«Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в специальных группах».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

Консультация для воспитателей по подвижным играм с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhn_igry.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для  воспитателей:

«Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в специальных группах».

Учитель-логопед: Зырянова И. А.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость раз личных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они про водят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения Непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в 1—11 периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить Моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с ОНР.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером одно из самых любимых занятий дошкольников. Она должна быть правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого эта па работы.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность от работать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах; ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры мо гут быть направлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сооб- разительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Прежде, чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнения с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Работа воспитателя в группе для детей с  ОНР

Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и, в СВЯЗИ с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уве- ренность в своих силах.

После того, как большинство детей усвоит правила игры и им будут ПОНЯТНЫ задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения.

ИГРЫ.

Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для прогулки:

Спортивные  игры

Игра «Не теряй равновесие»

Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнутых . Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой проигрывает

Игра «Кому достаётся кегля»

На табурет ставятся кегли. По обе Стороны табурета в 8—10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По Сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

Игра «Тик — так — тук»

Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова «тик — так — тук». дети несколько раз повторяют этот ряд слов, и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,— скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться».

Игра «Совушка»

За несколько дней до проведения игры с детьми рассматривают картинку с изображением совы, рассказывают о ее повадках. Проверяют, знают ли ребята названия насекомых, учат их имитировать движения птиц, насекомых. Детям загадывают загадки о насекомых а затем читают и разбирают по вопросам стихотворение «Сова».

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На Суку сидит,

да как полетит.

Ход:

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину, он будет изображать сову. Все остальные дети —- жучки, паучки, бабочки, маленькие птички. По команде ведущего «день наступает — все вокруг оживает!» — все бегают по кругу. Совушка в это время спит (стоит в середине круга). Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!» — птички, жучки оста- навливаются и замирают. Совушка в этот момент «вылетает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит их к себе в гнездо — в середину круга. Они же становятся совушками и при повторении игры все вместе «вылетают на охоту».

Игра «Передача мяча по кругу»

Две команды выстраиваются в затылок друг другу. Выбирают капитанов, которые получают волейбольные мячи. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему позади и дальше, мяч переходит из рук в руки. Когда мяч возвращается к капитану, он направляет его впереди стоящим (т. е. в обратном направлении). Когда мяч возвращается к капитану, то он поднимает его над головой. Выигрывает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.

Примечание. Вначале детей строят в общий круг и проводят игру со всеми. Когда дети усвоят все движения, их делят на команды и проводят между ними соревнование.

Игра «Не перепутай» («Нос—ухо—лоб»)

Ведущий объясняет участникам правила игры:

при слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове лоб» до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут Верно называть части лица, ГОЛОВЫ, то проводится более усложненный вариант игры,

Ведущий пытается запутать детей: Нос—нос— НОс  Сказав «ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д. Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать внимание, быстроту реакции.

Игра «Узнай  по голосу»

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за Педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные) затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу ДОЛЖЕН определить того, кто к нему обратился.

Игра  «Найди флажок»

На небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких местах где их не сразу можно найти, но ветками и травой не прикрывает На поиски флажков ОТВОДИТСЯ 15 мин., после чего подается сигнал и каждый, КТО нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает ТОТ, КТО принесет больше флажков.

Вариант: привеся флажки, играющие говорят, где и как ОНИ их нашли. Точно так же можно Пря тать любую Игрушку в Помещении и на прогулке. В Данной игре МОЖНО усложнить и речевую задачу. Если ребенок найдет сразу два предмета, он может составить простое Предложение с однородными членами:

Игра «Передача мяча по кругу»

Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направ- ляет его вперед, т.е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой МЯЧ ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.

Усложненный вариант игры.

После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к цен тру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.

Игра «Быстрей шагай»

Играющие строятся в одну шеренгу, Спиной к играющим на другой стороне площадки стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «Стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запят- нает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят вод- щего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

«Подвижные игры как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей II младшей группы»

"Подвижные игры как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей 2  младшей группы."...

«Развитие мелкой моторики как средство профилактики и коррекции нарушений речи».

Консультация для воспитателей и педагогов детского сада...

Мастер-класс "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания"

В материале представлены различные игры, как большой подвижности, так и малой, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Данные игры хорошо вписываются в физкультурные занятия с дошк...