Рабочая программа учителя-дефектолога для детей средней группы (с ЗПР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ялалова Ильмира Фаритовна

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы образовательной организации. С помощью рабочей программы я, как учитель-дефектолог планирую и организую образовательный процесс, а также управляю им. Этот документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета.

В предлагаемый мною вариант рабочей программы включены физиологические особенности детей 4-5 лет, план работы учителя-дефектолога на учебный год, календарно-тематическое планирование, бланк  индивидуального образовательного маршруа, бланк мониторинга 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №11 комбинированного вида

городского округа г. Нефтекамск Республика Башкортостан

 ПРИНЯТО  

 на заседании                                          

педагогического совета                                                    

МАДОУ детский сад №11                                             

Протокола № от «   »        20    г

УТВЕРЖДАЮ 

Заведующий  МАДОУ детский сад №11 _____________ Климина Ю.В.

Приказ №       от «       »         2022 г.                            

 С учетом мнения

 Совета родителей                                    

 Протокол №       от  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

                                        Учитель- дефектолог: Ялалова И.Ф

г. Нефтекамск,  2022г.

Содержание

  1. Введение ………..………………………………………………..3
  2. Характеристика детей с ЗПР              ……………………. ……4
  3. Ожидаемые результаты   ……………………………………8-11
  4. План работы учителя-дефектолога   ………………………….11
  5. Циклограмма и график работы………………………………..15
  6. Комплексно-тематическое планирование  …………………..16
  7. Бланк индивидуального маршрута ……………...……………23
  8. Бланк мониторинга …………………………………………….25
  9. Представление оборудования кабинета и документации

учителя-дефектолога    …………………………………………28

  1.  Список литературы…………………………………………….29

 

 

    Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу- дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми. Педагог должен обеспечить субъективное переживание ребенком с ЗПР успеха на фоне определенных затрат усилий, искать и использовать любой повод, чтобы отметить даже незначительное продвижение ребенка. Это способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной воспитательно-образовательному процессу, стимулирует познавательную активность детей с ЗПР.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, по развитию элементарных математических представлений. Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.

Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, предыдущий период воспитания и обучения.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, физ.инструктора возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Важно, чтобы логопед, педагог- дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

Характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития 

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:

1. нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально волевой сферы и личности, то есть с психическим инфантилизмом;

 2. нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.

 Существует несколько классификаций ЗПР. В практике работы с детьми данной категории наиболее широко распространена классификация, в соответствии с которой различают четыре основных варианта ЗПР:

1. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе школьную адаптацию. При гармоническом психическом инфантилизме незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным  телосложением. При психофизическом инфантилизме поведение и личностные качества ребенка характеризуются специфическими особенностями. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами. У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций: гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи. Эти функции лежат в основе формирования межанализаторных навыков, таких как рисование, счет, письмо, чтение и др.

 2. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Именно эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного типа характерны явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. Если дети с ЗПР данного генеза воспитываются в условиях гипо или гиперопеки, то у них нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что вместе со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь возрастного уровня развития.

3. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности (К. С. Лебединская). В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально- волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с ЗПР психогенного генеза с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающим миром: не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен». К данной группе часто относятся дети, воспитывающиеся в условиях депривации (в детских домах, в «неблагополучных» в социальном и эмоциональном плане семьях и т. п.), дети-беспризорники. Недостаточный уровень развития представлений, умений, навыков, соответствующих возрасту, отмечается и у детей, находящихся длительное время в условиях информационной, а часто и эмоциональной депривации (дефицита полноценных эмоциональных отношений со взрослыми).

 4. Для задержки психического развития церебрально-органического генеза характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей:

 - Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;

 - Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности. Установлено, что в обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: в первом варианте в большей степени звено контроля, во втором — звено контроля и звено программирования. Все это обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой), а в школьном возрасте — учебной. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно. Задержка психического развития церебрально-органического генеза является наиболее стойкой и представляет тяжелую форму задержки психического развития, которая с трудом преодолевается в дошкольный период. Следует констатировать, что как правило дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школах VIII вида.

 Определение «задержка психического развития» используется также для характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия воспитания.

 В образовательном учреждении имеются дети с задержкой психического развития в возрасте с 4 лет до 7 лет. Эти дети очень разнообразны по своим психическим проявлениям, но мало изучены с точки зрения возрастной дифференциации. В связи с этим на основе имеющихся данных и опыта собственных наблюдений, в рамках настоящей Программы представлена характеристика развития детей лишь трех возрастных групп – среднего (4-5 лет) и старшего (5-7 лет) дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Возраст 4-5 лет

Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Многие проявляют крайне низкую или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. При относительно высоком среднем уровне развития ходьбу отличает: неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка; большинство детей передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены. Большинство детей бегают на полусогнутых ногах, шлепая ступнями о пол, раскачиваясь из стороны в сторону и нередко переходя на ходьбу. Дети с ЗПР двигаются более свободно, увереннее, но и они к 5 годам лишь приближаются к уровню двигательного развития нормально развивающихся детей трехлетнего возраста. При перемещении в пространстве все дети не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям. Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения. Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью всеми видами деятельности.

  Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. Дети, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается индивидуально. Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие в совместной деятельности, а иногда и непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой. В свободной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны. Без организующей помощи взрослого они редко могут найти себе занятие. Они редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры или совместных переживаний каких-либо событий. Многие проявляют безразличие ко всему происходящему, не замечают трудности и переживания сверстников, не пытаются самостоятельно предложить свою помощь. Практически все неорганизованные. Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие способны ими овладеть. Младший дошкольник с проблемами в интеллектуальном развитии не проявляет интерес к игрушкам или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними. Для этих детей характерным является многократное, стереотипное повторение одних и тех же действий, обычно не сопровождающееся эмоциональными реакциями. Самостоятельные действия дошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но преимущественно адекватны, дети с легкой умственной отсталостью действуют с игрушками без учета их функционального назначения. Лишь в начале четвертого года жизни у детей начинает появляться интерес к предметам, к игрушкам, что способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями. Однако восприятие имеет ряд особенностей, таких как: неактивность, замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность.          При поступлении в ДОУ дети крайне слабо информированы: не знают названия предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию. Их действия с предметами длительное время остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание и бросание предметов на пол и т.п.). Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи, которое имеет весьма широкий диапазон: от полного ее отсутствия у детей с умственной отсталостью четвертого-пятого года жизни, до небольших грамматических ошибок в речевых высказываниях, имеющих место у детей с ЗПР. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения. Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники, как правило, действуют молча. Они не сопровождают свои действия речью или иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера в связи с выполняемыми действиями. Речевая активность детей с ЗПР может быть несколько выше, но, как правило, в тех случаях, когда нет грубого недоразвития речи (дизартрия, алалия). Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т.д. Мышление детей с интеллектуальными нарушениями формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они не умеют решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. Остаются, как правило, равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи.

 Ожидаемые  результаты

 Образовательная область «Речевое развитие»:

Возможные достижения ребенка:

  Способен к устойчивому эмоциональному контакту с взрослым и сверстниками;

 Проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;

  Понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

 Понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;

  Различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

  Называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами)

  Произносит простые по артикуляции звуки;

  Воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Возможные достижения ребенка:

 Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

 Пытается соблюдать в игре элементарные правила;

 Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

  Ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);

  Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

 Может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;

 Обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

  Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

 Выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания. Образовательная область «Познавательное развитие»:

 Возможные достижения ребенка:

  Составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

  Создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;

  Показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

 Выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

  Выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

  Обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) С непосредственным участием взрослого;

 Воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

 Использует в игре предметы-заместители по подражанию;

 Усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;

 Обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («что будем делать сначала?», «что будем делать потом?»);

 Обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение 16 величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

  Считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

 Знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

 Обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

 Возможные достижения ребенка:

  Раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

 Создает предметный схематический рисунок по образцу;

 Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

  Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

  Эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

 Знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;

 Владеет некоторыми операционально-техническими сторонами;

 В изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;

  Рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины;

 Сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;

 Прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

 С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Образовательная область «Физическое развитие»:

 Возможные достижения ребенка:

 Проходит по гимнастической скамейке;

 Ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

 Обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.);

  Обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве,

 (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

  Реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

  Выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

  Стремится принимать активное участие в подвижных играх;

  Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;

 С незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

План работы учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.

на 2022- 2023 учебный год.

Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Задачи:

· Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

· Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

· Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

· Пропаганда и внедрение здорового образа жизни, ОБЖ;

· Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основные направления работы:

1. Диагностическое:

- выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;

2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;

3. Консультативно-просветительское:

- оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;

- обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.

Вид деятельности

                  Содержание работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Организационная

Диагностическая

Коррекционно-педагогическая

Информационно-аналитическая

Методическая

Консультативная

- Подготовка кабинета

- Оформление документации, мониторинг детей (по разделам программы).

- Составление циклограммы и графика работы.

- Заполнение тетрадей с рекомендациями для родителей и воспитателей.

- Составление  годового отчета, перспективного плана на следующий учебный год.

- Написание конспектов занятий.

   

- Психолого-педагогическое наблюдение

- Диагностическое наблюдение, промежуточные срезы.

- Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями в психофизическом развитии через обследование в ДОУ.

Индивидуальные занятия.

Коррекционная работа с детьми, предполагающая

коррекцию и развитие), психических познавательных процессов, обучение игре, развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, продуктивной деятельности;

Развитие мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям;

Коррекционная работа по предупреждению вторичных нарушений, следующих за первичными, и тесно с ними связанными трудностями в общении, поведении и разных видах деятельности ребенка дошкольного возраста

Работа с детьми.

   Работа над развитием речевого (фонематического)  восприятия.

- Работать над развитием речевого дыхания.

- Развивать мелкую и общую моторику.

- Работать над звукопроизношением.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

Работа над формированием элементарных математических представлений.

- Учить различать и называть основные цвета.

- Закрепить знания геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

- Закрепить понятия величины(большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий и т.д.).

- Учить ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве, на плоскости.

- Закрепить знания о временах года.

- Учить соотносить число с количеством предметов, прямой и обратный счет до 5.

- Знакомить с составом чисел в пределах 5.

- Учить ориентироваться  на страницах тетради, выполнять задания на обводку, штриховку.

   Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

- Работать по лексическим темам.

- Учить составлять рассказы по картинно-графическому плану, по серии картин.

- Учить стихи, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки.

- Учить играть в игры драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Формирование банка данных о детях с ОВЗ.

- Анкетирование родителей.

- Участие в ГМО учителей-дефектологов, педсоветах МДОБУ д/с № 11, семинарах.

- Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах.

-Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями.

- Участие в конкурсах различного уровня.

Работа с родителями

Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей.

Проведение индивидуальных бесед, консультаций

Приглашение родителей на индивидуальные и групповые занятия.

Оформление информационных стендов, тематических выставок книг, папок –передвижек.

Выступление на родительских собраниях:

«Содержание и организация работы учителя дефектолога».

«Результаты работы за первое полугодие».

«Подведение итогов коррекционно-развивающего обучения за учебный год»

Проведение консультаций для родителей:    

«Учимся правильно держать карандаш»            

« Что такое пальчиковая гимнастика? »

«Учим детей делить слова на слоги»

 «Игры для развития моторики»»

«Игры для развития движений и пространственной ориентировки у детей» (доска Бильгоу)

« Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

 « Рекомендации родителям на летний период».

Проведение консультаций для педагогов:

« Учим держать правильно карандаш»

«Общие представления о нормальном и отклоняющемся

развитии детей дошкольного возраста»

« Развиваем крупную и мелкую моторику»

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»,

 «Роль кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ »

« Игры для развития речи дошкольников»

 

   

Сентябрь, май

Сентябрь

В течении года

Май

В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

Октябрь, май

В течении года

В течении года

Сентябрь-

по запросу

В течение

года

В течение

года

Сентябрь

Декабрь

Май

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

               

                                                                         

                                                     

Циклограмма работы учителя-дефектолога  Ялаловой И.Ф

на 2022 - 2023 учебный год.

День недели

Время

Содержание работы

понедельник

8.00 -   8.30

8.30  -  9.00

9.00  -  9.20

9.20 -  10.30

10.30 -12.00

Консультация для родителей

Индивидуальная работа в режимных моментах

Фронтальная ООД Познание (ОМ.)

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

вторник

13.30 - 14.00

14.00 - 14.30

14.30  -15.00

15.00 - 17.00

17.00 - 17.30

Консультации для воспитателей

Самообразование

Работа с документами

Индивидуальная работа в режимных моментах

Консультации для родителей

среда

8.00 -  9.00

9.00 -  9.20

9.20 – 10.30

10.30 -12.00

Индивидуальная работа в режимных моментах

ООД  Коммуникация

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

четверг

8.00 - 9.00

9.00 - 9.20

9.20 – 10.30

10.30 – 12.00

Индивидуальная работа в режимных моментах

 ООД Познание ( ФЭМП)

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

пятница

8.00 - 10.30

10.30 – 12.00

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

График работы учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.

на 2022-2023  учебный год.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Организационные мероприятия

8.00 - 12.00

15.00  -17.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

8.00 - 12.00

Консультации для родителей

17.00 - 17.30

Консультации для воспитателей

13.30 - 14.00

Самообразование

14.00 – 14.30

Работа с документами

14.30 - 15.00

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе №5 (средней) по всем разделам программы

на 2022-2023 уч.год.

Период.

Тема

Ознакомление с окр миром и разв.речи.

Познание (ФЭМП)

 

Развитие речевого восприятия.

 

Итоговое

 занятие

Сентя

брь1нед.

Адаптация

2,3 нед.

Монито-

ринг.

Семья.

Знать родителей по имени, отчеству, называть бабушек, дедушек, братьев и сестер. Учить  составлять рассказ о своей семье по фотографии

Выставка детских рисунков «Моя семья»

4,5 нед.

Форма, цвет и величина предметов

Учить называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Находить предметы соответствующей формы, цвета и величины.

Уточнять знания детей о геометрических фигурах, учить различать их, сравнивать по цвету и величине.    

Познакомить с многообразием слов, моделированием. Закреплять навык правильного произношения в словах.  Развивать графические навыки.

Викторина «Кто знает –отвечает»

Октябрь

1,2 нед.

Овощи

Закрепить обобщающее понятие «овощи»,узнавать овощи на вкус, учить составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме.

Учить ориентироваться на листе бумаги (верх и низ), в пространстве.

Закрепить понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «толстый – тонкий».

 Учить сравнивать слова по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие). Продолжать знакомить с моделированием ,обозначать слово в виде прямоугольника. Формировать представление о слоге ,как части слова, познакомить с делением слова на слоги.

Знакомить с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Упражнять в различении близких по звучанию слов.

Экскурсия в огород

3,4 нед.

Фрукты

Закрепить обобщающее понятие «фрукты», определять на вкус и ощупь. Учить различать овощи и фрукты, составлять описательный рассказ по картинно –графическому плану. Учить стихи и загадки.

Уточнить и закрепить знания детей о числе один, учить соотносить число и количество. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное  с существительным.

   

Знакомить с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. Развивать слуховое восприятие , подбирая слова, которые звучат похоже. Учить делить слова на слоги.

Знакомить с многообразием слов, протяженностью (длинные, короткие). Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова. Побуждать детей подбирать слово к схеме.

Выставка фруктов и овощей «Золотая осень»

Ноябрь

1,2 нед.

Времена года

Закрепить названия времен года, их признаки. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме.

   

Уточнить и закрепить знания детей о числе два, учить соотносить число и количество. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное  с существительным.

Знакомить с многообразием слов, звучанием их похоже и по-разному, различной протяженностью. Развивать поэтический слух, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Продолжать формировать представления о слоге, как части слова, через деление слова на слоги и подбор схемы к слову. Продолжать знакомить с протяженностью слов.

Экскурсия по территории дет.сада

3,4 нед.

Дикие животные

Закрепить знания о внешнем виде диких животных, о повадках, пище, жилище, их детенышах. Учить загадки, читать стихи, рассказы.

     Уточнить и закрепить знания детей о числе три, учить соотносить число и количество предметов. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное  с существительным .

   Закрепить понятия «длинный – короткий», «высокий  - низкий».

Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными «С –СЬ». Побуждать различать и  произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях (песенки большого и маленького насоса).

 

Познакомить с твердыми и мягкими согласными «З-ЗЬ» (песенка большого и маленького комара). Продолжать знакомить с протяженностью слов. Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «З- ЗЬ» в словах.

Викторина «Узнай по описанию»

Декабрь

1,2 недели

Домашние животные

Закрепить знания о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям, о заботе человека. Составлять описательный рассказ о животных.

Уточнить и закрепить знания детей о числе 4. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное  с существительным. Учить сравнивать числа 3 -4.

.

  Продолжать развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ2, «З-ЗЬ» в словах. Продолжать развивать умение

Интонационно выделять эти звуки во фразовой речи.

Развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.  

Макет «Скотный двор»

3,4 недели

Новый год

Заучивание стихотворений о празднике и зиме.

  Уточнить и закрепить знания детей о числе 5, учить соотносить число и количество предметов. Учить сравнивать числа 4-5.  Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным.

   Развивать фонематический слух и речевой аппарат у детей, побуждая интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» (песенку ветра) в словах, четко и ясно произносить звуки.

Продолжать развивать слух и речевой аппарат  детей, побуждая произносить  твердый согласный звук «Ж» (песенку жука) изолированно, в словах и фразовой речи.

Декабрь

5 нед.

Закрепление пройден

ного материала

Закрепить знания по пройденным лексическим темам.

Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным.

Развивать фонематический слух, различать согласные звуки «Ж-Ш» в словах.

Игра «Четвертый лишний»

Январь

2,3 недели

Промежуточный мониторинг.

Домашние птицы.

Закрепить знания о дом.птицах, их внешних признаках, повадках, пище, пользе, приносимой людям. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме.

   Закрепить навыки порядкового счета в пределах 5, показать, что для определения порядкового места предмета имеет значение направление счета, учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения .

   Развивать фонематический слух, различать согласные звуки «Ж-Ш» в словах. Продолжать знакомить с термином «звук».Продолжать развивать умение делить слова на слоги.

Продолжать развивать слух и речевой аппарат  детей, побуждая произносить  согласный звук «Щ» изолированно, в словах и фразовой речи.

     Побуждать определять первый звук в слове.

Викторина «Кто как кричит?»

Январь 4нед.

Февраль1 нед.

Одежда.

Обувь.

Обобщить и систематизировать знания детей об одежде.

 Знать и называть одежду, учить составлять описательный рассказ, учить содержать одежду в порядке

Знать и называть обувь, детали обуви, из какого материала изготовлена обувь, ее назначение

   Уточнить и закрепить понятия «слева –справа -посередине» в действиях с конкретными предметами и на плоскости, учить соотносить число и количество предметов в пределах 5.

Продолжать развивать слух и речевой аппарат  детей, побуждая произносить  согласный звук «Ч» в словах.  Продолжать знакомить с термином « звук» и называть первый звук в слове.  

    Продолжать учить делить слова на слоги, пользоваться схемой слова.

Игра «Одень куклу»

Февраль

2,3 недели

Наш детский сад.

Профессии работников детского сада.

Знать, называть комнаты в группе, в детском саду, их назначение. Уточнить и расширять знания детей о профессиях работников детского сада.

Учить ориентироваться на листе бумаги- верхний правый угол, нижний угол и т.д. Учить устанавливать последовательность событий (части суток).

Развивать фонематический слух, различать согласные звуки «Ч-Щ». Продолжать знакомить с термином «звук». Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова.

   Познакомить с твердыми  и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» (песенки большого и маленького мотора). Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждать  интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах, называя первый звук в слове.

Сюжетно-ролевая игра

« Магазин обуви»

4,5 нед.

День Защитника Отечества

Знать и называть 2-3 рода войск и кто в них служит, названия военной техники. Воспитывать уважение к солдатам, их службе в армии.

   Закрепить счет в пределах пяти, учить соотносить число с количеством предметов. Учить находить сходство и различие между геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник).

   Учить различать  твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ». Побуждать называть первый звук в словах.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ», продолжать учить выделять звуки в словах. Продолжать знакомить с протяженностью слов (длинные ,короткие).

Развлечение «День защитника Отечества»

Март

1,2 нед.

Международный женский день 8 марта

Учить составлять рассказ о весне, о маме по опорным картинкам. Учить стихи, песни.

   Уточнить представление о сутках и составных частях суток, их последовательности. Закрепить порядковый счет.

Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.

  Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «К-КЬ». Развивать умение называть первый звук в словах.

Развлечение для мам и бабушек

3,4 нед.

Транспорт

Знать названия транспорта, учить называть транспорт, его  назначение.

   

 

Закрепить пространственные представления впереди,  сзади, на, под, над, порядковый счет.

Побуждать называть изолированно твердый согласный звук «Г». Побуждать называть первый звук в словах.

    Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К». Побуждать соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит. Продолжать развивать умение называть первый звук в словах.

Сюжетно-ролевая игра «Дорога в зоопарк»

Март

5 нед.

Апрель

1нед.

Посуда

Закрепить названия посуды, учить называть кухонную, столовую, чайную посуду, называть части, внешние признаки, назначение. Составлять рассказ по картинно-графической схеме.

   

 Закрепить названия частей суток, понятия «большой, поменьше, самый маленький», геометрические фигуры.

Развивать фонематический слух –различать твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ». Различать первый звук в словах.

Познакомить с твердыми  и мягкими согласными звуками «Т-ТЬ». Развивать умение называть первый звук в словах. Развивать способности к моделированию, побуждая детей работать со схемой слова, разделяя прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.

Сюжетно-ролевая игра «День рожденье Маши».

2,3 нед.

Геометрические фигуры

Закрепить названия геометрических фигур. Учить находить предметы данной формы, цвета, размера.

   

Закрепить пространственные представления детей: дальше- ближе, правый – левый.

Познакомить с днями недели.

Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Закреплять умение правильно произносить первый звук в словах. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова.

Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». Развивать слуховое внимание. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение

Называть слова с заданным звуком.

Игра «Найди свой домик»

Апрель

5 нед.,

Май

1 нед.

День Победы

Познакомить  с иллюстрациями, фото, картинами, песнями военной тематики. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за наш народ, страну.

     

.Закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник. Повторить названия и характерные признаки времен года.

   Звуки «Р-РЬ», «Ш». Закреплять умение выделять заданный звук голосом, называть первый звук в слове. Продолжать развивать способности к моделированию, побуждая детей использовать модель слова при делении слова на слоги.

Закрепить умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». Продолжать знакомить с протяженностью слов. Развивать умение называть первый звук в словах. Продолжать развивать соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит.

«Подарок ветерану»

2,3

Итоговый мониторинг.

4,5 нед.

Насекомые. Лето

Закрепить внешние признаки насекомых, сходство и различие, вред и польза.

Уметь обобщать и классифицировать предметы по группам ( по пройденным темам)

Закрепить счет в пределах пяти,

названия времен года. Учить устанавливать закономерности: круг, квадрат, треугольник.

Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Закреплять умение правильно произносить первый звук в словах. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова.

Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». Развивать слуховое внимание. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение

Называть слова с заданным звуком.

Игра «Что знаю-отвечаю»

Индивидуальный маршрут сопровождения учителя –дефектолога

ребенка средней группы № 5

Ф.И ребенка               . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Срок реализации        2022-2023 учебный год

Направления работы

Задачи

Формы, методы

       Мониторинг

09.22г.              01.23г.

Рез-т мон-га  05.23г.

Познание

     Развитие восприятия                  (сенсорных эталонов)

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый коричневый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Развивать восприятие величины (большой-маленький,  широкий-узкий, длинный-короткий,

толстый-тонкий).

Дид.игры:

 «Найди такой же»

«Спрячь в домик»

«Найди такой формы»

 

«Проведи дорожку»

«Найди пару (противоположность)»

«Матрешка»

Развитие мелкой моторики и общей моторики:

- пальчиковый бассейн;

- шнуровка, застегивание пуговиц, игры с мозаикой, бусами, семенами;

- разрезные картинки (пазлы)

- обводка фигур, раскраска, вырезание;

- пальчиковая гимнастика. 

  «Повторяй за мной»

Из 3 частей

Из 4 частей

 «Обведи и закрась»

«Обведи по точкам»

«Три богатыря, коза, заяц», «Вот и вся моя семья»

        Коммуникация

Развитие фонематического слуха

- закрепить понятия «звук», «слово»

- речевое дыхание

 «Повтори, как я»

 «Произнеси, выделяя голосом…»

«Сдуй бабочку (снежинку, листик…)

 

Развитие лексики и грамматического строя речи

- расширять объем пассивного и активного словаря

- упражнять в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- упражнять в понимании, употреблении предлогов: в, на, под,

 «Опиши предмет»

«Чудесный мешочек»

 «Я знаю пять…»

«Один- много»

 «Назови ласково»

«Прятки»

Развитие связной речи

- составление маленьких описательных рассказов о животных, птицах, овощах, фруктах, игрушках и т.д.

 - упражнять в  пересказе небольших текстов.

« Расскажи кукле сказку»- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами

Развитие психических процессов

- дид. игры  на развитие слуховой и зрительной памяти, пространственного и временного восприятия, мышления и речи;

 

«Запомни и повтори»

«Запомни и выложи»

«Четвертый лишний»

                                                  Познание

Формирование элементарных математических представлений

 - знакомство с цифрами от 1 до  5

-  прямой и обратный счет в пределах пяти.

  - формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела.

  - закреплять знания времен года

«Сосчитай и обозначь»

«Чудесный мешочек»

 «По порядку сосчитай»

«Покажи…»

«Когда это бывает?»

Мониторинг развития интегративных качеств ребенка средней

(диагностической) группы № 5

учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.

1. Фамилия, имя ребенка -------------------------------------------------------------------------------------------

 2. Возраст -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 3. Домашний адрес -------------------------------------------------------------------------------------------------

                                      Беседы с ребенком

 1. Как тебя зовут? ---------------------------------------------------------------------------------------------------

 2. Знаешь ли свой адрес? ------------------------------------------------------------------------------------------

 3. Есть ли у тебя брат, сестра? -----------------------------------------------------------------------------------

 4. Какие у тебя игрушки? -----------------------------------------------------------------------------------------

   

             

     1. Исследование зрительного гнозиса   (цветовой и предметный гнозис)                                                                                            

№    

                         Задание

Оценка в баллах

1

«Покажи все красные, синие, желтые, зеленые  фигуры»

     / подбор по образцу и называние предметов/

2

  Покажи все квадраты, треугольники, круги (5л.)

     прямоугольники, овалы (6л.)

     /подбор по образцу геометрических фигур/

3

  «Что здесь нарисовано?»

   /узнавание контурных изображений/

4

     «Назови, что здесь нарисовано?»

     /узнавание перечеркнутых изображений/

           

2.Исследование временного представления      

1

  Называние части суток.

  Какое сейчас время суток? Почему?

2

  Перечислить времена года.

  Охарактеризовать текущее время года.

               

3.Исследование пространственного восприятия

№    

                                    Задание

Оценка в баллах

1

 Ориентация в сторонах собственного тела.

2

  Ориентация на плоскости  

                       

4.  Конструктивный праксис

№    

                                 Задание

Оценка в баллах

1

 Сложить разрезные картинки:

                        из двух фрагментов;

                        из трех фрагментов;

                        из четырех фрагментов.

____

____

____

____

___

___

___

___

2

 Нарисовать без образца:

                        домик

                        елочку

                        человека.

____

____

____

____

____

____

____

____

____

___

___

___

   5.  Исследование мышления    

№    

                                   Задание

Оценка в баллах

1

   Классификация предметов.

      «Разложи эти картинки- что к чему подходит».

     6.  Математические представления.

№  

                                    Задание

Оценка в баллах

1.

 Один  -много (покажи, дай)

2.

  Прямой счет до 5.

    Сравнение количеств (на конкретном материале)

    Пересчитать предметы. Сколько их?  

  7.   Исследование памяти

№  

                                   Задание

Оценка в баллах

1.

Заучить 10 слов при 4 кратном предъявлении

____

____

________________________________

____

____

________________________________

___

___

________________________

________________________________________

   1

    2

   3

   4

Через 30 сек

Дом

Кот

Лес

Зерно

Игла

Мост

Хлеб

Окно

Брат

Мед

2.

Зрительная память:

  Выкладывание 5 предметных картинок в заданной                

  последовательности без называния при запоминании              

  и воспроизведении.

         

 8.  Исследование речи.

1.

  Составление фраз по картинке «Что здесь нарисовано?»

   (Исследование возможности комбинирования слов во фразы и качества грамматического структурирования)

       1. Девочка моет куклу.

       2. Мальчик играет в мяч.

       3. Мальчик сидит за деревом.

       4. Кошка спит на ковре

2.

  Покажи названную картину.          

       1. Саша рисует самолет.

       2. Саша нарисовал самолет.

График результатов обследования.

                           БАЛЛЫ

                        0           1             2              3             4              5             6              7              8                          

      ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:1.Зрительный гнозис. 2. Временное восприятие. 3. Пространственное         восприятие.4. Конструктивный праксис. 5.Мышление. 6. Математические представления. 7 Память .

   8. Исследование речи

  С результатами диагностики ознакомлены:

 Сентябрь 2022г.                                                                        

  Май 2023г.                                                    


Представление оборудования кабинета и документации учителя-дефектолога

Ялаловой И.Ф. МАДОУ  детского сада№11.

Площадь кабинета занимает 16кв.м. В кабинете предусмотрено 12 мест для занятий с детьми. В кабинете проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми 4-7 лет, посещающими коррекционную группу № 5 детского сада. По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько основных зон:

Зона для фронтальных и подгрупповых  занятий, в которой находится:

- магнитная доска с магнитами и мелом,

- рабочие столы и стулья (в соответствие с ростом ребенка),

- методическая литература по лексическим темам,

- наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам,

- стенд «Карусель» по обучению грамоте (звуки и буквы),

- стенд «Божьи коровки» (цифры, числовые карточки),

- мобильный макет «Состав числа, геометрические фигуры»,

- балансировочная доска Бильгоу,

- стенды «Рыбки» и «Транспорт» (счет, геометрические фигуры,  ориентировка на плоскости),

- коврограф «Ларчик» (В.Воскобовича).

        Зона математического развития:

- счетные наборы (на каждого ребенка),

- двухполосные карточки,

- цифры в тарелочках,

- трафареты цифр (обводка, штриховка).

        Зона развития речи:

- звуковые пеналы для построения звуковых схем слов (на каждого ребенка),

- схемы слов из трех, четырех букв,

- трафареты букв (обводка, штриховка),

- буквари Жуковой,

- картотека загадок,

- подбор предметных, сюжетных и серия сюжетных картин, мнемотаблиц, схем описательных рассказов для составления рассказов разной сложности,

- словесные игры, наборы картинного материала: антонимы, синонимы, омонимы,

- картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: в начале, в середине, в конце слова).

Зона развития мелкой моторики:

- шнуровки,

- массажные мячики разного размера и жесткости,

- мозайка,

- пазлы (коробочки с разным размером и количеством),

- пирамидки, матрешка, мелкие игрушки,

- пальчиковый бассейн,

- пескограф,

- межполушарные доски различной сложности,

- тренажеры «Пиши-стирай» (с фломастерами),

- простые и цветные карандаши в органайзерах,

- трафареты в соответствии с лексическими темами.

Зона ТСО:

- компьютер,

- магнитофон,

- карта памяти.

Информационная зона (уголок) для родителей в приемной комнате коррекционной группы:

- график работы учителя-дефектолога,

- сетка занятий,

- консультации для родителей,

- памятки,

- рекомендации по закреплению пройденного материала,

- документация учителя-дефектолога,

- выписка из протокола ЗППК на каждого ребенка,

- индивидуальный маршрут на каждого ребенка,

- годовой план,

- перспективный план,

-  календарный план,

- индивидуальные тетради детей по математике, обучению грамоте,

- тетрадь рекомендаций учителя-дефектолога родителям,

- тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога с воспитателями,

- план профессионального самообразования,

- журнал учета консультаций с родителями и педагогами.

Используемая литература:

1. От рождения до школы Под ред. Веракса

2.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.

 Часть 1-2. Под ред. С.Г.Шевченко.  М., Школьная пресса, 2004г.

3. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий.

4. Гасанова Р.Х. «Земля отцов» программа руководства. Уфа, 2004

5  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

6. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. «Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР».

7. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет.

8. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Развитие речевого восприятия.

Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет.

9. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Фонематика. Конспекты

занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.

10.Е.В. Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО. Изд. Просвещение/Бином, 2022г.

11. Е.В. Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.ФГОС ДО, изд. Сфера, 2021г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС...

рабочая программа по социализации для детей средней группы

 Социализация – это развернутый во времени процесс освоения растущей личностью социального опыта, переработка его в индивидуально – личностном плане. Социализация может быть как успешная, ...

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы"....

Рабочая программа (учебный план) для детей средней группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год

Аннотация к Рабочей программе  учителя-дефектолога (тифлопедагога)  для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа учителя-дефектолога/тифлопедагога для детей с нарушениями зрения 5-7 лет

Рабочая программа учителя-дефектолога разработана в соответствии адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями зрения МКДОУ «Детский сад № 40...