Особенности развития лексико-грамматического строя детей среднего возраста
статья по развитию речи (средняя группа)

Васильева Юлия Николаевна

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития лексико-грамматического строя детей

среднего возраста

  1. Что такое лексика

Лексика – это совокупность слов. Средний возраст – это период активного развития словаря. Для того чтобы определить понятие «развития словаря», необходимо разобраться с понятием «слово».

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение (заключенный в нем смысл), звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при развитии словаря у детей дошкольного возраста.

Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный (это слова, которые говорящий не только понимает, но и произносит) и пассивный словарный запас (слова, которые говорящий понимает, но сам не произносит). Перевод слов из пассивного словаря в активный  представляет собой специальную педагогическую задачу, которая реализуется в методике развития речи.

В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.).

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии. Особенно возрастает количество существительных и глаголов. Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве.

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова (обувь, одежда, дикие животные, деревья, цветы), дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти  явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах со сложной звуко-слоговой структурой (парикмахерская, экскаватор, энциклопедия). На пятом году жизни речь детей становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Возрастает внимание детей к речи окружающих, теперь они способны до конца выслушивать ответы взрослых.

Сегодня выделяют четыре основные задачи развития лексического строя речи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что дети часто не знают точного наименования предметов. Например, дети не видят разницы между словами «лиса» и «лисёнок», или, ещё сложнее - «лисичка» и «лисёнок». Или дети не видят разницы между словами «рука» и «рукав». Поэтому сюда входит углубление пониманием уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, усвоение многозначности, синонимии, антонимии.

3. Активизация словаря. Несмотря на быстрый рост словаря, большая часть слов остаётся в пассивном словаре. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий тот, этот, туда, такой и слов с лексической заменой. В работе с детьми в этот возрастной период важно, чтобы новое слово из пассивного словаря вошло в активный словарь. Это происходит только тогда, когда ребёнок новое слово проговорил, так как при воспроизведении речи участвует не только слуховой, но и мускульно-двигательный  и кинестетический анализаторы, которые помогают в активизации словаря.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных).

2. Методы развития лексики в средней группе

В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств словаря, появляются новые методические приемы, которые основываются на способности воспринимать речь без наглядного сопровождения. Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же упражнений и занятий.

Рассматривание предметов проводим на основе сравнения, различения и обобщения. Используется наглядно-действенный метод ознакомления с предметами. На занятиях по ознакомлению с качествами и свойствами предметов используют раздаточный материал для тщательного сенсорного обследования и сравнения противоположных качеств и свойств предметов (твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный).

Приемы сравнения используются чаще, чем раньше. В процессе сравнения оба сравниваемых предмета должны быть перед глазами детей. Именно в этом возрасте необходимо обучать детей рассказу-описанию. В этот период мы применяем задания из раздела «Чем похожи? Чем отличаются?» книги Новиковской О.А. «Развитие речи для малышей в рассказах и картинках». Широко применяется игровая ситуация: «К нам в гости пришли две куклы-подружки. Они давно не виделись и стали рассматривать свою одежду. Давайте поможем им». Дети этого возраста легче замечают различия. Поэтому сравнение начинается с выяснения различий, а затем устанавливается сходство.

Появляется новый вид занятий – беседа по игрушкам, которая тоже сопровождается сравнением, описанием. Используется описание игрушек и составление загадок по ним. Это очень сложное упражнение, так как дети еще не всегда выделяют существенные признаки предметов. Используются игры типа «Магазин игрушек», «Найди и опиши».

Для закрепления и активизации словаря проводят те же дидактические игры, рассматривание картин. При этом решаются разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов, описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность, сравнение по цвету, размеру, форме и назначению; классификация, закрепление грамматических форм слова, употребление слов, обозначающих пространственные отношения («Чудесный мешочек», «Посмотри и запомни», «Угадай, что изменилось» и т.п.).  Широко используются драматизации и инсценировки с игрушками, в которых закрепляют правильное словоупотребление. Динамика игровых действий создает условия для многократного мотивированного употребления слов и тем самым способствует упрочению правильного навыка.

Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. Это дает возможность в средней группе использовать словесные игры без опоры на наглядность.

  1. Что такое грамматика

Грамматика - это наука о строении языка, о его законах.

Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребенок осваивает постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике.

Грамматика, как известно, включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: словоизменение, словообразование и синтаксис. Словоизменение – это изменение слов по различным грамматическим категориям (род, число, падеж и время), словообразование – образование новых, однокоренных слов, синтаксис – это правильное построение словосочетаний, предложений и текстов.

  1. Психологические особенности детей 4-5 лет

Возраст с 4 до 5 лет необыкновенно интересный и очень ответственный, с точки зрения развития ребенка, период. Это время окончания первого в жизни ребенка кризиса (кризис 3 лет) и начала активного интеллектуального, психологического, эмоционального и физического развития. Чтобы суметь помочь своему ребенку быстро и с максимальной пользой преодолеть этот непростой период, педагоги и родители должны знать и понимать все особенности развития детей 4-5 лет.

Особенности эмоционального восприятия

4-5 лет можно назвать возрастом становления эмоциональной сферы ребенка. Осознание себя приводит к тому, что ребенок начинает испытывать практически весь спектр «взрослых» эмоций. К сожалению, ребенок не всегда готов сразу справиться с этим. Если вы заметили, что он стал более задумчив, часто грустит или проявляет элементы агрессивного поведения, начните уделять ему больше времени. Ребенок нуждается в пояснении ситуации. Ему необходима информация о дружбе, взаимопонимании и взаимовыручке, доброте и отзывчивости. Постарайтесь не закреплять негативные реакции ребенка, констатируя факт его «плохого» поведения. Он с готовностью изменит его стиль, если вы просто предложите ему свою помощь.

К 4-5 годам у ребенка формируются навыки осознанного запоминания. Например, если ребенку необходимо предлагать игры и задания, где нужно запоминать правила игры или последовательность элементов какого-то процесса. Для детей среднего возраста становиться важным понимание сути материала, необходимого к запоминанию. Это напрямую влияет не только на качество усвоенного знания, но и на время его освоения.

Чтобы в дальнейшем исключить проблемы, вызванные плохой памятью ребенка и сложностями с запоминанием, можно применять следующие приёмы.

Всегда спрашивайте у ребенка, как прошел его день. Пусть он расскажет всю хронологию событий и припомнит максимальное количество подробностей. Это послужит прекрасным тренажером для тренировки памяти. Задавайте ребенку уточняющие и наводящие вопросы, в процессе монолога подбадривайте его. Чтобы беседа не выглядела допросом, эмоционально включайтесь в беседу, просите ребенка давать оценку событиям дня, также расскажите о своем восприятии.

Откройте для ребенка огромный и увлекательный мир книг. Каждый вечер читайте ребенку книги, перед началом новой «сессии» просите его напомнить, на чем вы закончили читать в прошлый раз, уточните детали прочитанного. Это не только поможет укрепить память ребенка, но и сплотит вашу семью, а общение наполнится позитивными эмоциями.

Для тренировки памяти ребенка прекрасно подойдет игра в слова. Ее можно применять в любое время и в любом месте - дома, на прогулке, в поликлинике, транспорте и тому подобное. Назовите ребенку последовательность из 7-10 слов и попросите повторить ее в той же последовательности. Научите ребенка оперировать образами (метод ассоциаций), которые соответствуют этим словам, это поможет также развить образное мышление.

Развитие любого нового навыка, например, рисования или танцев, мытья посуды или полов, может служить тренажером для развития памяти ребенка.

Особенности восприятия

Восприятие окружающего мира и его законов к этому возрасту становиться значительно глубже. Ребенок быстро осваивает сравнительные характеристики предметов и явлений, учиться оценивать их свойства. Например, в жизнь ребенка входят такие сложные категории, как время (текущее время, время суток или года) и пространство (понятия далеко - близко, верх - низ). Появляются понятия звука, вкуса, запаха, фиксация и осознание формы предмета (шар, треугольник, куб и так далее) и его фактуры (материала).

Математические умения предполагают владение понятиями много - мало, больше - меньше, один – много, верх – низ, ребенок осваивает прямой и обратный счет до 5, знания основных геометрических фигур (их отличия и сходства).

Особенности игровой деятельности

Игра продолжает формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Игра приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают, обижаются.

Особенности речевого дыхания

Изменяется тип дыхательной системы. До четырехлетнего возраста — брюшной тип, а после грудное дыхание.
          Особенности логического мышления детей

Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первое место выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.

Увеличивается объём памяти.

Повышается устойчивость внимания.

Ребёнок может находить отличия и сходства между двумя предметами.

Ребёнок может уметь называть обобщающим словом группу предметов, находить лишний предмет в группе.

Ребёнок может подбирать слова с противоположным значением.

Ребёнок может запоминать пары слов (девочка-мальчик, собака-кошка, дерево-лист…).

Творческие способности, страхи

В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

  1. Особенности лексико-грамматического строя речи детей в средней группе

Развитие грамматического строя начинается с трёх лет, когда с помощью конструкций простого распространенного предложения, дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т.д.

Пятый год жизни - период дальнейшего усвоения морфологической системы.

К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами. Раньше всех в речи дети усваивают формы именительного, винительного и родительного падежей, сначала безпредложные формы, затем с предлогом. Позже появляется дательный, и наиболее сложный (окончательно усваивается к 7-ми годам) – творительный падеж. 

Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи.

Начинается второй период вопросов: «Почему?»

В  речи детей этого возраста все чаще появляются  прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих). Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки (скоро, потом, вокруг). Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко.  Дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов.

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Они усваивают глагольное управление и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах.

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок обладает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами.

В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на кόне), тенденции унификации основы (пени - пни, левы - львы). После 4 лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола (заплатю).

К четырём годам ребенок говорит грамматически правильно оформленными предложениями в которых изредка возникают ошибки при согласовании редко встречающихся или впервые встретившихся ребенку слов*. 8 % предложений – сложные. Наиболее часто употребляемые предлоги детьми 4-х лет  предлоги – у, в, на, с. Редко употребляемые детьми предлоги – над, между, через, до. Дети практически не пользуются предлогами – под, перед, около, о. Наиболее часто употребляемые детьми союзы – а, и, как, если.

К пяти годам дети в речи используют сложные предложения, появляются деепричастия. Совершенствуются возможности пересказа, дети образуют прилагательные от существительных (железо – железный).

Пятый год жизни – время грамматических ошибок и словотворчества. Ребенок переносит грамматические признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

К пяти годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол – стόлы,стулья,… столы, зеркало – зеркалы, …зеркала».

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. 

 Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Обычно в норме к пяти годам дети овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

Литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведение. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...

Особенности развития познавательно исследовательской деятельности детей среднего возраста

Познавательное развитие детей 4-5 лет становится более целеноправленым, развивается умение принимать и правильно понимать информацию. представлено комплексно -тематическое планирование познавательно-и...

Развитие лексико-грамматической компетенции у детей дошкольного возраста

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению...

Развитие лексико-грамматического словаря у детей дошкольного возраста

Развитие лексико-грамматического словаря в норме и недоразвитиие лексико-грамматического словаря в речи детей. Игры для формироания словоря. Учебно-методические пособия...

Особенности развития мелкой моторики у детей среднего возраста

Особенности развития мелкой моторики у детей среднего возрастаИсследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (филосо...