Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»
материал по развитию речи (старшая группа)

Елисеева Ульяна Александровна

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

Игра, в том числе и речевая игра, наиболее приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В игре достаточно сложный речевой материал, каким является усвоение правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и непринуждённо, вполне естественно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_leksiko.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЕЛОЧКА)

Сообщение из опыта работы:

«Подвижные игры

как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Елисеева У.А.

г.о. Электрогорск, 2022 г.

    Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

     Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка. У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.  

     Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

     Игра, в том числе и речевая игра, наиболее приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В игре достаточно сложный речевой материал, каким является усвоение правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и непринуждённо, вполне естественно. Дети играют в такие игры с большим удовольствием, не замечая, как развивают свои языковые способности, как используют в речи грамматически правильные образцы речевых высказываний. К тому же в играх у детей развивается чувство партнёрства, коммуникативные навыки.

     Существует большое количество речевых игр и упражнений, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка: игры с предметами, настольно-печатные игры, дидактические словесные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые. Подвижная речевая игра, как и любая другая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Подвижные игры с логопедической направленностью могут  использоваться как часть занятия, в качестве физкультминутки и как самостоятельная игра. Подвижные игры, объединённые с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы.

     Всем знакомые игры и упражнения «Скажи иначе», «Кто подберет больше слов», «Какой? Какая? Какие?», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом», «Подбери признак», «Подбери родственные слова» я предлагаю попробовать провести в форме подвижной игры – игры малой подвижности, поскольку они могут являться частью занятия или физкультминуткой и проводятся в группе.

     Игры могут проводиться индивидуально или подгруппами. Они могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагога в зависимости от задач:

  1. Игра «Живая стрелка»

В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается. Тот, на кого указала «стрелка», отвечает на вопрос.

1. «Скажи иначе» (игра на формирование умения подбирать синонимы к словам):

Унылая пора  -  скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм - пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный и т.д.

2. «Кто подберет больше слов?» (игра на закрепление формы винительного падежа):

Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму,

юбку, блузку и т. д.)

Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье,

скатерть, салфетку и т. д.)

Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, и т. д.)

Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, и т. д.)

  1. Игра «Мяч передавай и слово называй»

Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и бросает обратно. Ребенок, давший ответ – приседает или встает в конец колонны, игра продолжается.

1. «Какой? Какая? Какие?» (игра на формирование умения образовывать относительные прилагательные). Педагог говорит, из чего сделан предмет, а ребенок называет прилагательное, образованное от данного существительного:

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)?

Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

2. «Назови ласково» (игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов). Воспитатель произносит фразу, ребенок изменяет фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково:

Шуба теплая - шубка тепленькая, лиса хитрая - лисичка хитренькая, заяц белый - зайчик беленький, сапоги чистые - сапожки чистенькие, ветка короткая - веточка коротенькая, шишка длинная - шишечка длинненькая, ворона черная - вороненок черненький, снег белый - снежок беленький.

3. «Скажи наоборот» (игра на формирование умения употреблять приставочные глаголы, имеющие противоположное значение). Взрослый называет действие, а ребенок называет действие с противоположным значением:

ПРИехал – Уехал, ЗАстегнул – РАСстегнул, Залез – Слез, НАливает – ВЫливает; Входит – ВЫходит; ЗАкрывает – ОТкрывает; ПРИплывает – ОТплывает; СОбирает – РАЗбирает; ПОДъезжает – ОТъезжает и т.д.

4. «Составь слово» (игра на формирование умения образовывать сложные слова). Педагог говорит два слова, из которых ребенок должен составить одно слово:

рыбу ловит - … рыболов, пыль сосет - … пылесос, лес рубит - … лесоруб, воду возит - … водовоз и т.д.

5. «Скажи одним словом» (игра на формирование умения образовывать сложные прилагательные):

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

  1. Игра «Попади в цель»

Дети стоят на ковре. На некотором расстоянии от них лежит один обруч или несколько, в котором или которых находятся карточки. Дети по очереди бросают мешочки в центр обруча и стараются попасть на карточку. Тот, кто попал на карточку мешочком, выполняет задание и забирает карточку себе. Побеждает тот ребенок или команда, собравшая наибольшее количество карточек: 

1.«Подбери признак» (игра на согласование существительных с прилагательным):

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…,

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…,

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…,

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

2. «Подбери родственные слова» (игра на формирование умения подбирать однокоренные слова):

Птица - птичка, птичий, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвост-хвостище,хвостатый, хвостик,хвостишко,бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Заяц - зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий.

Волк - волчонок, волчище, волчишка, волчий.

Зубы - зубной, зубик, зубастый, зубочистка.

Спортсмен- спортивный, спорт, спортзал, спортсменка, спорттовары.

Список используемой литературы:

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016,- 144с.
  2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Сборник игр и упражнений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
  3. Козина, Лебедева, Журавлева: Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС - М.: Центр педагогического образования, 2008. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития...

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...

Методики для исследования лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у детей  дошкольного возраста....