Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (средняя группа)

Угольникова Елена Андреевна

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].

Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью [3] .

Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

 Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих современных исследований. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

В связи с внедрением ФГОС ДО  каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности, отвечая основным принципам дошкольного образования: «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; сотрудничество Организации с семьей». Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества является использование лэпбука в образовательном процессе. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук – это портфолио или  коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают педагог с детьми, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы [4].

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно заметить, что речь их не сформирована в совершенстве,  малопонятна для окружающих, грамматически не оформлена: дети допускают ошибки при согласовании частей речи в предложении, в понимании и употреблении предлогов, в словообразовании, в использовании в речи разнообразных синтаксических конструкций, видов предложений.

Общими словами можно сказать о том, что у детей не достаточно сформирован грамматический строй речи.

Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций [1].

В процессе общения с родителями выяснилось, что большинство из них не имеют представления о том, соответствует ли речевое развитие его ребёнка возрастной норме.

Таким образом, было разработано дидактическое пособие (лэпбук) «Мамы и малыши» по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений. Использование лэпбука предполагает организацию совместной деятельности взрослого и ребёнка в индивидуальных и групповых формах.

Структура лэпбука – это игровые задания для детей среднего дошкольного возраста:

1. «Мамы и малыши»

Цель: закрепление умения детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе.

Детям в игровой форме предлагается рассмотреть картинки и назвать животное и  детенышей.

 2. «Кого не стало?»

Цель: формирование умения образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных в родительном падеже.

Детям предлагается внимательно запомнить детенышей, играющих на полянке, затем закрыть глаза. Воспитатель прячет детеныша (детенышей) в домике. Дети, открыв глаза должны назвать кого не стало на полянке (например: не стало лисят- лисенка).

3. «Узнай по описанию»

 Цель: формирование умения ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Перед детьми раскладываются картинки животных, и предлагается описание. Дети должны отгадать животное. (например: хитрая, рыжая – лиса; неуклюжий, бурый - медведь).

4. «Чей хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

Детям показывают картинки и задают вопросы, на которые нужно ответить одним словом (например: Чей хвост? Чье ухо? Чьи глаза? – коровий, коровье, коровьи).

  5. «Кто лишний?»

Цель: актуализация знания детей о домашних и диких животных, животных жарких стран и севера; формирование умения употреблять в речи обобщающие слова. 

Детям предлагаются карточки с животными, необходимо выбрать «лишнее» животное и сказать почему.

6 «Прятки»

Цель: формирование умения правильно понимать и использовать в речи предлоги с пространственным назначением.

Животные прячутся на картинке за предметами (картина с изображением детской площадки с кармашками для размещения вырезанных силуэтов животных). Детям предлагается найти животных и назвать их расположение, употребляя предлоги.  

Работа с лэпбуками помогает  систематизировать материал по какой-либо теме (звуковой, лексической, грамматической), помогает детям усваивать знания в игровой форме. А рассматривание папки в дальнейшем позволит ребёнку быстро освежить в памяти пройденную тему.

Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку или стишок.

Таким образом, лэпбук:

- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал;

- отличный способ для повторения пройденного материала;

- ребенок научится самостоятельно сбирать и организовывать информацию;

- лэпбук может использоваться для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, а также индивидуально с каждым ребенком;

- является одной из форм организации совместной деятельности ребенка и родителей;

- активно используется детьми в самостоятельной деятельности.

Литература

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебн. пособие  для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1981 – 255с.

2. Гербова В.В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика–синтез, 2007.-192с.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: изд. Центр «Академия» 2005 – 384.

4. Пуляевская А.А. Технология «лэпбук» и ее применение. Электронный ресурс: https://nitforyou.com.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Словесная игра, как средство формирования грамматического строя речи детей с ОНР

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в с...

Консультация "Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста"

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...

Родительское собрание «Грамматический строй речи дошкольного возраста. Младшая группа».

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить родителей с особенностями грамматического с...

«Речевичок» — как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста» в работе с детьми с ОВЗ Данная дидактическая игра позволяет разнообраз...