Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Цели, которые определяют основные направления  в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • Способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонацией и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • Развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи.

Учитель-логопед

высшей

квалификационной

категории

Чернова Е.В.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Цели, которые определяют основные направления  в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • Способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонацией и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • Развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Все разделы одинаково важны  в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении является  очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.  С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Цель этих упражнений – нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться  дыхательным  аппаратом. Кроме того, движения под музыку является одним из эффективных  методов развития моторики детей.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела – наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы – повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук – поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.

Все движения, отобранные  для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогом несколько раз(2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет  свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуется в речи  и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Работа над звуками речи.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или иного звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительность или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

Рекомендации по проведению занятий.

  • Поводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.
  • Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы лучше видеть педагога и не мешать друг другу.
  • Движения и речевой материал заранее не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию.
  • На каждом занятии педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные и т.д.
  • Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная с самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным.
  • Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительных навыков

        В дошкольный период особое место занимает использование фонетической  ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он ос...

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР

Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи....

Сказка как средство формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Анализ научных исследований подтверждает, что речь у ребенка не возникает сама по себе, она проходит период формирования. В основе её формирования находится человеческий опыт общения, речь ближайшего ...