Сборник авторских психотерапевтических сказок для детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сборник включает в себя терапевтические сказки на следующие темы: ребенок отказывается идти в детский сад, кусает сверстников, боится темноты, забирает чужие игрушки, боится высоты, с трудом знакомится с новыми людьми и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_psihoterapevticheskih_skazok.docx119.04 КБ

Предварительный просмотр:


Аннотация

Сказка входит в жизнь каждого ребенка с самых ранних лет и является замечательным средством воздействия не только на его ум, но и на душу. С помощью сказки ребенок ненавязчиво знакомится с окружающим миром, постигает азы общения, взаимоотношений, учится различать добро и зло, верность и предательство.

Уникальность сказки заключается еще и в том, что она имеет терапевтический эффект. С помощью нее ребенок может справиться с имеющимися трудностями, преодолеть страхи, избавиться от негативных проявлений. Причем сказка оказывает мягкое влияние на поведение ребенка, побуждая его самого анализировать происходящее, сопоставлять факты, сравнивать, делать выводы.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Но, терапевтические сказки могут использовать не только психологи, но и педагоги, и родители.

В данный сборник включены сказки, направленные на решение следующих проблем: ребенок отказывается идти в детский сад, ребенок кусает сверстников, ребенок боится темноты, ребенок боится высоты, уходя из детского сада забирает с собой игрушки, ребенок испытывает трудности знакомства с новыми людьми, ребенок стремится быть первым не обращая внимая на желания и чувства других, ребенок перенес потерю.

В зависимости от проблематики сказки можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой.

№ п/п

Проблема

Название сказки

Страница

1.

Проблема: ребенок отказывается идти в детский сад.

Как Машенька пошла в детский сад

3

2.

Проблема: ребенок в детском саду, при неудовлетворении капризов, кусает сверстников.

Альма

4

3.

Проблема: ребенок боится темноты.

Зайчок и звездочка

6

4.

Проблема: ребенок, уходя из детского сада забирает с собой игрушки.

Бубен

7

5.

Проблема: ребенок боится высоты.

Саша и котенок

8

6.

Проблема: робкий ребенок испытывает трудности знакомства с новыми людьми.

Смелей, дружок!

9

7.

Проблема: ребенок все время стремится быть первым не обращая внимая на желания и чувства других.

Чунька

11

8.

Проблема: потеря в жизни ребенка.

Цветок

12

9.

Проблема: ребенок не хочет ходить в детский сад, с трудом расстается с матерью

Щенок по кличке Забар

14

Проблема: ребенок отказывается идти в детский сад.

Как Машенька пошла в детский сад

Жила-была Машенька. Каждое утро она с мамой провожала папу на работу, целовала его в щеку и желала хорошего дня. А потом они с мамой играли с игрушками, ходили на прогулку и ждали папу. По вечерам папа рассказывал Машеньке, что интересного было на работе, где он чинил машины. Девочка, конечно, ничего не понимала в машинах, но ей все равно было интересно слушать как гудит двигатель, как крутятся колеса.

И вот однажды мама сказала: «Доченька, мне пора выходить на работу. Меня там очень ждут больные, им нужна моя помощь. А ты пойдешь в детский сад».

Машенька знала, что мама работает доктором, лечит людей. Она и сама часто играя с игрушками лечила их: мерила температуру, ставила уколы. Но что такое детский сад она не знала и ее это пугало.

«Не хочу в детский сад» - жалобно сказала девочка.

«Не волнуйся, доченька. Сначала мы сходим туда вместе. Знаешь, в детском саду много таких же, как и ты девочек и мальчиков. Там есть интересные игрушки. А еще в детском саду ты будешь рисовать, петь песенки и танцевать. Ты же любишь танцевать? Мы с папой будем приходить к тебе на выступления, громко хлопать и радоваться как здорово танцует наша крошка. Добрые воспитатели о тебе позаботятся. Каждое утро мы будем отводить тебя в садик, а после работы, вечером, забирать. А после ужина мы будем друг другу рассказывать, как прошел день, что интересного произошло» - сказала мама.

На следующее утро проводив папу на работу мама с Машенькой отправились в детский сад. Чтобы было не так страшно девочка взяла с собой любимого мишку.

В детском саду их с улыбкой встретила тетя – воспитатель. Она показала шкафчик для одежды, на двери которой была очень красивая картинка, кроватку с такой же картинкой, полотенце и познакомила с детьми.

Маше совсем не хотелось отпускать мамину руку. Воспитатель, заметив это, разрешила маме немножко посидеть на стульчике в группе. Маша сидела рядом с мамой и крепко держала своего медвежонка. А вокруг бегали малыши. Вместе с воспитателем они играли с мячом, рассматривали картинки, читали стихи. Но, когда заиграла музыка, и дети начали танцевать Машины ножки сами собой стали пританцовывать.

«Пойдем с нами» - предложила воспитательница.

Маша робко посмотрела на маму. Та одобрительно кивнула. Девочка взяла воспитателя за руку, а другой рукой все еще прижимала к себе мишку. Но, через несколько минут подбежала к маме и отдала ей игрушку.

Вечером Маша еле дождалась с работы папу, чтобы рассказать ему о детском саде. Ложась спать Машенька подумала: «Детский сад – это совсем не страшно. Да и маме надо лечить людей» и сладко заснула.

Проблема: ребенок в детском саду, при неудовлетворении капризов, кусает сверстников.

Альма

Малышка Альма ходила в щенячий детский сад. Она очень любила играть с другими щенками в веселые игры, учить собачьи команды. Но характер у Альмы был особенным, капризным и кусачим. Как только что-то было не по ее она тут же пускала в ход свои острые зубки. Возьмет малыш палочку, которая лежит возле Альмы, а она хвать его за лапу. Заденет кто-нибудь нечаянно в щенячьей игре, а она хвать за бочок. А во время обеда Альма всегда старалась первой подбежать к миске и выбрать себе самый лакомый кусочек. И если кто-то ее опережал, тут же страдал от Альминых клыков. Щенкам было очень неприятно терпеть укусы, да к тому же это было еще и очень больно. И со временем они стали сторониться маленькой кусаки.

Как-то раз, придя в детский сад Альма увидела, как щенки играют с красивым красным мячиком.

«И я хочу!» - закричала Альма и бросилась к малышам. Она так быстро бежала, что даже не заметила, как щенки разбежались кто куда. Посреди детской площадки одиноко лежал мяч, но он уже не интересовал Альму, ведь играть одной очень скучно.

Через некоторое время Альма увидела, как щенки мчатся за красивой, разноцветной бабочкой, которая то садилась на цветок, давая возможность догнать себя, взмывала вверх. Бабочка совсем не боялась малышей, она с ними играла.

Альме тоже захотелось поиграть в догонялки. Но как только она подбежала ближе как бабочка поднялась прямо к облакам, а щенки опять разбежались.

Альма сначала растерялась, а затем опустив голову побрела к большому кусту, под которым легла, прикрыв глаза. Ей было очень тоскливо и одиноко. Вдруг она почувствовала, что кто-то щекочет ее ушко. Альма пошевелила ухом и увидела, как яркая бабочка, которая до этого играла со щенками слетев с уха села прямо на нос. Альма оскалилась и зарычала. Бабочка в испуге взмахнула крыльями, чтобы улететь, но тут Альма неожиданно прошептала: «Не улетай, пожалуйста».

«А ты меня не укусишь? У меня очень нежные крылышки, я сразу погибну» - спросила бабочка.

«Я постараюсь» - вздохнув сказала Альма.

«А хочешь, я тебе помогу?» - предложила бабочка – «Когда хочется кого-то укусить, сделай глубокий вдох и посчитай до пяти».

С тех пор как только Альме хотелось кого-то цапнуть она вспоминала совет бабочки, и вскоре совсем перестала кусаться. Ведь так здорово играть со своими друзьями, а у Альмы их теперь много.

Проблема: ребенок боится темноты.

Зайчок и звездочка

Жил был на свете зайчонок, который очень любил солнышко. С первыми солнечными лучами настроение зайки становилось веселым и радостным. С утра до вечера он задорно прыгал, играл с друзьями, и даже помогал маме зайчихе поливать на огороде морковку. Но, как только солнышко начинало прятаться за горизонт, и становилось темно зайка начинал переживать. Уж очень он не любил темноту, он ее даже боялся. Лежа в своей постельке маленький зайчонок все время рисовал в своем воображении страшные картинки и от этого начинал бояться еще сильнее.

 И вот однажды ночью, когда зайка лежал, укрывшись по ушки одеялом и трясся от страха он услышал приятный голос: «Ты чего не спишь? Ночью всем положено спать». «Мне страшно» - дрожащим голосом ответил зайчонок. Он высунул свой носик из-под одеяла и увидел в окне маленький светящийся огонек.

 «А ты сама почему не спишь?» - спросил малыш.

«Я звездочка, а звезды ночью не спят» - сказала звездочка.

«И тебе не страшно?» - спросил зайка.

«Мне совсем не страшно, наоборот, когда наступает темнота я начинаю светиться от радости. Ведь только ночью я могу увидеть луну и тысячи моих друзей звезд. А еще я охраняю сон малышей и взрослых. Потому что во сне все видят красивые сны. Говорят, это так здорово. Нам звездочкам, к сожалению сны не снятся. А мне так хотелось бы узнать, что бывает во сне» - продолжила звездочка.

«А хочешь я тебе завтра вечером расскажу свой сон?» - предложил зайчик.

 «Вот здорово! Конечно хочу!» - воскликнула звездочка.

С тех пор каждый вечер звездочка заглядывает в окошко к зайчонку и тот рассказывает ей свой сон и сразу сладко засыпает, чтобы увидеть новый красивый сон, чтобы опять при встрече рассказать его своей подружке.

Проблема: ребенок, уходя из детского сада забирает с собой игрушки.

Бубен

В одном детском саду, на полке, жил-был бубен. Он был очень веселый и озорной... Каждое утро бубен встречал ребят и вместе с ними делал зарядку. «Бум-бум! Бум-бум!» - звенел бубен, и ребята дружно шагали по кругу. «Дзынь-дзынь-дзынь!» - звенел бубен, и ребята бежали в рассыпную. Пока детки занимались, рисовали, лепили, бубен тихонько лежал на своей полочке. Но как только воспитатель приглашал малышей поиграть бубен с радостью звенел.

Как и детки к вечеру бубен уставал от веселых игр и ему хотелось отдохнуть. Поэтому, когда ребята уходили из детского сада домой бубен укладывался поудобнее на свое местечко и крепко засыпал.

Как-то раз в группе появилась новая девочка Машенька. Девочке так хотелось, чтобы бубен жил у нее дома, что каждый вечер уходя из детского сада она громко кричала: «Хочу бубен!» и топала ножками. А бедному бубну совсем не хотелось к Маше домой. Ему хотелось на свою любимую полочку, здесь был его домик. И вот однажды Маша все-таки забирала бубен и тот загрустил да так сильно, что потерял свой голосок и перестал звенеть. Ребятам стало неинтересно делать зарядку и играть, ведь они не слышали привычного «Дзынь - дзынь!» и «Бум - бум!». Поняла тогда Машенька, что у каждого есть свой домик. Кукла живет в кроватке, мячик в коробке, а бубен на полке. И у каждого малыша тоже свой домик, рядом с мамой и папой. И каждому очень хорошо в своем домике.

«До свидания, бубен» – тихонько сказала Машенька, уходя домой на следующий день – «Завтра увидимся».

Бубен забрался на свое местечко и спокойно заснул. А на следующее утро к нему вернулся голосок, и он опять играл с ребятами: «Бум-бум!», «Дзынь-дзынь».

Проблема: ребенок боится высоты.

Саша и котенок

Маленький Саша с детства боялся высоты. Поднимаясь по ступенькам, он всегда крепко держал маму или папу за руку. Мальчик никогда не залезал на детскую горку, не катался на колесе обозрения и даже не качался на детской качалке. А шведская лестница в детской комнате, которую Саша делил со своим старшим братом вообще вызывала у него ужас.

И вот, в один прекрасный день в их доме появился маленький котенок. Мама нашла его на улице, когда шла с работы. Котенок был совсем крошечный, беспомощный. Первые дни его даже приходилось кормить из пипетки. Малыша держали в большой картонной коробке, чтобы он случайно никому не попался под ноги. Каждое утро Саша вместе с братом подбегали к коробке, нежно гладили кроху по спинке, кормили его и пытались поиграть, прицепив бантик на нитку. Но котенок был еще слаб для игр. В основном он ел и много спал.

Так прошло некоторое время. И однажды случилось вот что. Саша немного приболел и не пошел в детский сад. Папа ушел на работу, брат в школу, а мама попросила Сашу совсем чуть-чуть посидеть одному, пока она сходит в аптеку за лекарствами. Мальчику было скучно, и он решил поиграть с котенком пока мама не вернется. Но подойдя к коробке замер в изумлении. Коробка была пуста. Мальчик поднял пеленку, заглянул за коробку, стал в растерянности оглядываться по сторонам как вдруг услышал тоненький писк. Подняв голову Саша увидел котенка, который сидел на шкафу стоящем возле шведской лестницы. Малыш смотрел вниз и никак не мог слезть.

«Стой, упадешь!» – закричал Саша и рванул к лестнице.

Мальчик ловко забрался по ступенькам на самый верх, схватил котенка и прижал к себе.

«А это что такое?» – шепотом произнес мальчик, глядя на военную фуражку, лежащую на шкафу. – «Снизу я ее ни разу не видел».

Придя с аптеки, мама застала сына, играющего с котенком. На голове мальчика красовалась фуражка. Саша рассказал, как он спас питомца и что там, наверху, оказалось совсем не страшно, а даже интересно рассмотреть все вокруг. А мама поведала сыну что фуражка, которую он нашел принадлежала прадедушке, который в войну был летчиком и отважно защищал нашу Родину. Сашу так вдохновил рассказ, что он подумал: «Когда я вырасту я тоже стану летчиком».

Проблема: робкий ребенок испытывает трудности знакомства с новыми людьми.

Смелей, дружок!

Прошлым летом я отдыхал у бабушки в деревне. Я люблю у нее бывать потому что там много друзей с которыми мы целыми днями гоняем на велосипеде, играем в футбол, а иногда под присмотром кого-то из взрослых ходим на речку купаться. И вот в августе к соседке бабе Тане приехал внук. Никто из нас его самого не видел, потому что он не выходил за калитку, а только слышали его тихий голос, раздающийся из-за забора. Сначала нам было все равно, но, когда прошло больше недели стало интересно, почему это новенький не выходит играть? У них в деревне так не принято.

- Может он болеет? – предположил Васька

- А может он слишком гордый, чтобы с нами водиться? – рассуждал Колька

- Да ему, наверное, взрослые не разрешают – заявил Санька

Любопытство росло день ото дня. И вот однажды я не выдержал и залез на яблоню, чтобы посмотреть на соседского мальчика. С виду это был самый обыкновенный ребенок лет шести, две руки, две ноги, бейсболка на голове. Он сидел на крыльце, перед шахматной доской, с расставленными шахматами. Мальчик долго смотрел на фигуры, делал ход белыми и переходил на другую сторону доски к черным шахматам. И так продолжалось до тех пор, пока подо мной что-то не хрустнуло, и я с криком не свалился на землю.

- Кто там? – раздался робкий голос из-за забора.

- Я твой сосед. Меня зовут Миша. А тебя как зовут?

- Я Паша. А ты чего кричал? – все также робко спросил мальчик.

- Да я тут с дерева свалился. Слава Богу цел, только ногу поцарапал. Мне не привыкать, скоро заживет – ответил я. – А ты чего там с шахматами делал?

- Играл.

- Один. Скучно же и не интересно.

- А мне больше не с кем. Взрослые все заняты.

- Так выходи за калитку, будем вместе играть. У нас тут целая компания собралась.

- Да мне как-то неловко. Я тут никого не знаю.

- Нечего стесняться, у нас все ребята отличные, выходи, я познакомлю.

И тут вдруг слышу голос бабы Тани: «Ну, смелей, дружок! Иди поиграй».

Я вскочил на ноги, отряхнул с себя пыль и побежал к друзьям рассказать о произошедшем. Только закрыл за собой калитку, как скрипнула соседская дверь и показалась знакомая бейсболка.

- А правда с вами можно? – шепотом спросил Паша

- Конечно можно и даже нужно, мы собираемся в футбол играть, нам как раз не хватает нападающего в команду.

Пашка оказался хорошим мальчиком, только очень стеснительным. Если бы не мое любопытство он бы так до отъезда сам в шахматы играл. Но с тех пор мы каждый день вместе проводили время. Ходили друг к другу в гости. Вместе собирали яблоки. А еще Паша научил меня играть в шахматы.

Проблема: ребенок все время стремится быть первым не обращая внимая на желания и чувства других.

Чунька

Чунька появился у своей мамы три недели назад вместе со своим братом Тишкой. Щенок уже уверенно стоял на своих лапах, умел рычать и быстро бегать. Он всегда первым подбегал к маме попить молочка и старался забраться в самое уютное местечко у нее под передней лапой. А вот Тишка родился слабеньким. Ему очень хотелось быть таким же шустрым и быстрым как Чунька, гонять как брат бабочек во дворе и играть с ним в догонялки, но у него с рождения была повреждена задняя лапка и как бы щенок ни старался у него ничего не выходило. Поэтому Тишка часто грустил и тяжело вздыхал. Чунька как будто не замечал, что происходит с братом. Наоборот ему казалось, что просто он лучше всех, быстрее и умнее.

  Однажды мальчишки оставили во дворе мячик. Он был такой красивый, маленький, ярко красный с синими полосками посередине. У Чуньки загорелись глаза от восторга.

- Вот здорово! – подумал он и пулей помчался к мячу, ничего не замечая на своем пути.

Чунька так быстро бежал что даже не заметил, как на пути оказался Тишка. Тот тоже увидел мячик и потихоньку ковылял к нему. Чунька налетел на брата, тот перевернулся на бок и притих. Чунька оторопел. Он совсем не хотел обидеть брата. Тишка молча лежал на траве и из его глаз текли слезы.

-Ты чего? – испуганно спросил Чунька.

- Ничего – прошептал Тишка

- Тогда вставай и беги за мной – сказал Чунька и побежал к мячу.

Но Тишка остался лежать с грустью наблюдая за тем как весело играет брат. Через какое-то время Чуньке стало скучно играть одному.

- Айда играть - опять предложил он.

- Я не могу так быстро бегать как ты. У меня болит лапка. Может быть когда-нибудь, когда я окрепну мы и поиграем – тяжело вздохнув произнес Тишка и закрыл глаза.

Чунька призадумался и побежал к маме. А мама дала ему такой совет: «Когда тебе хочется очень быстро что-то сделать, остановись, сделай глубокий вдох и выдох и подумай не навредит ли это кому-нибудь?»

Через минуту Тишка почувствовал, что в его нос упирается в какой-то незнакомый предмет. Он открыл глаза и увидел перед собой мячик.

- А давай мы будем по очереди сидя перекатывать мяч другу носом. Сможешь? – предложил Чунька.

- Давай попробуем – неуверенно ответил Тишка.

Как же радовалась мама, когда, наблюдая со стороны она услышала веселый щенячий лай и увидела, как играют ее дети.

С тех пор Чунька не бежит самым первым за маминым молочком и не старается быстро занять лучшее место бод ее бочком. Он понял, что иногда лучше уступить. И даже когда очень, очень хочется быть первым, надо остановиться и подумать правильно ли это в данный момент. А когда Тишка совсем окреп они договорились все делать по очереди и уступать друг другу.

Проблема: потеря в жизни ребенка.

Цветок

Катюша очень любила цветы. Разноцветные бутоны так и манили ее своими яркими красками и приятным ароматом. Когда девочка приезжала к бабушке на дачу радости ее не было конца. Глаза девочки светились от восторга. Анютины глазки стелились ковром. Желтые, бардовые, синие… Каких только расцветок не было. Розы конечно кололи маленькие пальчики, но так приятно пахли карамелью и медом. А голубая и белоснежная лобелия свисала с кашпо каскадом тоненьких веточек, усеянных крошечными цветочками.

- А хочешь вырастить свой цветок? – как-то раз спросила Катюшу бабушка.

- Конечно хочу! – вскрикнула девочка, запрыгав от радости.

Бабушка достала из пакетика маленькое семечко и положила его Кате на ладошку. Та аккуратно опустила семечко в горшок с землей, полила и накрыла пакетиком, так бабушка посоветовала. Через несколько дней под пакетиком появился росточек. Каждый день Катя наблюдала как рос и креп ее первый цветок. И вот наконец-то цветок вырос. Как же гордилась девочка своим любимцем, рисовала его в своем альбоме. А он в ответ радовал Катю множеством красивых бутонов.

Шло время. Катюша как и прежде ухаживала за своим цветком, но стала замечать, что новые бутоны перестали появляться. Затем стали осыпаться листочки и стебель начал увядать.

- Как же так- горевала девочка - я ведь все делала как бабушка говорила она, а он умер. Я больше никогда не буду выращивать цветы!

- У всего живого есть свой срок – сказала бабушка, нежно погладив внучку по голове и поцеловав в макушку – так устроена наша жизнь. И цветы и животные и мы, люди появляемся на свет, даем жизнь другим и со временем уходим. Но память остается. Вот ты же будешь помнить свой цветок? А если и забудешь, то посмотришь в свой альбом и улыбнешься, глядя на свой рисунок.

По совету бабушки Катюша опять накрыла горшочек из-под цветка пакетиком и убрала его за шторку на подоконнике. Прошло несколько месяцев. Катя уже даже забыла про него. И вот однажды ранним весенним утром девочка распахнула шторы и увидела под пакетиком что-то зеленеет. Оказалось, что ее цветок сбросил семена и они проросли. Маленьких росточков было так много, что девочка их еле сосчитала. Сколько же было радости у Кати, ведь ее самый первый цветок дал так много красивых деток – цветочков. И так будет всегда.

Проблема: ребенок не хочет ходить в детский сад, с трудом расстается с матерью.

Щенок по кличке Забар

Жил был щенок по кличке Забар. Он был еще не совсем большим, но уже и не очень маленьким.

Каждое утро мама отводила щенка в щенячий детский сад. Там Забар целый день играл с другими щенками, учился красиво лаять, танцевать на задних лапках. А еще он ел и спал чтобы вырасти сильным и крепким.

И вроде бы все было хорошо. Но вот однажды дойдя с мамой до детского сада Забар жалобно заскулил: «Не хочу в детский сад. Мамочка, не оставляй меня, пожалуйста»

- Как ты думаешь, почему Забар так сказал?  Что случилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мама очень любила Забара. Ей тоже было грустно с ним расставаться. Но ей нужно было идти по делам. Ведь у взрослых всегда много важных дел. Маме так хотелось, чтобы ее малышу было хорошо и спокойно в детском саду.

- Как ты думаешь, что она сделала?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Чем закончилась история?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники:

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. – 2002.

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем.: СПб.: Речь: М.: Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник стихов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ Сборник стихов для детей дошкольного возраста Автор: Харитонова Н. Т....

сборник музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста «Учимся музыке играя»

Представленный музыкальным руководителем  сборник музыкально-дидактических игр «Учимся музыке играя» направлен на музыкальное и двигательное развитие дошкольников, которое соответствует ФГОС ДО.Д...

Сборник малых форм фальклора для детей дошкольного возраста

Они, как правило, сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами). Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для организации режимных моментов....

Сборник подвижных военных игр для детей дошкольного возраста

Военно-спортивные игры в детском саду довольно универсальны. Их можно включить в сценарии патриотических праздников, таких как 23 февраля в детском саду и 9 мая в детском саду. Подобные игры в детском...

Сборник «Казачьих подвижных игр» для детей дошкольного возраста

Казачьи подвижные игрыИгра  «В утку» (Селезень и Утка)Играющие становятся рядом, рука в руке.Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и &laq...