Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа)

Ирина Викторовна Перькова

Фонетическая ритмика способствует развитию сложных точных движений артикуляционного аппарата, согласованности движений разных частей тела, слухомоторной и зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foneticheskaya_ritmika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

В настоящее время наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей, что выражается в общей соматической ослабленности, наличии органической симптоматики и сочетаемости разных дефектов развития. Безусловно, всё это оказывает влияние на развитие высших психических функций ребёнка, в том числе речи. Общее недоразвитие речи составляет значительный процент от всех речевых нарушений, и, что немаловажно, этот процент растёт с каждым годом.  

Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерно нарушение формирования как фонетической, так и смысловой стороны речи. Для успешного формирования смысловой стороны необходим достаточный уровень развития словаря, грамматического строя, связной речи. В свою очередь, качественное речевое общение нельзя представить без его фонетического оформления, для формирования которого необходимо правильное дыхание, сформированное звукопроизношение и просодика.

Понятие «произносительная сторона» охватывает такие важные аспекты речевой деятельности, как фонетическое оформление речи (звукопроизношение) и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которым оно определяется. К ним относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, точное воспроизведение звуков и их сочетаний. У детей с ОНР выделяются следующие особенности произносительной стороны речи: нарушения физиологического и фонационного дыхания, нарушения голосовых функций, недостатки звукопроизношения и темпо-ритмической организации речи.

Существует множество различных способов коррекции того или иного компонента произносительной стороны речи, которые педагоги ежедневно применяют в своей практике. Это различные наглядные пособия, игры и упражнения, позволяющие сформировать правильное речевое дыхание, звукопроизношение, темпо-ритмическую и интонационную сторону речи. Одним из способов, решающих сразу несколько коррекционных задач в рамках одного занятия, является фонетическая ритмика. Это уникальная методика, позволяющая преодолеть не только различные нарушения фонетической стороны речи, но и скорректировать моторные функции ребёнка, помочь ему достичь раскованности и непринуждённости движений тела и органов артикуляции.

В психолого-педагогической литературе описано в основном применение фонетической ритмики в работе со слабослышащими детьми. Однако в настоящее время отмечается эффективность этой методики и в коррекции произносительной стороны речи детей, имеющих одно из самых распространённых на сегодняшний день речевых нарушений - общее недоразвитие речи.

Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, сочетающих в себе одновременные движения тела и произнесение определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Она направлена на формирование фонетически правильной речи и строится на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций и ритмической способности.

Фонетическая ритмика сочетает в себе два основных подхода, используемых для коррекции речи детей с нарушениями развития -когнитивный и телесно-ориентированный. Движения, выполняемые в процессе фонетической ритмики, стимулируют развитие высших психических и речевых функций.

Фонетическая ритмика рассматривается авторами (Н. Ю. Костылева, Г. Г. Голубева, Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Н. В. Вощилова и др.) как эффективное средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, способствующее не только активизации звукопроизношения, но и повышающее мотивацию к логопедическим занятиям, развивающее пространственные представления, координацию и мелкую моторику.

Использование фонетической ритмики способствует развитию сложных точных движений, согласованности движений разных частей тела, слухомоторной и зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве. Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и сенсорных функций легче усвоить и научиться произносить звуки по движениям.

Фонетическую ритмику следует проводить регулярно в качестве звуковой зарядки. Предлагаемый речевой материал может быть использован на индивидуальных и групповых занятиях с детьми, начиная с раннего возраста.

Фонетическая ритмика проводится стоя по 5-10 минуты. Во время занятий фонетической ритмикой дети должны хорошо видеть педагога и не мешать друг другу. Фонетическая ритмика должна приносить радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются с детьми, а синхронно повторяются несколько раз (3- 5 раз). Повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным. Работа по фонетической ритмике начинается с вызывания и отработки с последующим воспроизведением звуков гласного ряда (вызывание и отработка гласных звуков). Воспроизведение гласного ряда идет на одном речевом дыхании (диафрагмальном).

Затем ведется работа над вызыванием согласных звуков. При автоматизации звуков в слогах соответствующие упражнения повторяются в сочетании с другими звуками. Например, прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных и гласным звуком (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными) используется для тренировки удлиненного выдоха (па, папапа, папопупы, па____по____пу____); при этом используются движения для гласных звуков.

Звуковой и слоговой материал, как правило, одинаков для всех детей, а слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются с учетом уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков дошкольников, быть доступным, актуальным, понятным.

При автоматизации звуков в словах первоначально воспроизведение слова сопровождается движениями, соответствующими каждому слогу или звуку. Например, слово «лампа»: повернуть кисти поднятых рук – ла, выдвинуть напряженные руки тыльной стороной ладони от себя – м, резко открыть сжатые в кулаки пальцы от щек –па. Чтобы научить ребенка произносить слово в естественном, нормальном темпе и сохранять при этом его звуко-слоговой состав, необходимо постепенно сокращать число движений, сопровождающих его произнесение.

Затем выполняются движения, например, только для согласных звуков, или только для гласных звуков (обязательно обговаривая: «как произносим»). При этом удается таким образом восстановить структуру слова, движения помогают удержать нужную артикуляцию.

В дальнейшем полученные навыки сохраняются, и дети лучше произносят звуки в своей повседневной речи, таким образом, формируется фонетически правильная речь без движений.

Описание движений на гласные звуки.

[А]– И.п.: руки вытянуты вперед, ладони вверх, пальцы округлены, подбородок слегка вверх, спина прямая. При произнесении руки разводим в стороны. Интонация «радость».

[О]– И.п.: руки впереди внизу, пальцы округлены, подбородок слегка вверх, спина прямая. При произнесении руки поднимаем через стороны вверх. Интонация «удивление».

[У] – И.п.: руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди сильно сжаты в кулаки, большие пальцы вверх, подбородок слегка вверх, спина прямая. При произнесении руки вытягиваем вперед, большие пальцы продолжают

смотреть вверх. Интонация «угроза».

[Э] – И.п.: руки вытянуты вперед, ладони вверх, пальцы округлены, подбородок слегка вверх, спина прямая. При произнесении руки разводим в стороны, кисти рук опускаем на плечи, локти вниз. Интонация «негодование, укор».

[И] - И.п.: руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди сильно сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх, подбородок слегка вверх, спина прямая. При произнесении руки поднимаем вверх, указательные пальцы продолжают смотреть вверх, одновременно приподнимаемся на носки,

подбородок слегка вверх. Интонация «радость, удивление».

[Ы] - И.п.: руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне

груди сильно сжаты в кулаки и повернуты к себе. При произнесении делаем полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, локти остаются прижаты к бокам, подбородок слегка опущен, мышцы брюшного пресса напряжены. Интонационно «сердито».

Описание движений на согласные звуки.

[К] – И.п.: руки согнуты в локтях, локти подняты на уровень плеч, кисти рук в кулаки на уровне шеи. Перед произнесением звука слегка сгруппироваться (кулаки прижать к груди, локти вынести вперед, голову опустить). При произнесении  звука резко отводим локтиназад.

[Г] – И.п.: руки опущены вниз, голова опущена, прижата к груди. При произнесении  поднимаем голову вверх вытягивая гортань.

[Х] - И.п.: руки согнуты в локтях, локти в стороны, кисти рук в кулаки на уровне шеи. При произнесении  «рисуем» полукруг согнутыми в локтях руками к животу, немного наклоняем корпус вперед.

[Т] – И.п.: руки согнуты в локтях, локти вниз, кисти рук сжаты в кулаки на уровне груди. При произнесении  резко разжимая кисть руки, опускаем вниз то правую, то левую руку.

[Д [- И.п.: руки согнуты в локтях, локти вниз, кисти рук расправлены на уровне плеч, пальцы прямые. При произнесении звука  на выдохе немного выпрямляем руки вниз и наклоняем корпус вперед, «соглашаемся».

[П ]- И.п.: руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки на уровне щек. При произнесении  резко разжимая кисть руки, отводим в стороны то правую, то левую руку, «кидаем» в стороны.

[Б] – И.п.: руки согнуты в локтях, немного скрещены, локти вниз, кисти рук расправлены на уровне плеч, пальцы прямые. При произнесении звука  на выдохе выпрямляем руки вниз и наклоняем корпус вперед, «расслабляемся».

[М ]- И.п.: руки чуть в стороны, пальцы округлены, подбородок слегка вверх. При произнесении поворачиваем руки тыльной стороной, кладем пальцы на щеки попеременно, затем - руки в стороны.

[Н] - И.п.: руки чуть в стороны, подбородок слегка вверх. При произнесении средними пальцами рук касаемся крыльев носа попеременно, затем-руки в стороны.

[Ф] – И.п.: руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук на уровне ушей повернуты от себя, пальца сжаты, спина прямая. При произнесении попеременно резко разжимаем кисти рук, «кидаем снежки».

[В] - И.п.: руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук на уровне ушей повернуты от себя, пальца прямые, спина прямая. При произнесении напряженно, дрожаще попеременно выпрямляем руки вперед.

[С] – И.п.: руки согнуты в локтях, локти слегка в стороны, кисти рук расправлены на уровне плеч, пальцы прямые. При произнесении звука на выдохе выпрямляем руки вниз и чуть в стороны, пальцы прямые, «насос накачивает шарик».

[З ]- И.п.: руки согнуты в локтях, локти слегка в стороны, кисти рук сжаты в кулаки на уровне плеч, указательные пальцы прямые.  При произнесении звука напряженно, дрожаще  «ловим полет комара».

[Ц] – «цапля клюет лягушку» - цац, чуть наклоняя корпус вперед.

[Ш] – И.п.: руки вверх, слегка согнуты в локтях, сдвинуты влево, кисти рук ладошками от себя, пальцы разомкнуты. При произнесении звука покачивающиеся движения руками вправо-влево, «дует ветер».

[Щ] - выполняем движения руками: «щетки-дворники на автомобиле».

[Ж] - И.п.: руки согнуты в локтях, локти вниз, кисти рук расправлены на уровне плеч, пальцы прямые. Дрожащие волнообразные движения руками вперед, «ползет змея».

[Ч] -И.п.:  кисти разжаты на уровне пояса, пальцы округлены.При произнесении  поворачиваем кисти рук, сжимая пальцы в кулак и поднимая большой палец вверх, «открываем ключом замок».

[Л] – И.п.: руки подняты вверх, пальцы слегка округлены и держат воображаемую лампочку. Произнося, поворачиваем кисти рук и «вкручиваем лампочку».

[Р] –И.п.: руки вытянуты вперед и напряжены, локти прямые, ладони расправлены и опущены вниз, прижаты друг к другу. Ноги прямые, напряженные. При произнесении звука динамично выполняем вибрирующие движения пальцами рук, быстро переступаем с ноги на ногу.

Й(йот) и йотированные гласные звуки.

[Й] - И.п.: руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди сжаты в кулаки от себя, безымянный и мизинец смотрят вверх. При произнесении звука резко поворачиваем кисти рук к себе.

[Е] - И.п.: руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди сжаты в «округлую щепоть» повернуты от себя. При произнесении звука выпрямляем обе руки веред.

[Ё ]- И.п.: руки вытянуты вперед на уровне груди, кисти рук сжаты в «округлую щепоть» повернуты от себя. При произнесении звука резко поворачиваем кисти рук вверх.

[Ю] - И.п.: руки немного согнуты в локтях, кисти рук на уровне пояса сжаты

в кулаки от себя, мизинец выпрямлен. При произнесении звука выпрямляем руки вниз и чуть в стороны.

[Я] -И.п.: руки опущены вниз, подбородок слегка вверх, спина прямая. При произнесении кладем руку себе на грудь, указываем жестом на себя.

Таким образом, использование фонетической ритмики в логопедической практике играет существенную роль в формировании произносительной стороны речи у детей с ОНР, устраняет дефекты произношения, корректирует ритмико-интонационную сторону речи, развивает естественность движений. Фонетическая ритмика помогает сформировать правильное дыхание и плавность выдоха, улучшает качества голоса.

Важно подобрать наиболее целесообразные упражнения в каждом конкретном случае и последовательно идти к поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Доклад «Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...

Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Статья на тему применение цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования речи.     В условиях современного развития общества и производства невозможно себе предс...

Использование малых фольклорных произведений для преодоления нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются общие аспекты нарушения произносительной стороны речи, представлены компоненты малых фольклорных произведений для преодоления нарушений произносительной стороны речи у ...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи.

Цели, которые определяют основные направления  в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики...