Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Путилина Елена Евгеньевна

Тема "Звук А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук А21.73 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

Конспект

фронтального занятия по

формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР на тему: «Звук А»

(ОО «Речевое развитие»)

Подготовила: учитель - логопед

                                                Путилина Елена Евгеньевна

Сентябрь 2021г.

Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР на тему: «Звук "А"»

Цель занятия: формирование фонематического восприятия через знакомство со звуком А.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);

- дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова).

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- закреплять понятие "слово", "гласный звук";

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слова (пробно в конце);

- развивать моторный праксис, просодические компоненты языка;

- развивать умение составлять небольшие предложения.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение слушать друг друга.

Оборудование:

зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуком А в начале слова, схема для характеристики звуков, конверты с раздаточным материалом для обозначения звуков и составления схем, счетные палочки.

Организационный момент.

Педагог здоровается с детьми и предлагает познакомиться. Дети здороваются с соседом справа, называя его по имени, передают ему мяч и хорошее настроение (улыбку).

"Здравствуй, Маша! Здравствуй, Саша!..."

Дети выполняют пальчиковую гимнастику с педагогом:

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду я друзей считать

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Василий и Полина.

Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца

Будем пальчики сгибать

И опять начнем считать

Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук

Дети выполняют массаж лица с педагогом:

Солнышко проснулось,

Проводим поглаживание:

- от середины лба к вискам

Лобика коснулось,

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам

Лучиками провело,

- по мышцам щек от крыльев носа к вискам

И погладило, и погладило.

- от середины подбородка к вискам

Задание 1.

Знакомство со звуком [A].

Педагог предлагает детям прослушать стихотворение (при этом выделяя голосом звук A и выкладывая соответствующую тексту картинку) и просит ответить на вопрос:"Кто ехал из магазина? Какие фрукты он там купил? Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?"

                    Аист вез из магазина

                    На своей тележке груз:

                    Абрикосы, ананасы,

                    Апельсины и арбуз.

Педагог показывает и объясняет детям (перед зеркалом) артикуляцию звука A: когда мы произносим  звук A, то:

- губки находятся в спокойном состоянии;

- ротик открыт широко;

- язычок спокойно лежит во рту;

- горлышко "работает" (рука ребенка для контроля работой голосовых связок лежит на горлышке).

Дети правильно произносят звук A перед зеркалом, а затем производят артикуляцию звука без голоса (хором, индивидуально).

Педагог дает характеристику и обозначение звуку A:

ГЛАСНЫЙ (его можно петь, т.к. воздух на своем пути не встречает преграду и обозначается КРАСНЫМ КВАДРАТОМ.

Педагог просит детей показать:

- как девочка укладывает куклу спать: аааааааа...(вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

- что просит сказать врач, когда осматривает больного: А-А-А (вслед за взрослым отрывисто).

Задание 2. Фонетические упражнения.

Выделение звука [A] на слух с закрытыми глазами (хлопком в ладоши):

- из ряда гласных: а, и, а, у, ы, а, о, а, у, о, и. а;

- из обратных слогов ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он, ал;

- из слов: азбука, август, утка, Аня, осы, автобус, ослик)...

Задание 3. Педагог предлагает детям выделить звука А в словах по предметным картинкам:

- хоровое проговаривание;

- отбор картинок на А - игра "Четвертый лишний";

- игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А:

                 "Чего не стало?" - 4 картинки

                 "Что изменилось?" - 4 картинки

 

 Физкультминутка (развитие координации речи с движениями).

«За малиной»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

Дети идут в "хороводе" по кругу

Спелых ягод наберем, наберем.                              

Стоя на месте, выполняют наклоны, касаясь руками пола

Солнышко высоко,            

Поднимают руки вверх и тянутся на носочках

А в лесу тропинка.            

Выполняют наклон вперед

Сладкая ты моя, ягодка малинка                 

Правой рукой выполняют круговое движение по животу

Задание 4.

Проговаривание и заучивание чистоговорок:

               А-а-а - шире ротик детвора.

               А-а-а - в лесу растет сосна.

               А-а-а - под сосной видна нора.

             А-а-а - в той норе живет лиса.

!!! Пробное задание 5.

Педагог называет детям слово, просит определить и обозначить в нем место звука А (начало или конец слова), используя красный квадрат и карточку:

          АИСТ, АРБУЗ, АЛЬБОМ;    СОСНА, НОРА, ЛИСА.

Задание 6. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа  - игра "Закончи предложение"(по предметным картинкам на А, но без опоры на наглядность):

                   Папа привез сладкий сахарный ... (арбуз).

                   В саду растут деревья с  ...  (апельсинами) .

                   Мама варит варенье из ...  (абрикосов) .

                   Мы купили в магазине душистый ...  (ананас) .

Итог занятия:

Игра с мячом.

Какой звук мы сегодня изучали? Почему он гласный? Назови любое слово, которое начинается на звук [A] и передай мяч другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....