Технология визуализации - способ организации комфортной среды для детей с ОВЗ в детском саду и дома.
материал по коррекционной педагогике

Круглик Дарья Владимировна

В статье описаны методы и формы визуальной поддержки, их использование в образовательном и воспитательном процессе. Презентация к выступлению доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/KR9j/xyCcWv2hP

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_kruglik.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад №15»

Выступление на городском методическом объединении

По теме: «Технология визуализации как способ

организации комфортной среды детей с ОВЗ

в детском саду и дома»

        Учитель-дефектолог: Круглик Д. В.

        Североморск 2023

      Создание комфортной среды для ребенка с ОВЗ является одним из важнейших условий пребывания его как в детском саду, так и дома. В основе проекта «Говорящая среда» лежит технология визуализации. Для многих детей визуальный канал восприятия информации является ведущим. Зрительно представленная информация обрабатывается и сохраняется проще и успешнее, чем информация, полученная на слух. Особенно высокую значимость визуальные средства имеют для людей с рас, у которых отсутствует или нарушено понимание обращенной речи. Как человек с плохим зрением видит мир без очков фрагментарно, смазано, так и ребенок с рас воспринимает информацию на слух искаженно. Это вызывает тревогу, переживания, беспокойство и, как следствие, нежелательное поведение.

     Визуальная поддержка – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации. Она окружает нас всех в обычной жизни. Мы пользуемся указателями, дорожными знаками; заказываем еду в ресторане по картинке в меню; собираем мебель по инструкции и т.д. Визуальная поддержка очень помогает туристам, если они находятся в стране, языком которой не владеют. Представим себе, что мы находимся на вокзале или в аэропорту. Вокруг много людей и довольно шумно. Это может вызывать тревогу и дискомфорт, особенно если мы рискуем опоздать на самолет или поезд. Для того чтобы понять, куда пройти, мы смотрим на указатели. Таким образом, визуальная поддержка помогает нам сориентироваться в ситуации и добиться своей цели. Так же и с детьми с рас - неопределенность, неизвестность, изменения в привычной жизни вызывают тревогу и стресс.

     Исследования показывают, что использование визуальной поддержки для людей с РАС и трудностями обучения относится к стратегиям с доказанной эффективностью. Систематизировали и описали методы визуальной поддержки Марлен Коэн, Донна Слоан, Питер Герхардт.

   Методы визуальной поддержки способствуют:

  • развитию коммуникации, речевых навыков, саморегуляции, социализации, самообслуживания
  • улучшению ориентировки в пространстве и времени
  • повышению мотивации
  • снижают тревожность и частоту проявления нежелательного поведения

А именно это и делает среду комфортной для ребенка с РАС и для многих категорий детей с ОВЗ.

Формы и методы визуальной поддержки:

  • визуальная опора «сначала — потом»: простейшее расписание, состоящее из двух граф с подписями «сначала» и «потом», под которыми располагаются два события: действие, которое необходимо выполнить сначала, и поощрение, которое можно получить после выполнения действия;

Как это работает? Детский сад - учреждение с определенным режимом, требованиями, обеспечивающими безопасность пребывания ребенка. Ребенку с РАС трудно следовать даже элементарным правилам. Например, ребенок хочет попасть в яйцо Кислинг. Для этого необходимо снять обувь. Показываем визуальную опору и ребенок в яйце! То есть доска Сейчас-Потом полезна, если вы учите ребенка с РАС следовать указаниям и обучаете его новым навыкам. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Если ребенок научился понимать доску Сейчас-Потом, то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.

  • визуальное расписание, которое демонстрирует последовательность предстоящих событий, этапов или видов деятельности

Это может быть расписание дней недели. У нас оно представлено в такой форме. Дни недели раскрашены в соответствии с цветами радуги и полосками Воскобовича, которые мы используем для обозначения дней недели.  В расписании дня отмечены только занятия. Например, сегодня у нас физкультурара, рисование и математика. (пока не используем).

Расписание частей суток также связано с определенными видами деятельности детей. Например, наше утро: зарядка, завтрак, занятия, 2 завтрак, прогулка. Ребенок четко понимает, что за чем следует. Он спокоен. «Говорящая среда» сообщает ему об этом. Но ситуации бывают разные и расписание может меняться. Например, в детский сад пришел фотограф. А многие дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.

Расписание видов деятельности на занятии сообщает ребенку, какие задания и в какой последовательности ему предстоит выполнить. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности. В расписании  чередуются приятные и не очень желательные для ребенка события. Он предупрежден заранее, отсутствует момент неизвестности. Ребенок может подготовиться. Оно в поле зрения, постоянно обращаем внимание на то, что выполнено. В случае возникновения нежелательного поведения, акцентируем внимание на задании, а не на поведении. Предлагаем выбор заданий из нескольких вариантов. Ребенок сам берет материалы для выполнения задания. Например, …

  • поведенческая цепочка: визуальная последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть целевого результата (например, цепочка «Мыть руки»: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, мылить руки, смыть мыло под краном, закрыть кран, вытереть руки полотенцем). Детям очень сложно соблюдать алгоритмы действий. Они могут сначала вытереть руки полотенцем, а потом их мыть. Понимая, что «сбились с пути» тревожатся, суетятся.
  • визуализация времени — любое устройство, которое зрительно напоминает о течении времени или поощряет мысли о времени, отображение временных промежутков с помощью наглядных средств: визуальные таймеры для детей с РАС, приложения на мобильных устройствах с визуальными таймерами, песочные часы.

Визуальный таймер - это отличный способ учить детей с особыми потребностями концепции времени. Многие такие устройства не только представляют отрезок времени визуально, в них можно установить звуковой сигнал, который напоминает человеку о течении времени или о том, что конкретный отрезок времени на исходе. Например, качаемся на балансире, пока сыпется песок.

  • визуальные правила — наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации или в определенном месте; Визуальные правила полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации. Ниже приводятся примеры, когда можно использовать такие визуальные подсказки.

— Чтобы сообщить о физических ограничениях в пространстве или занятии, например, знак «стоп», чтобы обозначить границу, за которую нельзя уходить.

— Чтобы показать, сколько раз ребенок может попросить какой-то предмет или занятие, прежде чем это станет невозможно. Например, это может быть картинка, обозначающая, что компьютер пока «недоступен». Или можно поместить три картинки с соком на холодильнике и снимать одну из них каждый раз, когда вы даете ребенку сок.

— Чтобы показать, что нужно чего-то подождать, но скоро желаемый предмет или занятие будут доступны. Например, для этого можно использовать карточку «жди» вместе с таймером.

  • жетонные системы —  системы подкрепления  награждением жетонами
  • системы альтернативной коммуникации, например, PECS или язык жестов;

Язык жестов детям с РАС труднодоступен, у них даже с трудом формируется указательный жест. Остановимся на альтернативной коммуникации PECS. Вопреки распространенному заблуждению, PECS — это не название для картинок с символами. Да, иногда мы называем сами картинки, которые мы используем в этой системе, PECS, а также называем папку с этими картинками «папка PECS», но этот термин НЕ является синонимом картинок, визуального расписания или символов для коммуникации. На самом деле PECS — это СИСТЕМА по обучению навыкам коммуникации. Эта система состоит из нескольких этапов (из шести, если говорить точнее). Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении — области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации. Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам. 1 стадия - обмен картинки на предмет. Лучше всего, если будут участвовать два взрослых человека – у одного просят какой-то предмет, а другой помогает ребенку выполнить действие. Один из взрослых обращает внимание ребенка на любимую вещь и обменивает его на соответствующую карточку. Идеально, если в течение дня удастся сделать около восьмидесяти таких обменов. Начать лучше с имен существительных и постепенно добавлять новые карточки. Необходимо следовать четко протоколу программы.

  • фразовый конструктор и другие методические пособия

служат скорее помощником при развитии связной речи, умении строить фразу, предложение. Также активно используются на занятиях при закреплении речевых навыков. Мама рекомендовала использование данного конструктора.

Методическое пособие Сандриковой направлено на построение фраз, помогающее выразить свои потребности или прокомментировать свои действия. Например, в группе висит конструктор фразы из пособия помощник  - «Маша, дай …». Аналогичное висит дома у воспитанника.

Взаимодействие с родителями.

Родители в воспитании и обучении детей с РАС сталкиваются с большим количеством трудностей, поэтому охотно идут на контакт и обращаются за помощью, делятся собственным опытом и находками. Наши родители посещали занятия дефектолога и знакомились с визуальной поддержкой при выполнении заданий. Большим спросом пользуются мотивирующие жетоны. Логопед познакомила родителей с карточками - просьбами для активизации речи. Мы всегда рады предложить родителям наборы визуальной поддержки при планировании важных мероприятий - поход к врачу или на день рождения. Ну и, конечно, самое простое - визуальная опора «сначала - потом» при выполнении действий, которые не нравятся или не знакомы ребенку и вызывают нежелательное поведение.

Таким образом построенная среда - «Говорящая среда» - создает комфортные психологические условия для ребенка и тех, кто его окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.

Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....

Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)

Данный конспект является приложением к презентации на тему: "Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома" (из опыта работы)Цель: Совер...

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

«Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии ФГОС», доклад

Педагогический совет №2 «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС», АОУ д/с №10 «Лучик», 13....