«Кейс кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

«Кейс кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия

для детей с ОВЗ.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Кейс кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия

для детей с ОВЗ.»

На сегодняшний день все и больше и больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, гиперактивных и невнимательных, моторно неловких и многое другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? 

Причин может быть много.

Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого и соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль: правое полушарие отвечает за воображение, оно позволяет человеку мечтать, фантазировать и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор; левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие у детей не сформировано?

Нарушения в работе межполушарного взаимодействия искажают познавательную деятельность ребёнка, что характерно для детей с ДЦП, ЗПР, ЗРР, РДА, синдром дефицита внимания, гиперактивностью и др. Ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи, асинхронно. Это проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности во всех видах деятельности, дефицитарности психических функций, своеобразии развития речи, нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, снижения слухоречевой памяти, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Существует ли универсальный метод, позволяющий раскрыть умственные возможности детей с ОВЗ?

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. 

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, наверное, сложны и финансово затратные?

В сборник «Кейс кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ» я включила игры и упражнения, которые педагог может организовать из имеющегося в его арсенале дидактического материала. Предлагаемые игры и упражнения вызывают интерес у ребенка и, при регулярном проведении, позволяют быстрее достичь поставленной цели. Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.

Упражнения с сенсорной коробкой

Оборудование: коробка с различным наполнением (шишки, морские камешки для аквариума, стеклянные камешки, сухофрукты, конструктор, крышечки, различные крупы и многое другое, что имеется в наличие).

1 вариант. Ребенку предлагаю из сенсорной коробки при  помощи деревянных ложек в правый контейнер положить левой рукой, а в левый контейнер – правой рукой. Постепенно увеличиваю расстояние между контейнерами.

2 вариант. Ребенку предлагается из сенсорной коробки выбрать конкретные предметы для каждой руки. Начинаю с двух видов предметов (круп), хорошо отличающихся друг от друга. Усложняю задание - положить в противоположную от руки контейнер.

3 вариант. Ищем нужный предмет с закрытыми глазами.

4 вариант. «Ищем клад». В контейнер кладу несколько мелких предметов (маленькие мячики, детали деревянных пазлов, крупные бусины и т.д.). Ребенок поочередно каждой  рукой достает предметы.

5 вариант. Как 1 вариант, но руки работают одновременно, не поочередно.

6 вариант. Сортировка. Можно добавить игровой контекст. Например, покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасоль. Слежу за тем, чтоб ребенок использовал обе руки поочередно.

Упражнения «Рисование двумя руками»

Наиболее доступный способ постоянной стимуляции правого и левого полушария - рисование двумя руками. Его мощный потенциал в течение последнего десятилетия привлек внимание многих исследователей и практиков в области педагогики и психологии. Использование методики рисования двумя руками в образовательном процессе  способствует повышению у детей концентрации внимания, развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной ориентации, активизацию его творческого потенциала.

Данное упражнение достаточно сложное, поэтому в моем арсенале имеются варианты разного уровня сложности.

1 вариант.  «Веселые дорожки». Ребенок проводит пальчиком или пуговкой (или крышечкой) по уже готовым линиям.

2 вариант. «Тренажер». Ребенку предлагаю взять карандаш или фишку и начать водить по линиям-желобкам.

3 вариант. «Обводилки». Посередине проводиться линия симметрии, она поможет художнику ориентироваться, ведь у каждой руки – собственная половина листа и они не должны друг другу мешать, а сам рисунок состоит из многочисленных точек по контуру.

4 вариант. Самостоятельное рисование- двуручное рисование без опоры на готовый рисунок лучше начинать с произвольного изображения каракулей, постепенно переходя к более сложному рисунку.

Упражнения для пересечения средней линии тела

Важное и полезное упражнение на пересечение средней линии тела - это воображаемая линия, которая проходит вертикально через тело и делит его на две части - левую и правую. Дети обычно используют левую руку, чтобы дотянуться до объекта слева. Как только они пересекут среднюю линию, они могут использовать правую руку, чтобы дотянуться до объекта.

1 вариант.   Правой рукой собирать предметы с левой стороны, а левой рукой – с правой. Правая рука собирает стаканы желтого цвета, а левая – синие. Стаканы расположены хаотично. При выполнении задания ребенку приходится пересекать среднюю линию тела.

2 вариант. Предметы, находящиеся слева  (синие колпачки) от ребенка, необходимо переместить на правую сторону. Аналогично с красными колпачками – справа перенести на левую сторону. Постепенно увеличиваю расстояние между колпачками и добавляю новое действие – хлопок или нажать на звонок. Колпачки можно заменить на природный материал.

3 вариант.   Усложненное задание. Ребенку предлагается сделать шаг, назвать животное, перенести шар. Следить, чтобы ребенок не перекладывал шар из руки в руку.

Упражнения для мозжечковой стимуляции

Развитие межполушарного взаимодействия достигается за счет одновременной тренировки и равноценного задействования в упражнениях обоих полушарий, распределения одинаковой нагрузки на правую и левую стороны руки/ноги/тела ребенка. Активизация мозжечка приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности.  

1 вариант. Ребенку необходимо встать и сойти с доски: спереди, сзади, с обеих сторон. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений.

2 вариант. Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать баланс, для чего он выравнивает положение своего тела относительно центра доски, рассчитывает ее колебательные движения, движения своего тела и т.д.

3 вариант. Далее ребенку необходимо выполнять различные упражнения с дополнительным инвентарем, балансируя на доске в положении стоя. Например, перебросить мешочек (мячик) из одной ладони в другую.

4 вариант. Ребенок, в положении сидя «по-турецки» или стоя, удерживая равновесие, выполняет различные задания, связанные с синхронизацией двигательных и когнитивными функций, а так же зрительно-моторной координацией.

Упражнения для мелкой моторики

Упражнение «Классики для пальчиков». Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки Ход: Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.

Упражнение  «Краски». Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Руку кладем на круг таким образом, чтобы каждый палец соответствовал одному из цветов палитры. Повторяем нужным пальчиком заданную последовательность цветов, указанных на прямоугольниках, приподнимая необходимый палец над палитрой.

Упражнение  «Мозаика по-новому». Ребенку предлагается выложить ряд из мозаики, но каждая рука выкладывает свой цвет со своей стороны. Руки работают одновременно. Если ребенку легко дается это упражнение, прошу ребенка рассказать стихотворение.

Реципрокные упражнения

Учитывая особенности двигательной сферы детей с ОВЗ упражнения делаю в следующей последовательности: симметрично, поочередно, реципрокно. Реципрокные движения -  это когда правая и левая сторона тела поочередно выполняют разнонаправленные движения.

1 вариант. «Кулак-ребро-ладонь». Для данного упражнения у меня имеются карточки символизирующие: кулак – круг, ладонь-прямоугольник, ребро – узкий  прямоугольник.  Ребенку необходимо выполнять одновременно двумя руками различные двигательные программы.

2 вариант. Задействую сенсорную систему  - ребенок прикасается к тактильным поверхностям, далее ему необходимо повторить разноплановую позу рук, изображенную на карточке.

3 вариант.  Одной рукой ребенок выполняет круговые движения (помогает ему в этом мяч), другой -  выполнят возвратно-поступательное движение.

Такое выполнение двигательных программ создает особую ситуацию конфликта, который влияет на конечный результат - на процессы межполушарного взаимодействия процедура проведения методики позволяет менять темп выполнения.

Сборник «Кейс кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ» может стать весьма эффективным составляющим в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Представленные  упражнения можно проводить как комплекс-занятие, так и включение разнообразных заданий во коррекционно-развивающую и образовательную деятельность детей в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток и т.п. Использование приёмов кинезиологической методики позволяет проводить занятие легко, непринуждённо в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

Фитотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия - как элементы коррекционно-развивающей работы логопеда....

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

В статье описаны некоторые нетрадиционные методы в коррекции речевых нарушений...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...