Коррекция поведения ребенка
статья по коррекционной педагогике

Муниц Мария Семёновна

При помощи определенного набора методов психологического воздействия детский психолог старается изменить и по ходу работы исправить шаблон поведения ребенка.

К сожалению, все чаще современные дети подвержены различным психоэмоциональным отклонениям, которые могут проявиться в разном возрасте и выражаться в агрессивном поведении и неадекватной реакции на окружающих. В таких ситуациях требуется немедленная коррекция поведения ребенка. Под коррекцией понимают деятельность профильного специалиста, который сначала наблюдает за поведением ребенка, делая определенные выводы, а затем посредством консультирования, тренингов, ролевых и развивающих игр оказывает ребенку необходимую психологическую помощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_povedeniya_rebenka.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция поведения ребенка

При помощи определенного набора методов психологического воздействия детский психолог старается изменить и по ходу работы исправить шаблон поведения ребенка.

К сожалению, все чаще современные дети подвержены различным психоэмоциональным отклонениям, которые могут проявиться в разном возрасте и выражаться в агрессивном поведении и неадекватной реакции на окружающих. В таких ситуациях требуется немедленная коррекция поведения ребенка. Под коррекцией понимают деятельность профильного специалиста, который сначала наблюдает за поведением ребенка, делая определенные выводы, а затем посредством консультирования, тренингов, ролевых и развивающих игр оказывает ребенку необходимую психологическую помощь.

При помощи определенного набора методов психологического воздействия детский психолог старается изменить и по ходу работы исправить шаблон поведения ребенка.

В результате работы по коррекции агрессивного поведения у детей не только повышается адаптивность ребенка в обществе, но также снижается до нормального уровня агрессивность и психоэмоциональная нагрузка на детский организм.

Коррекция агрессивного поведения детей

С агрессивным поведением ребенка может столкнуться каждый родитель. Главное в такой ситуации проявить внимание и заботу, а не ответной агрессией и раздражительностью еще больше усугубить ситуацию. Детские психологи, работающие над коррекцией поведения ребенка, утверждают, что агрессивность – это не что иное, как защитная реакция детской психики на эмоциональную нестабильность и воздействие внешних отрицательных факторов.

Ребенок просто не может самостоятельно справиться с переизбытком накопившихся негативных эмоций, поэтому при помощи агрессивного поведения дает сигнал, в первую очередь своим родителям, о том, что он нуждается в помощи. Если в результате наблюдения за поведением ребенка вы отметили такие симптомы как излишняя тревога, раздражительность, возбудимость, несговорчивость, обидчивость, упрямство или же постоянную враждебность к окружающим, то, скорее всего ваш малыш нуждается в профессиональной помощи.

При нарушениях психоэмоциональной сферы ребенок может столкнуться с такими проблемами как:

Психологические травмы и отклонения, которые выражаются в эмоциональной нестабильности. В данном случае без коррекции поведения ребенок привыкает негативно воспринимать себя и окружающих, в итоге у него развивается неадекватная самооценка и повышается уровень раздражительности;

Отклонения поведенческого характера выражаются в наличии трудностей взаимодействия в социуме. Без соответствующей коррекции агрессивного поведения у детей развивается дезадаптация, а также отсутствует позитивная проекция на будущее. Другими словами, ребенок замыкается в себе и превращается постепенно в социопата;

Неврологические отклонения, возникающие и прогрессирующие на фоне других нарушений, например нарушенное внимание или слабая память, также могут стать сигналом для обращения к специалисту за коррекцией поведения ребенка.

Основные этапы и способы коррекции поведения ребенка

Пожалуй, главной целью наблюдения за поведением ребенка и его дальнейшей коррекции является развитие способности к адекватной оценке окружающей ситуации и способности к самоконтролю в будущем. В процессе работы по коррекции поведения ребенка специалист решает следующие задачи:

  • снижение уровня психоэмоционального напряжения;
  • обучение адекватной реакции на окружающих, техникам подавления гнева и самоконтролю;
  • снижение тревожности;
  • формирование позитивной оценки себя и окружающих.

В настоящее время самым действенным способом коррекции агрессивного поведения детей считаются индивидуальные и групповые занятия. На первоначальном этапе терапии детский психолог, осуществляя наблюдение за поведением ребенка, знакомится с ним ближе и пытается наладить контакт, чтобы снять напряжение в дальнейшем общении и заслужить доверие малыша. Далее для анализа отклонений в поведении ребёнка психолог использует опросники или тесты, в том числе изображения.

После того, как специалист собрал весь необходимый материал и проанализировал психоэмоциональное состояние ребенка, начинается непосредственно этап коррекции поведения. Практически все детские психологи полагают, что развивающие игры, а также групповая активность – это лучшие методы коррекции поведения ребенка. На заключительном этапе работы с эмоционально нестабильными детьми специалист анализирует результаты, полученные при проведении финального тестирования, и использует их при необходимости для составления программы дальнейшей индивидуальной терапии.

Для оценки успешности коррекции поведения ребенка используют беседы и так называемые рисуночные ассоциативные тесты. Эти средства помогают выявить уровень агрессивности, а также наличие или отсутствие негативной реакции у ребенка на окружающих его людей. Стоит отметить, что для достижения успешных результатов коррекция агрессивного поведения детей должна носить систематический, а не эпизодический характер.

Кроме того, психологическую помощь и поддержку ребенку во время работы по коррекции его поведения должен оказывать не только специалист, но и родители. В противном случае даже высококвалифицированный детский психолог не сможет добиться устойчивых результатов, а ваш ребенок будет и дальше страдать от эмоциональной нестабильности и психических отклонений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный план действий по коррекции поведения ребенка

Представляю разработанный для воспитателей план работы с ребенком старшего дошкольного возраста с девиантным поведением...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Что может быть лучше сказки для воспитания  ребенка!  Сказка всегда  рядом. Мы знаем их с детства. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек вх...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Слушание сказки выполняет важнейшую роль в развитии воображения. А воображение в свою очередь влияет на умственную деятельность ребенка, что отражается в дальнейшем на деятельности взрослого....

«Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка»

Использование сказок в психолого-педагогической коррекции поведения ребенка....