Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Дельфин Екатерина Владимировна

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста

Современные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании «информационные технологии» выражена определяющая роль, которую играет не информация сама по себе, а именно способы и механизмы оперирования ею.

Основной критерий усвоения родного языка – это состояние его лексикона: количественный (определение объема лексического запаса) и качественный (уровень сформированности лексической системности, которая проявляется в упорядоченности лексических единиц в языковом сознании ребенка, то есть в наличии разнообразных связей между ними). Лексикон запускает механизм переработки смысловой информации, с которым связаны многие психические явления и процессы, в первую очередь оперативная и долговременная память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, речевое внимание.

Основной показатель языкового развития ребенка – это грамматическая компетенция: грамматические навыки (действие, достигшее уровня автоматизма, обеспечивающее правильное употребление грамматической формы в речи) и умения (способность осознанно совершать действия с грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания). Владение грамматическими навыками является одним из условий осуществления речевой деятельности. В состав грамматических навыков входят: морфологические навыки (словоизменение и словообразование), синтаксические навыки (правильное расположение слов в предложении), орфографические (безошибочное письмо).

У детей с общим недоразвитием речи, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы узко ситуативный словарь и своеобразие его употребления. В связи с этим появляется задача не только в накоплении, обогащении, уточнении словарного запаса, но и в создании условий для его активации и актуализации собственного высказывания (Волкова Лариса Степановна).

Речевые нарушения ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, нарушения отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность.

Ефименкова Людмила Николаевна выделила три направления работы по развитию лексико-грамматических компонентов речи: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.

Для того чтобы наиболее правильно, точно и полно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн – в переводе «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Актуальность технологии Синквейн:

Сегодняшний день отличается активным ростом новых информационных технологий, а параллельно растет число детей с речевыми нарушениями. Поэтому, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающий весь коррекционный процесс, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка.

Алгоритм составления синквейна: он состоит из пяти строк,

1 строка – Название. Одно слово, существительное, отражающее главную мысль;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предметы или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

Платформа для последующей работы: это «слова, обозначающие предмет», «слова, обозначающие действие предмета» и «слова, обозначающие признак предмета» дают основу для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Этапы работы при обучении составления синквейна:

На первом этапе работы дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета» составляют простое нераспространенное предложение: подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее.

Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнение, выраженного существительным.

Потом дается понятие о коротких словах – предлогах.

Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, а затем сокращается до первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.

То есть дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.

Слова оформляются в форме схем, графических рисунков, которые помогают дошкольникам быстрее усвоить основные понятия, более конкретно ощутить границы слов и раздельное их написание.

Можно организовать совместную деятельность ребенка и родителей: нарисовать и составить синквейн.

Варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав), коррекция и совершенствование готового синквейна, анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы), составление синквейна для закрепления изученной лексической темы, можно включить в проектную деятельность.

Ожидаемый результат:

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих).

Синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря этому возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

По закону «Об образовании» необходимо использование вариативных индивидуальных подходов к каждому ребенку.

Например, для закрепления понятий усвоенных на занятиях по подготовки к обучению грамоте:

1.Звуки

2.Гланые, согласные

3.Слышим, произносим, выделяем

4.Звуки речи складываются в слова

5.Речь

Литература:

1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Дону, 2011.

2.Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5, 5-6, 6-7 лет о ОНР. – М., 2015.

3.Википедия: https://ru.wikipedia.org

4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...

Игры по развитию всех составляющих компонентов речи (старший дошкольный возраст)

Дыхание "На приеме у врача"ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом, вдох носом - выдох носом.)ХОД...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...