Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Путилина Елена Евгеньевна

Тема "Мебель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛГК "Мебель"24.64 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»

Конспект

открытого фронтального занятия по

формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР на тему: «Мебель» 

(ОО «Речевое развитие»)

 

Подготовила: учитель - логопед

                                                 Путилина Елена Евгеньевна

январь 2021 г.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР на тему:

 "Мебель"

Цель занятия: развитие лексико-грамматических категорий через знакомство с понятием "мебель".

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.

- совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление предлогов (на, под, из-под, за, из-за), форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия);

- учить образовывать относительные прилагательные.

Коррекционно-развивающие задачи:

- активизировать речевую деятельность детей;

- развивать диалогическую речь;

- развивать умение подбирать антонимы;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде;

- развивать зрительное восприятие и внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- учить детей отвечать на вопросы с помощью картинок полным предложением.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки с изображениями мебели: иллюстрации, игрушечные предметы мебели, бельчонок.

Организационный момент.

Дидактическая игра «4—й  лишний».

Педагог называет предметы, а дети должны отгадать какой из них лишний?

           - тапки, кроссовки, стул, туфли.

           - шапка, кровать, шляпа, косынка.

           - платье, пальто, шкаф, брюки.

           - дуб, береза, сосна, кресло.

 - Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель)

1. Рассказ о мебели и показ иллюстраций:

Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди? (На полу, на земле, на камнях)

Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете? (Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно).

Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет? (Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть).

И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле? (Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить).

Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

2. Дидактическое упражнение "Подбери признак по цвету" (согласование существительных с прилагательным в роде).

Табурет (какой?) - ...

Кресло (какое?)- ...

Шкаф (какой?)- ...

Кровать (какая?)- ...

3. Дидактическое упражнение «Из чего изготавливают мебель?» (на образование относительных прилагательных)

- Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель. Как называется этот магазин?  (Мебельный).  В мебельном  магазине продается  мебель, которую изготавливают из разных материалов.

- из дерева – какая? (деревянная)

- из пластмассы- какая? (пластмассовая)

- из стекла- какая? (стеклянная)

- из соломы- какая? (соломенная)

- из металла- какая? (металлическая)

Физкультминутка.

Дети выполняют движения, сопровождая голосом.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире

Хлопают в ладоши.

Прыгают на месте.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку

Повороты вправо-влево.

Поднимают руки вверх.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле  

Выполняют приседание.

А когда мы крепко спали.

На кровати мы лежали 

Кладут руки под щеку.

А потом мы с котом

Посидели за столом

Рывки руками перед грудью.

Знаете вы все друзья -

Жить без мебели нельзя!

Хлопают в ладоши.

4. Дидактическое упражнение "Назови какой?" (на образование прилагательных суффиксальным способом).

Закончи предложение:

-Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)

-Стол, за которым обедают, называется ...

-Стол для компьютера, называется ...

-Столик для журналов, называется ...

-Полка для книг, называется ...

-Шкаф для книг, называется ...

5. Дидактическое упражнение «Непослушный бельчонок» (работа с предлогами на, под, из-под, за, из-за)  

Педагог расставляет предметами игрушечной мебели и проводит игру с бельчонком.

6. Дидактическая игра «Что без чего?» (на картинном материале)

Педагог добивается полных ответов от детей

… (шкаф) сказал: Я был красивый, а теперь я без ножка и без дверца.

… (стул) сказал: Я был удобный, а теперь я без спинка и без сидение.

… (стол) сказал: Я был блестящий, а теперь я без ящик и без столешница.

… (кресло: сказало: Я было мягкое и уютное, а теперь я без подлокотник.

7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Шкаф высокий, а тумбочка …

Сервант большой, а полка …

Диван мягкий, а скамейка …

Табурет легкий, а кресло …

Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Что мы делали на занятии? Что особенно вам понравилось? Молодцы, все хорошо работали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе старшего дошкольного возраста

Цель данного занятия закрепить порядковый счет в пределах 10; обобщать знания об геометрических фигурах; воспитывать самостоятельность и аккуратность.На занятии дети учатся иметь элементарное представ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...