Взаимосвязь предрасположенности конфликтного поведения и эмоциональных барьеров у дошкольников в межличностных отношениях
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Алина Андреевна Шаламова

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения межличностных конфликтов в дошкольном возрасте и эмоциональных барьеров в отношениях с друг другом. Рассмотрены уровни эмоциональных  барьеров  дошкольников в процессе общения.

Ключевые слова: межличностные отношения, конфликт, эмоциональные барьеры, детство.

Изучение данной проблемы является актуальной, значимой, поскольку в современном мире важно понимать особенности конфликтного поведения дошкольников, а также способы поведения в конфликтных ситуациях, учитывать эти сведения и исправлять недочеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 27

620034, г. Екатеринбург, ул. Опалихинская, 29 а

Тел/факс (343) 245-45-41; тел. (343) 245-45-41

сайт:

Описание: логотип

СТАТЬЯ НА ТЕМУ

Взаимосвязь предрасположенности конфликтного поведения и эмоциональных барьеров у дошкольников в межличностных отношениях

Разработчик статьи:

Шаламова А.А., педагог-психолог

Екатеринбуг,2024

Шаламова А.А.

Взаимосвязь предрасположенности конфликтного поведения и эмоциональных барьеров у дошкольников в межличностных отношениях

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения межличностных конфликтов в дошкольном возрасте и эмоциональных барьеров в отношениях с друг другом. Рассмотрены уровни эмоциональных барьеров дошкольников в процессе общения.

Ключевые слова: межличностные отношения, конфликт, эмоциональные барьеры, детство.

Изучение данной проблемы является актуальной, значимой, поскольку в современном мире важно понимать особенности конфликтного поведения дошкольников, а также способы поведения в конфликтных ситуациях, учитывать эти сведения и исправлять недочеты.

Основные исследования являлась концепция человека как субъекта жизни развиваемая его с учениками и последователями (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков и др.); положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Л.А. Петровская и др.).

Конфликты представляют собой повседневное явление, которое очень долгое время не являлось предметом научного исследования. Отдельные мысли о конфликтах из самых древних источников дошли и до наших дней. Конфликты признаются как объективная реальность, которые существовали, и будут существовать всегда. Задача человечества научиться жить в мире конфликтов, уметь выстраивать эффективные модели поведения в условиях конфликта и конструктивно их разрешать. В настоящее время конфликт рассматривают как отдельную область знаний.

Конфликты и конфликтные ситуации, в дошкольном возрасте, могут препятствовать развитию общения со сверстниками, установлению межличностными взаимоотношениями, что довольно часто приводит к негативным для личности последствиям

Область знаний о конфликтных поведениях — это система знаний о возникновении, развитии, закономерностях течения, механизмах, принципах, технологиях управления конфликтами. Это область знаний о природе конфликтов, их видах, причинах, динамике развития, способах и методах их разрешения и предупреждения.

В отечественной науке на конфликты начинают обращать внимание так же в конце XIX — начале ХХ веков. В русских и других языках слово «конфликт» пришло из латинского языка. Слово является международным и не нуждается в переводе, так как его произношение и значение на всех языках примерно одинаково. В русском языке слово «конфликт» вошло в употребление с XIX века.

Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, которые препятствуют подлинному общению, превращая его в защитное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, агрессия, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства. Самыми сильными эмоциями, имеющими в основе своей врожденные программы реагирования, превращающие общение в защитно-оборонительную программу являются страх и гнев, агрессия, но порождают их зачастую три остальных негативных эмоции. Стыд, обида или вина будут проявляться по-разному, в зависимости от того, каким образом они конвертируются в гнев или страх.

Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.

Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.

Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции.

Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию. Она проявляется, прежде всего, на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх — явление динамичное.

Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе страха не дает возможности перейти на адекватный целям уровень поведения. Человечество испытывает огромное количество страхов. Большинство из них имеет научные названия и таится в многочисленных уточняющих словах к загадочному понятию — фобия.

Таким образом, психологи определяют фобию как навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситуаций. Это может быть боязнь закрытых помещений, высоты, страх перед переходом улиц, страх острых предметов и заболеваний. Фобии не возникают на пустом месте, а, как правило, появляются при психопатии и многих вяло протекающих психических заболеваниях. Но и у здоровых людей могут проявляться отдельные элементы фобий, порой весьма причудливых.

Библиографический список

1. Алексеева Е.Е. У ребенка конфликты со сверстниками. Практические советы родителям и педагогам. М.: Литера, 2014. 48 с.

2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т.А. Репиной. М.: Академия, 2017. 321 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие ребёнка в семье и благополучие его межличностных отношений.

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий  мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разн...

Игротека «Минутки отдыха» Игры и упражнения, направленные на развитие навыков позитивного общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Умение выстраивать и поддерживать ...

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы....

Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений. Диагностический альбом.

Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений. Диагностический альбом....

Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....