ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (старшая группа)

Костенкова Валерия Александровна

   Статья на тему применение цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования речи.     В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Сегодня  информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере специального обучения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Автор: Костенкова В.А.,

учитель-логопед МБДОУ д/с №2 г. Ставрополь.

        В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Сегодня  информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере специального обучения.  Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения цифровые образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и - умение самостоятельно приобретать новые знания. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

        В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи педагога, текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно - исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий  в реальном режиме времени. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

         Логопедическая работа по формированию произносительных навыков у дошкольников очень трудоемка и построена на многократном повторении речевого материала и тренировочных упражнений, как на этапе подготовки к постановке звука, так и на этапе формирования произносительных умений и навыков. Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые физиологические и психологические особенности: у них рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребенка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением.

       Огромную помощь логопеду в решении данного вопроса может оказать использование цифровых образовательных ресурсов, а именно, компьютерных игровых программ, тренажеров, мультимедийных презентаций, направленных на формирование речевых навыков. В современном мире дети уже с младшего дошкольного возраста умеют обращаться с различными электронными устройствами, в том числе с лёгкостью осваивают и с удовольствием играют в компьютерные игры. Поэтому появление компьютера на занятии всегда вызывает у детей большой интерес. Этот интерес обеспечивает в конечном итоге появление познавательной мотивации, которая лежит в основе успешного овладения ребенком речевыми навыками. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи позволяет успешно сочетать в себе коррекционные и общеразвивающие задачи логопедического воздействия.

         Так, использование компьютерных средств оказывает положительное влияние на формирование эмоционально-волевых качеств - самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, и обеспечивает условия для развития произвольной моторики пальцев рук, совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Еще одним достоинством применения компьютерных технологий является возможность познакомить ребенка с предметами и явлениями, с которыми он в силу различных обстоятельств не может познакомиться в обычной жизни.   В рамках СанПиН ограничена продолжительность деятельности в форме развивающих 10 игр с использованием компьютера (для детей 5 лет не более 10 минут, 6-7 лет - 15 минут). Цифровые образовательные ресурсы применяются на всех этапах формирования правильного произношения. На подготовительном этапе ЦОР позволяют разнообразить деятельность по развитию слухового внимания и фонематического восприятия, оптимизировать проведение артикуляционной гимнастики. Наряду с общеизвестными компьютерными программами, как например «Развитие речи. Учимся говорить правильно», на занятиях активно используются авторские презентации, созданные в программе Microsoft PowerPoint, с учетом потребностей организованного логопедического процесса.

Использованию цифровых образовательных ресурсов в специальном образовании в России открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, требуют эффективных форм и методов, специализированных компьютерных программ, но и создание мультимедийный презентаций для использования их на коррекционных занятиях с детьми. Практика показывает, что информационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения, т.е. решения педагогических задач, что позволяет значительно повысить информативность, эффективность занятий, увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Доклад «Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...

Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

Проект Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ (практико-ориентированный проект)

Цель проекта: внедрить использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопедическом пункте. Этапы проекта: 1. Изучение нормативных документов, регламентирующ...

Использование малых фольклорных произведений для преодоления нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются общие аспекты нарушения произносительной стороны речи, представлены компоненты малых фольклорных произведений для преодоления нарушений произносительной стороны речи у ...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....