Оснащение кабинета учителя-дефектолога (тифлопедагога)
статья по коррекционной педагогике

В статье приведен примерный перечень необходимой документации, которая должна быть в кабинете тифлопедагога, дидактических игр и пособий по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, тактильных книг и корекционно-педагогической литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оснащение кабинета: 

  • детские стулья и стол;
  •  магнитные доски;
  • Лампа над доской;
  •  Коврограф;
  •  Индивидуальные двухсторонние фланелеграфы;
  •  Подставки;
  • Зеркало;
  • Стеллажи, шкафы для пособий и дидактических игр;
  •  Компьютер, компьютерный  стол со стулом;
  •  Коробки и папки для хранения пособий;
  •  Методическая литература;
  •  Детская литература, в том числе тактильные книги;
  •  Пособия, настольно-печатные и дидактические игры;
  •  Оптическое средство коррекции – лупа;
  •  Очки-тренажёры системы: «Лазер Вижн»;
  •  Аппарат: «Иллюзион»;
  •  Электронные зрительные гимнастики;
  •  Компьютерные развивающие игры: «Калейдоскоп игр», «Цирк», «Забавная математика для малышей», «Лунтик – математика», «Лунтик – развивающие игры», «Лунтик – подготовка к школе» и т.д.

Документация: 

  •  Закон РФ об образовании;
  •  Конвенция о правах ребёнка и декларация прав ребёнка;
  •  Положение о специализированных группах детского сада комбинированного вида;
  •  Положение об учителе-дефектологе дошкольного учреждения;
  •  Программа воспитания и обучения детей с нарушением зрения (

 под. Ред. Л.И. Плаксиной);

  •  График работы учителя-дефектолога;
  •  Циклограмма деятельности учителя-дефектолога;
  •  Перспективный тематический план работы с детьми на год;
  •  Планы ближайшего развития ребенка;
  •  Информационно-диагностическая карта на каждого ребёнка;
  • Индивидуальные образовательные маршруты для детей-инвалидов;
  •  Карта динамики развития психических процессов ребёнка;
  •  Табель посещаемости детьми занятий учителя-дефектолога;
  •  Тетрадь  взаимодействия со специалистами;
  •  Тетради взаимосвязи с воспитателями специализированных групп;
  •  Консультации для воспитателей специализированных групп;
  •  Консультации для родителей;
  •  Консультации для специалистов;
  •  Отчёты о коррекционной работе за учебный год.

.Дидактические игры и развивающие пособия на развитие осязания, мелкой и общей моторике:

  •  Мозаики;
  •  Конструкторы;
  •  Шнуровки;
  • Плоскостные геометрические фигуры;
  • Мелкие предметы и игрушки;
  •  Пуговицы различной величины и цвета;
  •  Д/игры: «Собери бусы», «Наматывание ниток в клубок», «Сортировка круп, семян, мелких предметов», «Плетение кос» и т.д.;
  •  Прищепки;
  •  Цветные резиночки;
  •  Чудесный мешочек и муфточки;
  •  Волчки;
  • Различные виды бумаги;
  • Фигурные линейки;
  •  Трафареты, силуэты-обводки;
  • Природные материалы (каштаны, желуди, шишки, семена, крупы);
  • Кинетический песок и интерактивная песочница;
  •  Счётные палочки, разноцветные спички;
  •  Пластилин;
  • Индивидуальные фланелеграфы;
  • Мини – коллекция камней;
  •  Бумага  и ткани различной фактуры;
  •  Массажные мячики;
  • Ножницы;
  • Различные раскраски (с широким и узким контуром; с маленьким и большим

           количеством деталей в рисунке);

      ·    Рабочие тетради с заданиями по штриховке в различных направлениях;

      ·    Тетради в крупную и мелкую клетку;

  •  Наборы карандашей;
  •  Пальчиковый театр и т.д.

Дидактические игры и развивающие пособия по диплоптике:

  •  Д/игры: «Поймай рыбку»;
  •  Д/игра «Забей гвоздь»;
  •  Мини – Серсо;
  •  Пальчиковый театр;
  •  Вдевание нитки в иголку;
  •  Метание в цель;
  •  Теннис;
  •  Макет кукольной комнаты;
  • Офтальмотренажёры.

Дидактические игры и развивающие пособия по ортоптике:

  •  Деревянные пазлы – вкладыши: «Затейники», «Кораблик», «Заяц»;
  •  Доска Сегена: «Геометрические  фигуры», «Витаминная корзинка», «Формы и цвета»;
  •  Набор строительных деталей для конструктора «Геометрик»;
  •  Геометрический сортёр «Цветные столбики»;
  •  Почтовый ящик;
  •  Матрёшка 5-местная;
  •  Пирамидки-вкладыши;
  •  Деревянные – вкладыши: «Треугольник», «Круг»;
  • Д/игры Никитина «Сложи квадрат»;
  •  Д/игры: «Танграм – овал», «Танграм – прямоугольник», «Квадрат – Пифагора», «Волшебный круг»;
  •  Д/игры: «Найди похожую фигуру», «Собираем урожай», «Лото - Соседи по планете», «Домино – Домори» (из бамбука), «Мини – Серсо»;
  •  Волшебный коврик – «Конструктор – Транспорт»;
  •  Игрушки-попрыгунчики: «Цыплёнок», «Пингвин», «Осьминожки», «Лягушки в болоте»;
  •  Трафареты для рисования;

 Копировальные экраны: «Зазеркалье», «Мираж» и т.д.

Дидактические игры и развивающие пособия по плеоптике:

  •  Пазлы (24) «Кот Леопольд», «Оленёнок Бемби», «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон» и т.д.;
  •  Пазлы в рамке «Мишкины соседи»;
  •  Кубики (4шт.) «Игрушки», «Фрукты», «Животные», «Герои мультфильмов»;
  •  Кубики (9 шт.) «Домашние животные»;
  •  Д/игры в рамках: «Маленький автомобильчик», «Воздушный шарик», «Сердечки»;
  •  Шнуровки: «Ёжик», «Заяц», «Грибок», «Домик», «Лисичка-продавец», «Медвежонок», «Балерина», «Клоун»;
  •  Д/игры в конвертах: «Найди по описанию», «Лабиринты», «Цвет, форма, размер», «Предметы и контуры», «Логические таблицы», «Что не подходит», «Объедини в группу», «Цвет и форма», «Геометрическая мозаика», «Что есть что», «Найди животное», «Развиваем внимание», «Лото-команда чемпионов», «В саду, на поле, в огороде», «Логические цепочки», «Четвёртый лишний», «Знаю все профессии», «Животные и птицы (что едят и как говорят)», «Большие и маленькие», «Чем мы похожи?», «Что для чего?», «Калейдоскоп фигур, цветов, занятий», «Для умников и умниц», «Подбери узор», «Лото - хорошо или плохо», «Лото - Кто мы?»;
  •  Д/игры в сундучках: «Кто что ест?», «Что есть что?», «Часть и целое», «Мы похожи», «Цепочки», «Свойства»;
  •  Д/игры: «Домино», «Половинки», «Каталка-пирамидка (эмоции)», «Хитрые предметы», «Шиворот-навыворот», «Я волшебник», «Времена года», «Весёлая логика», «Контрасты», «Часть и целое», «Разноцветный мир», «Противоположности», «Справа - слева, сверху - снизу», «Большой – маленький», «Контуры», «Геометрия для малышей», «Цвета и формы», «Цвет», «Цвета и краски», «Подбери по форме», «Подбери схему», «Лото – геометрические фигуры», «Сложи узор», «Составь картинку», «Цветные счётные палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Математический планшет» и т.д.

Пособия В. В. Воскобовича:

  • Развивающая среда «Фиолетовый лес»;
  • «Геоконт»;
  • «Логоформочки»;
  • «Шнур-затейник»;
  • «Забавные цифры»;
  • Кораблик «Плюх-плюх»
  • «Конструктор букв»;
  • «Радужная ёлочка»;
  • «Коврограф «Ларчик»;
  • «Чудо крестики»;
  • «Чудо соты»;
  • «Радужные гномы»;
  •  «Теремки Воскобовича».

Тактильные книги:

1.»Принцесса Мышка»;

2. «Кошачий замок»;

3. «Завещание мельника»;

4. «Портной и вихрь»;

5. «Волшебная птица»;

6. «Смоляной бычок»;

7. «Лисичка со скалочкой»;

8. «По щучьему веленью»;

9. «Иван-царевич и серый волк»;

10. «Серая шейка»;

11. «Что ни страница, то слон, то львица»;

12. «Сивка-Бурка»;

13. «Мешок яблок»;

14. «Ленивая Бручолина»;

15. Басни Эзопа;

16. «Лис - рыжий плут»;

17. «Два весёлых гуся»;

18. «Путешествие муравьишки»;

19. «Кто сказал мяу»;

20. «В лесу родилась ёлочка»;

21. «Иван Иваныч Самовар»;

22. «Капризная мышь»;

23. «Весёлый карандаш»;

24. «Как козлёнок учился считать»;

25. «На запад от солнца, на восток от луны»;

25. «Королевские зайцы»;

26. «Предсказание лесной девы»;

27. «Сампо Лопарёнок»;

28. «Охотник «Брюте»;

29. «Куда идут часы»

                                          Список методической литературы.

  • «Специальная психология» под редакцией В.И. Лубовского. Москва – 2005г.;
  •  «Специальная психология» под редакцией Кузнецова …;
  •  «Специальная педагогика» под редакцией Н.М. Назаровой. Москва – 2006г.;
  •  «Специальная дошкольная педагогика» под редакцией Е.А. Стребелевой. Москва – 2002г.;
  •  Т.Г. Никуленко «Коррекционная педагогика». Ростов- на- Дону – 2006г.;
  •  А.Г. Литвак «Психология слепых и слабовидящих». Санкт-Петербург – 2006г.;
  •  В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Основы тифлопедагогики». Москва – 2000г.;
  •  Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Москва – 2005г.;
  •  Т.Б. Епифанцева «Настольная книга педагога-дефектолога». Ростов-на-Дону – 2006г.;
  •  Л.И. Плаксина «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения». Москва – 1998г.;
  •  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной. Москва – 2003г.;
  •  Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». Москва – 2006г.;
  •  М.И. Земцова, Л.И. Плаксина «Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях». Москва 1978г.;
  •  Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида». Москва – 2006г.;
  • Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». Челябинск – 2008г.;
  •  Л.А. Дружинина «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с  нарушениями  зрения». Челябинск – 2008г.;
  •  Л.А. Дружинина «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с  нарушениями  зрения». Челябинск – 2008г.;
  •  Л.И. Плаксина «Развитие восприятия у ребёнка». Москва – 2001г.;
  •  Л.И.Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  •  Э.Д. Рубан «Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные методы и упражнения». Ростов-на-Дону 2009г.;
  •  Н.В. Микляева, Н.П. Слободяник «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации». Москва – 2008г.;
  •  О.Н.Истратова «Практикум по детской психокоррекции (игры, упражнения, техники)». Ростов-на-Дону – 2009г.;
  •  Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Нижний Новгород – 2001г.;
  •  Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  •  Т.И. Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки)». Ростов-на-Дону – 2008г.;
  •  М.А. Тарасов «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Москва – 2005г.;
  •  В.Л. Нападовская «Коррекция речевых нарушений  и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва – 2003г.;
  •  И.Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения». Москва – 2004г.;
  •  В.А. Феактистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». Санкт-Петербург – 2005г.;
  • Л.А. Ремезова «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара – 2008г.;
  •  Н.В. Краснощекова «Развитие ощущений и восприятия у детей». Ростов-на-Дону – 2007г.;
  •  Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль – 1998г.;
  •  И.В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени». Москва – 2007г.;
  •  Л.В. Фомичёва, Г.В. Никулина «Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения» (рабочая тетрадь). Санкт-Петербург – 2004г.;
  •  В.А. Доскин «Здоровье ребёнка и его готовность к школе». Москва – 2007г.;
  •  И.В. Ковалёва «Профилактика агрессивного поведения у детей». Москва – 2007г.;
  •  М.Г. Агавелян «Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников». Новосибирск – 2005г.;
  •  Н.С. Орлова «Про глаза  от А до Я азбука твоя». Новосибирск – 2006г.;
  •  Н.С. Орлова «Ребятишкам про глаза». Новосибирск – 2006г.;
  •  Н.С. Орлова «Про глаза и про зрачки и про всякие очки». Новосибирск – 2009г.;
  •  Е.М. Орлова «Инструкция по методике исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста». Москва -1969г.;
  •  Ю.С. Тарханова «Коррекция зрения у детей». Ростов-на-Дону – 2000г.;
  •  Г.В. Никулина «Охраняем и развиваем зрение». Санкт-Петербург – 2002г.;
  •  О.Панков «Очки – убийцы». Москва – 2008г.;
  •  О.Панков «Таблицы для восстановления зрения. Приложение к книге «Очки – убийцы»». Москва – 2008г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...

Паспорт методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога

Паспорт сожержит перечень методического обеспечения учителя-дефектолога...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога.

Дан подробный анализ кабинета учителя-дефектолога, работающего со слабослышащими детьми....

Паспорт кабинета учителя - дефектолога.

паспорт кабинета учителя - дефектолога....

презентация "Кабинет учителя -дефектолога"

предметно-пространственная среда  кабинета учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности...

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Паспорт кабинета учителя-дефектолога содержит: общие сведения о кабинете учителя-дефектолога, график работы, перечень мебели и оборудования, перечень учебно-методических и наглядных пособий и дидактич...

Развивающая предметно - пространственная среда кабинета учителя - дефектолога, логопеда.

В статье раскрыто содержание предметно - пространственной среды учителя - дефектолога (логопеда), работающих с разными категориями детей с ОВЗ....