Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации
консультация по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Особенности организации адаптивной физической культуры

в дошкольной образовательной организации

 

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с нарушениями развития (отклонения в физическом и (или) психическом развитии). Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Почему НЕОБХОДИМО адаптировать физкультуру для ребенка с ОВЗ или нарушениями в развитии:

- неадекватное или полевое поведение:

- нарушения функций внимания внимание (отвлекаемость, рассеяность, фрагментарность, низкая возможность сосредоточиться и др.);

- нарушения крупной моторики (двигательная расторможенность, скованность, нарушения плавности, гипо- или гепер- тонус мышц, нарушения зрительно-моторной координации и т.д.);

- нарушения восприятия вербальной информации (искаженное восприятие или неадекватное или не полное восприятие инструкции);

- нарушение саморегуляции (несформированность эмоционально-волевой сферы, агрессия);

- индивидуальные особенности ребёнка: нарушения зрения, слуха, интеллекта и т.д.

А так же адаптировать физическую культуру для ребенка с ОВЗ или с нарушениями в развитии, но не имеющего статус ОВЗ, необходимо, так как физическое воспитание в основном связано с двигательной активностью, и травм опасность для всех детей возрастает, так как педагог отвлекается во время занятия. И происходит провоцирование других детей на неадекватные действия.

Рассмотрим варианты адаптивной физкультуры в условиях ДОУ:

  1. Если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, у него есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, есть дополнительное время в штатном расписании на индивидуальные занятия, то специалист составляет программу, вносит её в АОП и реализует по индивидуальному расписанию для конкретного ребёнка, имеющего статус ОВЗ.

В нашем детском саду такой вариант адаптивной физкультуры осуществляет инструктор по плаванью с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (РАС, умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна).

  1. Если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, у него есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, нет дополнительного время в штатном расписании на индивидуальные занятия, то специалист составляет часть АОП по физическому развитию и реализует в процессе инклюзивного образования, т.е. во время занятий с группой комбинированной направленности или в инклюзивной группе,  где обучается ребёнок ОВЗ. Во время занятий воспитатель под руководством инструктора взаимодействует с ребёнком, учитывая все рекомендации специалиста. Если детей с ОВЗ, требующих сопровождение на занятиях по физической культуре больше, то подключаются другие помощники (психолог, дефектолог, логопед, младший воспитатель, родитель и др.) исходя из описанной в АОП необходимости сопровождения именно на занятиях физкультурой.

В нашем детском саду такой вариант адаптивной физкультуры осуществляет инструктор по адаптивной физкультуре в группах компенсирующей направленности. При необходимости в качестве помощников привлекаются не только воспитатели, а и специалисты – логопеды, психолог, дефектолог.

  1. Если в ДОУ нет инструктора по физической культуре, то у воспитателя есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, а значит, нет дополнительного время в штатном расписании на индивидуальные занятия. Воспитатель так же  составляет часть АОП по физическому развитию и реализует в процессе инклюзивного образования, т.е. во время занятий с группой комбинированной направленности или в инклюзивной группе,  где обучается ребёнок ОВЗ. Во время занятий по физической культуре для детей с ОВЗ, если есть необходимость и это прописано в АОП, должно быть организовано сопровождение помощниками.

Что делать, если нарушения в развитии есть, но у ребёнка нет статуса ОВЗ?

  1. Направляем запрос на ППк о необходимости рассмотрения вопроса направления ребёнка на городскую ПМПК.
  2. Берём у родителя согласие на диагностику ребёнка специалистами ДОУ.
  3. Приглашаем родителей на ППк, если согласны получать статус ОВЗ, направляем на ПМПК, если не согласны, предлагаем сопровождать ребенка по индивидуальному маршруту, причины в характеристиках специалистов. По истечении времени, отведённом на реализацию маршрута, снова приглашаем родителя и знакомим с результатами сопровождения, если результаты не достаточны, настаиваем на ТПМПК.
  4. Так как не имеем право не брать ребёнка на занятия, но и не имеем помощника, то во время занятий необходимо находиться с ребёнком в постоянном физическом контакте. Держать за руку, показывать упражнения на ребёнке, совместно включаться в игру, привлекать норма типичных детей к совместным упражнениям или к оказанию помощи, если ребёнок не проявляет агрессию.
  5. Если воспитатель вынужден находиться на занятиях по физической культуре без помощника, и не удаётся избегать ситуации, вызванных вышеперечисленными причинами, необходимо ставить в известность как родителей ребёнка с нарушениями в развитии, так и администрацию ДОУ. Для этого рекомендую вести журнал консультации с родителями, где будут прописаны возникающие ситуации, после консультации предложите родителю поставить подпись. Такая мера поможет убедить родителя получить ребёнку статус ОВЗ. Регулярно знакомьте администрацию с содержанием консультации и возникающих проблем, просите поставить подпись. Такая мера  поможет обезопасить вас как педагога и в дальнейшем может служить доказательством ваших активных действий при сложившихся ситуациях.

Адаптивная физкультура в рамках АОП может имеет те же разделы содержания, что и раздел физического воспитания общеобразовательной программы, отличием будет только уровень усвоения. Не исключаются и отличия содержания и средств, в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Дополнительным средством при необходимости является наличие помощника.

Методы физического развития и воспитания будут отличаться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Список литературы:

1. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.: Медицина, 2012 –

128 с.

2. Карасева С.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Русское слово –

учебник, 2014. – 146 с

3.Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая

характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.:

СпортАкадемПресс, 2002 – 140 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации адаптивной физической культуры

в дошкольной образовательной организации

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с нарушениями развития (отклонения в физическом и (или) психическом развитии). Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Почему НЕОБХОДИМО адаптировать физкультуру для ребенка с ОВЗ или нарушениями в развитии:

- неадекватное или полевое поведение:

- нарушения функций внимания внимание (отвлекаемость, рассеяность, фрагментарность, низкая возможность сосредоточиться и др.);

- нарушения крупной моторики (двигательная расторможенность, скованность, нарушения плавности, гипо- или гепер- тонус мышц, нарушения зрительно-моторной координации и т.д.);

- нарушения восприятия вербальной информации (искаженное восприятие или неадекватное или не полное восприятие инструкции);

- нарушение саморегуляции (несформированность эмоционально-волевой сферы, агрессия);

- индивидуальные особенности ребёнка: нарушения зрения, слуха, интеллекта и т.д.

А так же адаптировать физическую культуру для ребенка с ОВЗ или с нарушениями в развитии, но не имеющего статус ОВЗ, необходимо, так как физическое воспитание в основном связано с двигательной активностью, и травм опасность для всех детей возрастает, так как педагог отвлекается во время занятия. И происходит провоцирование других детей на неадекватные действия.

Рассмотрим варианты адаптивной физкультуры в условиях ДОУ:

  1. Если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, у него есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, есть дополнительное время в штатном расписании на индивидуальные занятия, то специалист составляет программу, вносит её в АОП и реализует по индивидуальному расписанию для конкретного ребёнка, имеющего статус ОВЗ.

В нашем детском саду такой вариант адаптивной физкультуры осуществляет инструктор по плаванью с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (РАС, умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна).

  1. Если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, у него есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, нет дополнительного время в штатном расписании на индивидуальные занятия, то специалист составляет часть АОП по физическому развитию и реализует в процессе инклюзивного образования, т.е. во время занятий с группой комбинированной направленности или в инклюзивной группе,  где обучается ребёнок ОВЗ. Во время занятий воспитатель под руководством инструктора взаимодействует с ребёнком, учитывая все рекомендации специалиста. Если детей с ОВЗ, требующих сопровождение на занятиях по физической культуре больше, то подключаются другие помощники (психолог, дефектолог, логопед, младший воспитатель, родитель и др.) исходя из описанной в АОП необходимости сопровождения именно на занятиях физкультурой.

В нашем детском саду такой вариант адаптивной физкультуры осуществляет инструктор по адаптивной физкультуре в группах компенсирующей направленности. При необходимости в качестве помощников привлекаются не только воспитатели, а и специалисты – логопеды, психолог, дефектолог.

  1. Если в ДОУ нет инструктора по физической культуре, то у воспитателя есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, а значит, нет дополнительного время в штатном расписании на индивидуальные занятия. Воспитатель так же  составляет часть АОП по физическому развитию и реализует в процессе инклюзивного образования, т.е. во время занятий с группой комбинированной направленности или в инклюзивной группе,  где обучается ребёнок ОВЗ. Во время занятий по физической культуре для детей с ОВЗ, если есть необходимость и это прописано в АОП, должно быть организовано сопровождение помощниками.

Что делать, если нарушения в развитии есть, но у ребёнка нет статуса ОВЗ?

  1. Направляем запрос на ППк о необходимости рассмотрения вопроса направления ребёнка на городскую ПМПК.
  2. Берём у родителя согласие на диагностику ребёнка специалистами ДОУ.
  3. Приглашаем родителей на ППк, если согласны получать статус ОВЗ, направляем на ПМПК, если не согласны, предлагаем сопровождать ребенка по индивидуальному маршруту, причины в характеристиках специалистов. По истечении времени, отведённом на реализацию маршрута, снова приглашаем родителя и знакомим с результатами сопровождения, если результаты не достаточны, настаиваем на ТПМПК.
  4. Так как не имеем право не брать ребёнка на занятия, но и не имеем помощника, то во время занятий необходимо находиться с ребёнком в постоянном физическом контакте. Держать за руку, показывать упражнения на ребёнке, совместно включаться в игру, привлекать норма типичных детей к совместным упражнениям или к оказанию помощи, если ребёнок не проявляет агрессию.
  5. Если воспитатель вынужден находиться на занятиях по физической культуре без помощника, и не удаётся избегать ситуации, вызванных вышеперечисленными причинами, необходимо ставить в известность как родителей ребёнка с нарушениями в развитии, так и администрацию ДОУ. Для этого рекомендую вести журнал консультации с родителями, где будут прописаны возникающие ситуации, после консультации предложите родителю поставить подпись. Такая мера поможет убедить родителя получить ребёнку статус ОВЗ. Регулярно знакомьте администрацию с содержанием консультации и возникающих проблем, просите поставить подпись. Такая мера  поможет обезопасить вас как педагога и в дальнейшем может служить доказательством ваших активных действий при сложившихся ситуациях.

Адаптивная физкультура в рамках АОП может имеет те же разделы содержания, что и раздел физического воспитания общеобразовательной программы, отличием будет только уровень усвоения. Не исключаются и отличия содержания и средств, в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Дополнительным средством при необходимости является наличие помощника.

Методы физического развития и воспитания будут отличаться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Список литературы:

1. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.: Медицина, 2012 –

128 с.

2. Карасева С.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Русское слово –

учебник, 2014. – 146 с

3.Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая

характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.:

СпортАкадемПресс, 2002 – 140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания упрямых детей в дошкольной образовательной организации и семье

Упрямство — это такой тип поведения человека, при котором он игнорирует предъявляемые к нему требования или просто отказывается их выполнять. Упрямство начинается с простого негативизма, когда в форме...

Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений Пушкинского городского округа

Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС  ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образова...

Руководитель районного методического объединения инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций Советского района

Руководитель районного методического объединения  инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций...