«Речевичок» — как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)
Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста» в работе с детьми с ОВЗ
Данная дидактическая игра позволяет разнообразить индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста, повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению, и тем самым сделать коррекционный процесс более эффективным.
В группе № 2 «Солнышки» зачислено 20 детей, 5 из них дети с ТНР.
В данной методической разработке представлены игры для речевого развития детей 4-5 лет с ОНР. Дети играют в дидактическую игру «Речевичок» в свободное время как индивидуально, так и в парах.
Место проведения : дошкольные группы МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара
Автор: Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы, воспитатель группы № 2 «Солнышки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевичок» — как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.
Цель:
Повышение эффективности коррекционно- речевой работы с детьми 4-5 лет в процессе игровых технологий по развитию речи дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
1. Создать и апробировать комплексную систему работы с детьми-логопатами по развитию связной речи, основанную на формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.
2. Сформировать и реализовать модель предметно- развивающего пространства, отвечающего современным требованиям ДО, и позволяющего внедрить элементы технологий развития связной речи в работу с дошкольниками.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а также необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.
Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, которую дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки в детской речи. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить ребёнка повторить именно его.
Обобщая свой опыт работы по формированию грамматического строя речи, я создала дидактическое пособие « Речевичок», в которую входят четыре дидактические игры .
Целью первой игры является формирование категории рода имен существительных.
Дидактическая игра «ОН, ОНА, ОНО»
Цель: формирование категории рода имен существительных.
Задачи :
- обогащать словарь путем подбора слов;
-формировать умения детей согласовывать имена существительные с местоимениями он, она, оно;
-развивать умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои;
-развивать умение подбирать и согласовывать прилагательные с существительными;
Ход игры: Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «ОН», «ОНА», «ОНО». Картинки, про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «ОН», картинки про которые можно сказать «моя»- в домик «ОНА», «мое»- «ОНО».
В эту игру могут играть от одного до трех детей. В случае, если играют 2-3 ребенка, предложенные картинки делятся между ними поровну. Выигрывает тот, кто правильно расположит свои картинки на игровом поле.
Основную трудность у детей даже в старшем дошкольном возрасте вызывает усвоение форм притяжательных имен прилагательных, когда дети не могут правильно сказать: хвост собакин или собачий, именно здесь возникает самое большое количество ошибок, поэтому я оформила игру «Чей хвост?».
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Задачи:
- закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные»,
- создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам;
-закрепить умение образовывать притяжательные имена прилагательные ;
-развивать способность анализировать;
-закреплять умение различать и называть животных;
-развивать мелкую моторику рук;
Ход игры : В эту игру лучше играть индивидуально или малыми подгруппами. Чтобы у каждого ребенка закрепилось правильное произношение притяжательных имен прилагательных. На игровом поле прикрепляем хвост животного. Мы спрашиваем: Кто спрятался за кустом ? Чей хвост? Например: Чей хвост? - Лисы — лисий, у волка - волчий, у мыши - мышиный.
Когда начинаем изучать тему «Домашние животные», на поле появляется дом. И по аналогии мы закрепляем, как правильно называются части тела домашних животных. Например : Чей хвост? хвост овцы -овечий.
Аналогично закрепляется употребление в устой речи притяжательных имен прилагательных женского и среднего родов (голова, ухо, лапа, уши, лапы…)
Также изучаем животных зоопарка, на поле появляются животные разных континентов . Игру можно продолжать бесконечно, включая в нее и птиц, и насекомых.
В своей речи мы часто используем многозначные слова, используя различные их значения в зависимости от контекста и делаем это автоматически , не задумываясь, но у детей дошкольного возраста еще нет такой большой языковой практики, богатого знания окружающего мира. Поэтому своим воспитанникам я предлагаю игру на формирование и обогащение активного словаря «Что это?»
Дидактическая игра «Что это?»
Цель: расширение словарного запаса детей, формирование интереса к родному языку
Ход игры: в эту игру лучше всего играть вдвоем. Детям поровну раздаются карточки в произвольном порядке. Педагог читает слово, ребенок в своей картинке выбирает соответственную картинку и прикрепляет ее, говоря соответствующее словосочетание. Например: Кисть - кисть винограда, малярная кисть, кисть руки.
1. Лук - овощ, оружие
2. Молния — природное явление , фурнитура для одежды.
3. Ручка — письменная принадлежность, ручка дверная, ручка ребенка.
4. Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный.
5. Коса — прическа, инструмент.
6. Труба — на доме, музыкальная.
7. Кран — водопроводный, подъемный.
8. Киви — фрукт, животное.
9. Плитка — железная, шоколадная, кафельная.
10.Ножка — у стола, у гриба, у ребенка.
11. Мышка — грызун, компьютерная.
12. Лисички — грибы, животные.
13. Норка — животное, жилище.
Следующая четвертая дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам - Времена года»
Игра проводится индивидуально. Ребенок сам выбирает то время года, которое больше нравится. В случае затруднения ребенка в составлении рассказа воспитатель помогает вопросами. Например: Как стоит солнце в небе? какой длинный день? какая короткая ночь? В какой одежде можно ходить летом? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-690960-1445175485.jpg)
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
нетрадиционные развивающие тренажёры...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-669935-1648476285.jpg)
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/02/picture-1017675-1519961294.jpg)
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/20/picture-1142504-1558363609.jpg)
Особенности развития лексико-грамматического строя детей среднего возраста
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-обра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-541022-1540741370.jpg)
Тренажер для развития памяти детей дошкольного возраста 6-7 лет
Тренажер для развития памятидетей дошкольного возраста 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-520711-1486465539.jpg)
Консультация "Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста"
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1312867-1612760355.jpg)
Родительское собрание «Грамматический строй речи дошкольного возраста. Младшая группа».
Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить родителей с особенностями грамматического с...