«Развитие мелкой моторики как средство профилактики и коррекции нарушений речи».
консультация по логопедии

Белоусова Наталья Владимировна

Консультация для воспитателей и педагогов детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с педагогическим коллективом

Консультация на тему:

«Развитие мелкой моторики как средство

профилактики и коррекции

нарушений речи».

Подготовила:

учитель-логопед д\с №23

Белоусова Н.В.

февраль 2006г.

Истоки способностей и дарований

                                                         детей  - на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Познакомившись с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, можно заметить, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие – только пальчиковой гимнастике, третьи - лепке, конструированию,  теневому театру и т.д.

Я же считаю, что необходимо использовать в работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечит возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

Поставив перед собой целью развитие мелкой моторики, можно и нужно на каждый возраст постепенно сформировать игротеку «Пальчиковый игротренинг». Что сюда может войти:

  • Игры с пальчиками.
  1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
  6. Пальчиковый алфавит.
  7. Пальчиковый театр.
  8. Театр теней.
  • Использование элементов изобразительного искусства в развитии мелкой моторики.
  1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д.
  2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
  3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
  4. Конструирование из бумаги - оригами.
  • Ручной труд в развитии мелкой моторики.
  1. Шитьё.
  2. Вышивание.
  3. Макраме.
  4. Плетение.
  5. Шнуровка.
  6. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
  • Развитие графической моторики.
  1. Рисование по трафаретам.
  2. Рисование по фигурным линейкам.
  3. Штриховка.
  4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  5. Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

  1. упражнения для развития мелкой моторики включаются во все виды занятий;
  2. игры с пальчиками - в режимные моменты и прогулки;
  3. пальчиковая гимнастика проводится  в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а так же дома с родителями.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики на занятиях - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для детей-логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

  1. Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  2. Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.
  3. Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

3: Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. "БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ" (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).

7. "ФУТБОЛ" - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.

8. Поочередная смена положения рук "КУЛАК — ЛАДОНЬ — РЕБРО".

Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе; Порядок движений меняется.

9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.

10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя или стоя)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.

3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка — "СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ".

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления:

наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед).

5. "НОЖНИЦЫ" — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.

6. "КОГОТКИ" — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.

8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления.

9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев.

10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух   одновременно).

11. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" — соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).

12. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" — соприкосновение по очереди подушечек     пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем "КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ" — надавливание подушечек пальчиков.

13. "КУЛАК — КОЛЬЦО" — пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы   другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

14. "КУЛАК—ЛАДОНЬ"— руки вытянуты вперед на уровне груди.

Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

               (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

              (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание

              одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

«В гости»

В гости к пальчику большому

            (выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний (поочередно называемые пальцы

            соединяются с большими на обеих руках одновременно),

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак,

           вверх выставляются только мизинцы)

Постучался на порог (кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья

          (ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

          (разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять

          (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять (сжимание по очереди

          широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца),

В домик спрятались опять

         (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, мы проводили, не поднимая детей со стульчиков.

Такие упражнения полезно сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.)

Пошли пальчики гулять (пальцы сжаты в кулаки, большие

         пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу),

А вторые догонять

        (ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики — бегом

        (движение средних пальцев в быстром темпе),

А четвертые — пешком

        (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

        (ритмичное касание поверхности стола мизинцами)

И в конце пути упал

        (хлопок кулаками по поверхности стола).

«Человечки»

Побежали вдоль реки   (движение указательных и

         средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)

Дети наперегонки.

         (Повторить несколько раз.)

Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия:

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим    

        (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх),

Мы морковку трем

        (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим

        (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки),

Мы капусту жмем

        (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними. Например:

«Замок»

На двери висит замок     (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»),

Кто открыть его бы смог    (повторение движений)?

Потянули        (пальцы сцеплены в «замок»,

         руки потянуть в одну, потом другую сторону),

Покрутили      (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе),

Постучали      (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)

И — открыли             (пальцы расцепить, ладони в стороны)!

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке («стол»),

Рядом стульчик у окошка («стул»),

Два бочонка под столом («бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом («дом»).

Некоторые упражнения связаны с изображением растений:

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне («цветок с закрытыми лепестками»),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки («корни»).

Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:

«Зайцы»

Скачет зайка косой       («зайчик» правой рукой)

Под высокой сосной       («дерево» правой рукой),

Под другою сосной         («дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй    («зайчик» левой рукой).

«Козы»

Идет коза рогатая       («коза» правой рукой),

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит    («коза» левой рукой),

Колокольчиком звенит    («колокольчик»).

«Птички»

Птички полетели          («птички»),

Крыльями махали         (махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели            («деревья»),

Вместе отдыхали          («птички»).

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед    («кошка» правой рукой),

К нам идет, хвостом играет  (левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот     («ворота»)

Две собаки выбегают        («собаки» обеими руками).

«Улитка»

Две улитки на дорожке («улитки» обеими руками).

Вверх торчат смешные рожки.

«Мостик»

Над бурливою рекой (пальцы разведены,

         ими производятся несогласованные движения)

Мост построим мы такой («мост»)

Люди по нему пройдут («человечек» идет)

И лошадок поведут («лошадь»).

«Лягушка»

Две лягушки на дорожке («лягушки» обеими руками) 

И у них озябли ножки.

«Курица, петух и лебедь»

Курица спешит к пруду («курица» левой рукой),

Петух гуляет на лугу («петух» правой рукой).

В такт им лебедь с шеей длинной («лебедь» правой рукой)

Вторит песней лебединой.

«Щука»

В пруд купаться не пойду —

Щука плавает в пруду («щука»).

«Мышь»

Тихо в доме («дом»),

Спит малыш.

Под полом скребется мышь («мышь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....