Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Путилина Елена Евгеньевна

Звук "Н" и "Нь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_n_n.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи

в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР

Тема: Звук «Н» и «Н'»

Цель занятия: развитие фонематического восприятия через знакомство со звуком Н'.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком Н' и способом его образования с опорой на артикуляционные и акустические признаки;

- учить детей давать сравнительную характеристику звуков НН' с опорой на акустические признаки;

- обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога;

- закреплять умение определять позицию звука (начало, середина, конец слова).

Коррекционно-развивающие:

- развивать  мышление, внимание,  моторику, фонематический слух, умение  выделять заданный звук в слоге, в слове;

- развивать голос и дыхание;

- закреплять понятия "гласный звук", "согласный звук", "слог", "слово", "предложение";

- совершенствовать навыки  словообразования, звукового анализа слов;

- совершенствовать умение дифференцировать звуки НН' по твердости-мягкости.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

- воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

зеркала для каждого ребенка, схемы для характеристики гласных и согласных звуков, предметные картинки со звуками Н и Н' в названии (начало, середина, конец слова), конверты с раздаточным материалом для обозначения звуков и составления схем, картинка для звукоподражания, мяч.

Вводная часть. Организационный момент.

Дети стоят на ковре. Логопед предлагает порадоваться солнцу за окном (или ранней весне, при отсутствии солнца).

Дети выполняют самомассаж лица с логопедом «Солнышко»:

Солнышко проснулось,

Проводим поглаживание:

- от середины лба к вискам

Лобика коснулось,

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам

Лучиками провело,

- по мышцам щек от крыльев носа к вискам

И погладило, и погладило.

- от середины подбородка к вискам

Логопед предлагает пройти и сесть на свои места светловолосым, темноволосым. Уточнить с детьми, почему мы так называем людей.

Задание 1 

Логопед выставляет картинку героя – Незнайку.

- У Незнайки опять неприятности: он забыл все звуки, которые мы изучали. Давайте ему поможем вспомнить?

На наглядном материале, с помощью наводящих вопросов, дается характеристика звуков.

Логопед: Какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают гласными и согласными.

Логопед: Как мы определяем гласные звуки?

Дети: Когда произносится гласный звук, рот открыт; струя воздуха выходит свободно; его можно пропеть; гласный звук обозначается красным цветом.

Логопед: А какие гласные звуки мы изучили?

Дети: А, О, У, Ы, И.

Логопед: Как мы определяем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки не поются; струя воздуха имеет преграду (губы, зубы, язык); согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.

Основная часть. Знакомство со звуком [Н'].

Логопед обращается к детям:

- Я буду называть слова, а вы попробуйте отгадать с какого звука они начинаются?

Нога, насос, нота.

Дети: Слова начинаются со звука [Н].  

- Правильно, со звука [Н]. Этот звук звучит твердо или мягко?

Дети: звук [Н] звучит твердо.

Хоровое произнесение звука. Выставляется картинка для звукоподражания.

- Слушайте внимательно следующие слова:

Нитки, небо, неваляшка.

Дети: Слова начинаются со звука [Н].  

- Правильно, со звука [Н']. Этот звук звучит твердо или мягко?

Дети: звук [Н] звучит твердо.

Хоровое произнесение звука. Выставляется картинка для звукоподражания.

- Как вы думаете – эти звуки гласные или согласные?

Дети: Эти звуки согласные.

- Почему?

Дети: Струя воздуха встречает преграду (язык и зубы), звуки не поются.

- Звуки [Н] и [Н'] звонкие или глухие?

Дети: Эти звуки звонкие.

- А чем они различаются?

Дети: Звук [Н] – твердый, а звук [Н'] – мягкий.  

Задание 2. Закрепление звука в слогах.

А теперь послушайте сказку:

Жил-был звук [Н] был он согласный (на доску выкладывается синий квадрат). Очень он любил, когда к нему приходили гласные звуки. Они очень дружили. Звуку [Н] очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили: «будем ходить к звуку [Н] в гости по очереди и учить его петь. Рядом с нами любой запоет.

Пришел в гости дружок [А]. Встал перед [Н] вот так [АН] (выкладывается на доску красный квадрат перед синим). Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте? Тогда они поменялись местами: получилось … Читаем вместе [НА].

- Получилась песенка?

Дети: Да.

- Обрадовался звук [Н] и пригласил звук [У]. По аналогии со звуками [О] [Ы]

- Какой звук [Н] не пригласил?

Дети: Звук [И].

- Обиделся звук [И], но пришел в гости. Встал рядом [НИ].  Звук [Н'] стал ласковым, мягким. Произнесите звук [Н'] – мягко звучит.  

Задание 4. Развитие фонематического слуха

Дидактическое упражнение «Произнеси ласково, мягко»

Логопед начинает проговаривать слоги с твердым звуком [Н], а дети продолжают, изменяя на слог с мягким звуком [Н']

На-на-на – ня-ня-ня

Но-но-но – не-не-не

Ну-ну-ну – ню-ню-ню

Ны-ны-ны – ни-ни-ни

Нэ-нэ-нэ – не-не-не

- Скажите, а с какого звука начинается имя Незнайки. Произнесем – Незнайка?

Дети: Имя Незнайка начинается с мягкого звука Н'.

- А у кого в нашей группе тоже начинается имя с мягкого звука Н'?

Дети: У Никиты.

Физкультминутка.

Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- ноги шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем,
И закроем все глаза…
Наступает тишина…

Задание 5. Дифференциация звуков [Н] [Н']

Дидактическое упражнение «Грустные книги»

- Незнайка принес нам книги синего цвета и зеленого цвета. Но книги совсем без картинок. Грустные книги, смотреть совсем не интересно.  Как мы можем раскрасить книги?

Дети: Можем разместить в книги картинки. (Если дети затрудняются с ответом, логопед помогает наводящими вопросами).

- Действительно, мы можем в книги поместить картинки. Но какие картинки разместим в синюю книгу, а какие – в зеленую?

Дети: В книгу синего цвета – картинки с предметами, в названии которых есть звук [Н], в книгу зеленого цвета – картинки со звуком [Н'].

Из предложенных картинок, дети выбирают картинки с заданными звуками и размещают под соответствующими книгами. Затем все вместе проверяют правильность выбора.

Задание 6. Закрепление звука в словах.

Дидактическое упражнение «Где спрятался звук [Н']?»

Логопед выкладывает предметную картинку, а дети определяют местонахождение звука [Н'] в слове (начало, середина, или конец слова) и обозначают на схеме:

Нитки, небо, невод; коньки; пень, осень, огонь

Задание 7. Закрепление звука в предложениях (работа с деформированным предложением).

Дидактическое упражнение «Незнайкины сочинения»

- Незнайка придумал для вас предложения, послушайте:

По оленю гуляет поляна.

Незабудки собирают Нину.

Окуни ловят маленького Никиту.

Ладони мыли Наденьку мылом.

Задание 8. Дидактическая игра с мячом "Закончи слово" звуком [Н'

Полде., осе., де., пе., оле., ле., те., вста., тюле., ию., наде., оче., сире., тка., ладо., коре., оку., ливе., ясе., плете., ко., зеле., паре., гармо., гребе., шампу., персте….

Итог занятия: 

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком [Н'].

- Какие звуки мы сравнивали?

Дети: Звуки [Н] и [Н']

- Чем они отличаются?

Дети: Звук [Н] – твердый, а звук [Н'] – мягкий.  

- Какие задания были интересные? Какие вызывали трудности?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....