Главные вкладки

    СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    консультация (старшая группа) по теме

    Кизина Вера Владимировна

    СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kgn.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                              СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

    « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                                                                                             

                                                             

                             

                                                           Подготовила: Кизина В.В.

                                                           воспитатель высшей категории

                                                           БДОУ г.Омска «Детский сад №194

                                                            Комбинированного вида»

                                                             

                                          2016г.

    Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

    Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

    Водичка, водичка,

    Умой моё личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Или же:

    Водица, водица,

    Умой наши лица

    Умой наши щечки,

    Умой наши губки,

    Умой наши зубки,

    Умой наши ручки!

    Мышка плохо лапки мыла:

    Лишь водичкою смочила,

    Мылом мылить не старалась -

    И на лапках грязь осталась.

    Полотенце - в черных пятнах!

    Как же это неприятно!

    Попадут микробы в рот -

    Может заболеть живот.

    Так что, дети, постарайтесь,

    Чаще с мылом умывайтесь!

    Надо теплою водой

    Руки мыть перед едой!

    Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

    Когда мы причесываем девочек читаем стишок:

    Расти, коса, до пояса,

    Не вырони ни волоса.

    Расти, косынка до пят –

    Все волосыньки в ряд.

    Расти, коса, не путайся –

    Маму, дочку, слушайся.

    Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

    Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и имеет следующие задачи:

    • приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
    • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
    • учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
    • познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
    • учить сервировать стол к чаю;

    привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

    Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

    Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения мы применяем различные стихи по данной тематике. Например:

    Ешь внимательно, опрятно,

    Не спеша и аккуратно!

    В рот еду не забивай,

    И кусочки не роняй!

    Мыс тобою за столом

    Себя правильно ведём,

    Потому что мы с тобой

    Не болтаем за едой.

    УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

    За столом щенок Антошка

    Рыбу ел столовой ложкой,

    Вилкой суп пытался кушать -

    Не хотел советов слушать.

    И хотя вовсю старался,

    Так голодным и остался.

    Ну куда это годится!

    Всем пора бы научиться

    Кушать вилкой, кушать ложкой,

    А не делать, как Антошка.

    УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

    Медвежонок хлеб жевал -

    Крошки хлебные ронял.

    Говорил с набитым ртом -

    Что? Не мог понять никто.

    После взялся за компот -

    Стол облил и свой живот!

    Все над ним хохочут звонко,

    Застыдили медвежонка:

    - Ты не знаешь? За столом

    Надо есть с закрытым ртом,

    Не спешить, не говорить,

    Крошки на пол не сорить.

    После встать из-за стола

    В шубке чистой, как была.

    НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

    За столом сидела Белка,

    Перед ней была тарелка,

    В ней из хлеба, масла, сала

    Белка дом сооружала.

    Так, друзья, не поступают

    И с едою не играют.

    За столом едят, друзья,

    Баловаться здесь нельзя!

    А поели - вы свободны,

    И играйте как угодно.

    НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.

    За столом Кроты сидят,

    Нос воротят, не едят:

    - Эту кашу не хотим!

    Черный хлеб мы не едим!

    Дайте лучше чаю нам,

    Бедным маленьким Кротам!

    Я напомню об одном:

    Не кривляйтесь за столом,

    Не капризничайте тут -

    Ешьте все, что вам дадут!

    Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

    Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

    ПОМОГАЙ ПОМОЩНИКУ ВОСПИТАТЕЛЯ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.

    В группе завтракать хотят,

    Все вокруг помочь спешат

    На столы носить посуду.

    Только Ёж сказал: - Не буду!

    Не пойду я, посижу,

    И на вас я погляжу

    Не желаю помогать,

    Лучше просто подождать.

    Неприятно это всем.

    Все Ежа не уважают.

    Сам он маленький совсем,

    А какая лень большая!

    ПОМОГАЙ ПОМОЩНИКУ ВОСПИТАТЕЛЯ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.

    Все поели, поднялись

    И к игрушкам разошлись.

    Стали дети развлекаться.

    Кто же будет убираться?

    Кто посуду унесет?

    Кто столы потом протрет?

    Чтобы мухи не водились

    И на крошки не садились,

    Ну-ка быстренько, без слов,

    Убираем со столов!

    И с посудою, как можем,

    Нашей нянечке поможем!

    Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

     

    Список используемой литературы

    1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
    2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
    3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
    4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
    5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

    В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

    Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

    Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"....

    СООБЩЕНИЕ из опыта работы на тему: « Использование кругов Луллия с детьми старшего дошкольного возраста»

    Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное  направление нашего детского сада   мы задумались над тем, как обогат...

    Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

    Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

    Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

    Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....