковая игра «Белка - продавец»

Сидит белка на тележке, Сжимают-разжимают пальцы рук

Продает она орешки. Хлопают  в ладоши.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Кому в платок,

Кому в зобок…Ударяют кулачками друг о друга.

Кому в лапочку. Показывают ладошки.

4. Подвижные речевые игры для детей с ОНР.

         Проводятся на физкультурных  занятиях по рекомендации учителя – логопеда с целью решения какой-либо речевой задачи, в соответствии с лексической темой недели..

  • Подвижная речевая игра «Чьи детки?».

 

 Дети стоят в кругу, В центр круга встает педагог с мячом в руках, Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму, Кто у котят мама?». Ребенок ловит мяч, отвечая педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры, Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждают 2-3 самых внимательных игрока.

5. Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха.

        По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия включаются различные подвижные игры.

  • Подвижная игра «Цветные домики»

Играющие делятся на две команды - это гласные звуки, игроки второй команды-согласные звуки. По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные и согласные звуки. По второму сигналу, (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например, команда «гласных звуков» собирается возле красного обруча, а команда «согласных звуков »- возле синего обруча.

Усложнение: дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.

6. Подвижные игры на развитие внимания.

Внимание - один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации, Как известно, дети – логопаты характеризуются недостаточным уровнем развития внимания, низкими показателями его  переключаемости. Подвижные игры способствуют тренировке возможно более быстрой и правильной реакции на различного вида раздражители (команда педагога, удар в бубен, звук свистка и т.д.).

  • Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка».

Играющие строятся в колонну по одному, вдоль какой- либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу. Выполняя следующие команды:

  • «Дерево»- игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
  • «Куст»- приседают, пальцы рук касаются пола;
  • «Ручей» - подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
  • «Тропинка» - разбиваются на пары и берутся за руки (если пары игроку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).

7. Подвижные игры на развитие звукопроизношения.

Логопед, планируя совместную деятельность, определяет (обычно за неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физкультурой.

• Игра «Придумай слово на определенный звук»

(Например, на звук [п]: пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т.д.).

Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук

• Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук». (Например, на звук [а]).

Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т. д.

Игру можно проводить в  парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу. Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол), произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков): Алена - раз, Аня - два ... и т. д.».

8. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.

Все дети с речевой патологией входят в группу риска по дисграфии - нарушению функции правильного письма. Поэтому необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая нога, правая рука и т.д.), но и в пределах зала, используя соответствующие команды и распоряжения (повернуться направо, разомкнуться влево и т.д.). Следует шире использовать предлоги: в, на, за, перед, около и др. ( «встаньте за линию», «присядьте на скамейку», «положите мяч в обруч» и т. д.), применять двигательные схемы-карточки с нарисованными двигательными действиями. Целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку в пространстве, с элементами строевых упражнений (веселая маршировка) и т. п.

  • Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Дети встают в шеренгу вдоль одной из сторон физкультурного зала. Педагог показывает им цветок (игрушку, флажок и т. п.), говорит, что спрячет его. Участники игры поворачиваются к педагогу спиной. Педагог прячет предмет и произносит: "Раз, два, три, четыре, пять, вам пора цветок (флажок и т.д.) искать». Дети ищут спрятанный предмет. Тот из игроков, кто первым найдет его, несет его педагогу. Этот игрок будет прятать предмет при повторении игры. По окончании игры дети (по выбору педагога) рассказывают, как они искали предмет.

9. Игры на развитие коммуникативных функций.

  Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения. Решению этих задач способствует коллективное выполнение построек из деталей набора "Альма», игры на воспитание культуры поведения и общения («Едем в автобусе», «Прогулка по парку», «Переходим дорогу» и т. д.), а также различные подвижные игры.

  • Подвижная игра «Чижик»

По считалке выбирается водящий «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:

Ходит чижик у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Чижик отвечает:

Мне не скучно одному,

 Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга - он «чижик». Игра продолжается.

10. Подвижные игры на развитие выразительных движений.

При проведении подвижных игр на развитие выразительности движений в основном используются приемы имитации и подражания «Покажите, как ходит петушок, прыгает белочка, ползет змея, летает бабочка и т. п.»).

11. Подвижные игры на расслабление.

Дети-логопаты отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности; обладают некоторой замедленностью или, наоборот, «расторможенностью  в двигательной сфере. Поэтому после подвижных игр большой и средней подвижности необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.

подвижная игра «Ветер и зайка»

Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга, присаживаются, наклоняют голову к коленям.

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки ..

Встают; ставят кисти рук перпендикулярно голове, двигают пальцами рук вперед-назад - «зайки шевелят ушками».

И помчался - скок-скок-скок,

Белый маленький зверек. Идут по кругу, взявшись за руки.

Вот запрыгал он проворно

По тропинкам по зеленым. Останавливаются. Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Ветер у березок кружит,

Шевелит зайчишке уши. выполняют руками маховые движения перед грудью, постепенно поднимая руки вверх; затем ставят кисти рук перпендикулярно голове - шевелят ушками».

Ветер-ветер, поиграй-ка,

 Убаюкай быстро зайку. Присаживаются на корточки, складывают ладони вместе, помещают их под щечку.

12. Подвижные игры с музыкальным сопровождением.

(в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции) .

Использование музыки при проведении подвижных игр способствует развитию координации, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.

• Подвижная игра «Дружба». Дети встают в круг, берутся за руки.

По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу.

Найдем себе мы друга.

Найдем себе мы друга,

Найдем себе дружка.

По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три - друга себе найди!» После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.

Примечание. Педагог может подать и другие команды, например:

• «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» - дети должны разбиться на тройки;

• «Раз, два, три, троих друзей себе найди!» - дети встают в кружки по 4 человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);

• при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

13. Подвижные игры на развитие воображения.

Игры на развитие воображения способствуют проявлению творческого отношения к действительности, преодолению у детей сделать что – то «не так, как надо», развитию логического мышления

  • Подвижная игра «Хрустальная вода».

Детям необходимо присесть, как бы набрать пригоршни воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте, громко и радостно произнося продолжительное «и-и-и».

14. Подвижные игры-превращения

Этот вид игр способствует развитию у детей фантазии,  снятию излишней напряженности, формированию представлений об окружающем мире.

  • Подвижная игра «Цветочек»

Дети встают врассыпную по всему спортивному залу, Педагог предлагает им потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус (цветочек «встречает» солнышко). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, голова цветочка поникла»), согнуть  руки в локтях («стебелек поломался») и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу,  голове и  рукам пассивно упасть вперед. Слегка согнув колени («завял цветочек»).

Таким образом, использование  разнообразных вариантов подвижных  игр является действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов .

Литература:

1.Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Младшая, средняя, старшая, подготовительная группы \ Методическое пособие-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, -2008.

2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

Подвижная игра как средства профилактики заболеваемости часто болеющих детей в ДОУ

Состояние здоровья дошколь­ников — одна из самых важ­ных проблем сегодняшнего дня. В многочисленных научных ис­следованиях отмечается неблаго­приятная динамика состояния здо­...

Мастер-класс "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания"

В материале представлены различные игры, как большой подвижности, так и малой, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Данные игры хорошо вписываются в физкультурные занятия с дошк...