Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
материал на тему

Антипова Татьяна Олеговна

Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»

Свою работу я начала с детьми раннего возраста. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

« Рука – это своего рода внешний мозг»

Сенсорное развитие  ребенка - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорные эталоны   - это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка.

Сенсорные эталоны – это обобщение сенсорных знаний, сенсорных опытов, накопленных человечеством.

    Работая с детьми, обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развита ручная моторика.  Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за сверстниками. Таким образом, у этих детей сужаются возможности освоения мира. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.

Наблюдая за играми детей, изучая  методическую литературу, я пришла к мысли, что для развития сенсорного опыта детей не всегда нужны дорогие игрушки и пособия. Сенсорные эталоны окружают нас повсюду нужно только внимательно посмотреть и включить воображение. И тогда любые предметы можно использовать в играх, развивая ребенка.  На создание и использование нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры, меня вдохновила работа Е.В.Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.

        Новизна моей работы состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста через внедрение нетрадиционных тренажеров в образовательную деятельность и во все виды самостоятельной деятельности.

Комплексы нетрадиционных приемов и игровые тренажеры органично включены во все составляющие образовательного процесса (нод, прогулки, самостоятельную игровую деятельность).        Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ.
В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач:

Знакомство с сенсорными эталонами.

Развитие мелкой моторики.

Формирование и активизация словаря ребенка.

Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).

Развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.

Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов.

Изготовление нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры ребенка.

Создание эмоционально положительного настроения.

  • Развитие интереса и побуждение к действиям.
  • Формирование представлений о предметах.

Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).

 Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:

Создание сенсорного уголка в группе;

Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;

НОД;

Совместную и самостоятельную деятельность ребенка

Развлечения, праздники

Дидактические игры

Работа с родителями

                               Сенсорный уголок группы

 В группе создан  уголок сенсомоторного развития детей.

При организации сенсомоторного уголка я уделила  внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствует общему оформлению группы и дополняет его. Все мероприятия  побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Назначение сенсорного уголка в группе  –  развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.             Тренажер «Тактильные мешочки»

предназначены для развития сенсорики, они прекрасно развивает тактильную, кинестетическую чувствительность «рук, а также память и мелкую моторику.

Наполнители тактильных мешочков: мука,   крахмал, манка, гречка, рис, чечевица, пшено, горох, фасоль и семена льна, такое сочетание позволяет усложнять обучающий процесс от легкого к сложному.
Мешочки благодаря хорошо подобранным наполнителям отличают по весу, форме и звучанию. Детям предлагаются следующие задания:

 - ощупать пальцами поверхность

 - найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную,  ребристую

 -ощупывать поверхность и говорить на, что она похожа (то же задание с закрытыми глазами. 

Тренажер «Магнитные дорожки»

Тренажер   «Магнитные дорожки»  -  магнитная доска с рельефными дорожками (прямыми, волнистыми, зигзагообразными) и магнитами - игрушками. При выполнении упражнений на тренажере дети знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.

Педагог  предлагает алгоритм действий  – зрительный анализ линии,  её называние (прямая, волнистая, зигзагообразная); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии магнитом – игрушкой.

Игра  «Помоги пчелке долететь до подружки» 

Цели: Активизация зрительно- моторной координации.

Ход игры

Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть зигзагообразную линию, нарисовать её руками  в воздухе, тактильно обследовать,  проведя по ней пальчиком, затем провести пчелку по линии.

Тренажер «Весёлое ведерко»

Для него понадобится ведро большое пластмассовое, кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна, тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую задачу по закреплению названий основных цветов. В крышке выделяем 4 сектора по основным цветам, вырезаем квадраты, в середине вырезаем круг. В ведре сбоку делаем 2 круглых отверстия для детской руки, пришиваем рукава от свитера.

Работа с родителями

В работе с родителями использую разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, Дни открытых дверей. Цель работы с родителями – научить видеть в окружающем возможности развития своего ребенка, в том числе сенсорные эталоны и используя их в играх, развивать сенсорный опыт детей. Такое общение, основанное на игровой деятельности в быту, сближает детей и родителей, объединяет общими интересами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...

Мастер – класс «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»

Всем известно, что для детей раннего возраста очень полезны игры и занятия, с помощью которых мы развиваем мелкую моторику руки.Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное, и дл...

Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Опыт  работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»

Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...