Использование малых фольклорных произведений для преодоления нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Лынникова Светлана Петровна

В данной статье рассматриваются общие аспекты нарушения произносительной стороны речи, представлены компоненты малых фольклорных произведений для преодоления нарушений произносительной стороны речи у дошкольников.

Ключевые слова: произносительная сторона речи, артикуляционный аппарат, звукопроизношение, просодическая сторона речи, малые фольклорные произведения, логопедическое обследование и коррекция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных произведений для преодоления нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

Аннотация

В данной статье рассматриваются общие аспекты нарушения произносительной стороны речи, представлены компоненты малых фольклорных произведений для преодоления нарушений произносительной стороны речи у дошкольников.

Ключевые слова: произносительная сторона речи, артикуляционный аппарат, звукопроизношение, просодическая сторона речи, малые фольклорные произведения, логопедическое обследование и коррекция.

Keywords: the pronouncing side of speech, articulation apparatus, sound pronunciation, prosodic side of speech, small folklore works, speech therapy examination and correction.

Известно, что речевые расстройства могут наложить отпечаток на всю дальнейшую деятельность ребенка, его поведение в социуме, могут сформировать устойчивые негативные черты характера. У детей может развиться комплекс неполноценности, появиться скрытность, нерешительность, из-за расстройства речи может развиться негативизм, чувство ненужности и неполноценности.

Под произносительной стороной речи в современной науке понимают – правильное произношение и просодию – это темп, ритм, мелодика, интонация, тембр, ударение, речевое дыхание, пауза и дикция. Недостатки звукопроизношения у дошкольников могут стать причиной недоразвития фонематического восприятия и возникновению значительных трудностей при обучении ребенка грамоте. Состояние просодической стороны речи имеет значительное влияние на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи ребенка.

Своевременное устранение дефектов произношения поможет ребенку в дальнейшем как можно быстрее овладеть навыками письма и чтения. Таким образом, в целях дальнейшей успешной социализации дошкольников требуется коррекционный подход.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и др. [7, 9, 13]. В логопедической работе используют разные средства коррекции нарушения звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т.д.

Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка в состоянии принять соответствующие положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого неба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твердым небом.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.

Не менее эффективными средствами воздействия являются малые фольклорные произведения.

В исследования О.И. Капица, детский фольклор определяется как «произведения самих детей, а также произведения взрослых, перешедшие в детский репертуар» [5].

Согласно выводу М.Н. Мельникова «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров» [8].

Детскому фольклору присущи специфические черты: простота конструкции; несложный, но динамично развивающийся сюжет; запоминающиеся образы; несложные синтаксические конструкции; четкий внутренний ритм; звукоподражания.

Классификация М.Н. Мельникова, на мой взгляд, удачна. Она учитывает и принцип возрастной градации детей, и пути происхождения фольклора, и функциональную роль произведения. Исходя из этого, ученый выделяет поэзию пестования (материнский фольклор), игровой фольклор и потешный фольклор.

К поэзии пестования автор относил колыбельные песни, потешки, пестушки. Цель их – в одном случае успокоить ребенка, а в другом, наоборот, пробудить ребенка, научить его двигать ручками, ножками, пальчиками.

К игровому фольклору, относит все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии». Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевочные стихи, приговоры.

Назначение потешного фольклора – развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. В него входят голосянки, перевертыши, молчанки, скороговорки [8].

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Формирование правильной и четкой детской речи, это одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Осознавать значимость и серьезность проблемы формирования правильной речи должны и педагоги и родители.

Для закрепления звукопроизношения в речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи с успехом используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи. Справедлива мысль о том, что скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка [11].

Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщенный одинаковыми звуками. Скороговорки с большим успехом могут быть использованы:

  • для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти);
  • для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации;
  • для выработки отчетливой и внятной речи (дикции);
  • в качестве упражнений для тренировки и усовершенствования голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом (быстро, умеренно, медленно);
  • для работы над интонационной выразительностью речи: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.

Дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Г. Клименко утверждает, что при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы [6].

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальчиками, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока»). Часто в этих играх есть «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Загадки обогащают словарный запас детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [10].

А.П. Усова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи [12]. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи - описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. [4].

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

Существует разнообразие методик обследования произносительной стороны речи у детей. Например, можно взять за основу методики психолого-логопедического обследования Г.А. Волковой [2].

При логопедическом обследовании, изучается строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения, фонематического восприятия и просодической стороны речи.

Обследование артикуляционного аппарата начиналось с проверки строения всех его органов. При этом отмечалось наличие и характер отклонений в строении, в процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагалось по подражанию выполнить ряд упражнений.

При исследовании состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах – прямых, обратных и со стечением согласных звуков, в словах, в предложении и в самостоятельной речи.

Таким образом, определив уровень сформированности произносительной стороны речи, можно сформулировать условия реализации дифференцированного подхода в преодолении нарушений, например, использование малых фольклорных произведений для преодоления нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Основными задачами логопедической работы на занятиях являются: развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия; проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата; устранение неправильного звукопроизношения; развитие произносительной стороны речи. Развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия осуществляется в процессе специальных игр и упражнений сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще вводится в самостоятельную речь). Для выработки четких артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков, проводится артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения).

Как правило, упражнять ребенка необходимо в тех движениях, которые нарушены и тех, которые будут использоваться для постановки конкретных звуков. Устранение неправильного звукопроизношения осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Особое внимание на данных занятиях уделяется использованию детского фольклора: пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д. Эти произведения служат приемом, побуждающим детей к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, обостряющим наблюдательность при закреплении знаний; могут использоваться как игровой (занимательный материал), отвечающий возрастным потребностям детей [1].

Речевые упражнения, такие как загадки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, используются на различных этапах занятия. Например, психологический настрой, сообщение темы занятия, характеристика звука, автоматизация в слогах, в словах, во фразах, на этапе постановки звука. При этом обращается внимание детей на громкость и темп речи, на четкость и ясность произнесения слов (фраз), на правильность произнесения звуков.

Занятия можно построить таким образом, чтобы дети имели возможность поупражняться в правильном произношении сложных звуков сначала в изолированном виде, а затем и в предложении, учились в нужный момент изменять громкость голоса и темп речи, пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной, восклицательной интонацией. Последние умения требуются для построения связного высказывания [3].

Также, на занятиях детям предлагается произносить короткие рифмованные тексты, при этом важно произносить внятно, с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы: доступность содержания детям дошкольного возраста; познавательная и нравственная значимость; возможность совершенствования на их основе речевых умений, в том числе правильного звукопроизношения. Особое внимание уделять использованию на занятиях скороговорок и чистоговорок. Они способствуют формированию четкого произношения, умения пользоваться интонационными средствами выразительности. Методика работы со скороговоркой заключается в следующем: сначала ее произносил логопед, а дети внимательно слушали. Затем они повторяют скороговорку очень медленно, но не по слогам, постепенно убыстряя темп. На занятия подбираются скороговорки и чистоговорки так, чтобы они были максимально насыщены закрепляемым (дифференцируемым) звуком. Интересные возможности представляет работа со считалками, то есть короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи включает в себя: совершенствование слухового внимания, памяти, фонематического восприятия; развитие подвижности органов артикуляционного аппарата; устранение неправильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи. От того, насколько успешно и своевременно будет исправлено нарушение произносительных компонентов речи, в значительной степени зависит качество дальнейшего обучения ребенка.

Можно сделать вывод, что детский фольклор является одним из средств по преодолению нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / Г. С. Виноградов. – Иркутск, 1978. 153с.

2. Волкова Г. Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г. Л. Волкова. – СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993.

3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/ Н. Гавриш // Дошкольное воспитание.– 1991.– №6.

4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М., Просвещение, 1976.

5. Капица Ф. С. Колядич Т. М. Русский детский фольклор Учебное пособие для вузов/ Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Флинта: Наука, 2002.

6. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа)/ Г. Клименко // Дошкольное воспитание.– 1983.– №6.

7. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд./ А. И. Максаков. – М., 2005г.

8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие./ М. Н. Мельников. – М., Просвещение, 1987.

9. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. – М., Просвещение, 1966.

10. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – М., Просвещение, 1988.

11. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков / И. Г. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2002. 178с.

12. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова. – М., Просвещение, 1972. 130с.

13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М. Ф. Фомичева. – М., 1981.