«Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии ФГОС», доклад
консультация

Молодец Ольга Николаевна

Педагогический совет №2 «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС», АОУ д/с №10 «Лучик», 13.11.2019г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад)

Педагогический совет.

Протокол №2

«Технологии исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС»

 Доклад для педагогов

«Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии ФГОС»  

 C:\Users\Элиза\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_3517.jpg

 Подготовила воспитатель:

Молодец Ольга Николаевна

от 13.11.2019г.

г. Долгопрудный
2019г.

Организация предметной развивающей среды по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду служит зоной опережающего развития детей. Хочу поделиться опытом моей работы и рассказать какие центры по экспериментированию созданы в моей группе: центр «Природы», где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне, «Непоседливая лаборатория», где проводят плановые опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др. При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Библиотека «Непоседливой лаборатории» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

Во всех возрастных группах,  начиная с первой младшей группы,  есть специально  созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», «Уголок Знайки», «Уголок моделирования», «Музыкальная лаборатория» и т.п., где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или  заниматься самостоятельным  творчеством.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголок для игр с песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

 При  проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской  деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией  среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция  среды  соответствует  "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка.   Создание предметно-развивающей среды по поисковой деятельности детей строится с учетом личностного, содержательного, материального и организационного компонента. Педагоги, планируя поисково-исследовательскую деятельность  детей,  учитывают  тип реализации и характер  взаимодействия субъектов,  содержание деятельности, продумывают все возможные специальные специфические аспекты, такие как объявления, о поисковой деятельности, необходимый инструментарий для исследований, в которых отражается работа с родителями.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Образовательная деятельность с детьми по познавательно-исследовательской работе планируется еженедельно во всех возрастных группах в режиме дня.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Педагоги,  используя все виды  поисково-исследовательской деятельности детей  в дошкольном возрасте, включающие  поисковую деятельность, моделирование и преобразование предметов, высказывание Сухомлинского В.А.: « Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что  необходимо  создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО

Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,  с учетом их воз...

Буклет "Организация музыкально-театрализованной деятельности в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....

консультация для воспитателей «Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»....

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в соответствии ФГОС

Одним из любимых занятий дошкольников является рисование. Оно способствует творческому развитию. Специально для детей в группе воспитаьтель организуют уголок рисования(детского творчества).В статье я ...

“Организация предметной среды для экспериментально - исследовательской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее исложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных,привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки,творче...

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в группе и на участке детского сада в соответствии с ФГОС

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в группе и на участке детского сада в соответствии с ФГОС...