Эмоционально благоприятная атмосфера в группе
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кобзева Елена Викторовна

Современные технологии создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kobzeva_mo.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №8, воспитатель Кобзева Е.В., МО 05.02.2024г.

        Развивающее общение и рефлексивный круг  - эффективные технологии создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, как залог успешного развития ребенка.


        Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный климат. Замечено, что в группах, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, дети жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом.

        В условиях детского сада благоприятный климат в группе проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания, а также  во включении в общегрупповой процесс и т.д.

        Эмоционально-благоприятная атмосфера в группе зависит от многих факторов: это и развивающая предметная среда, и принятие каждого ребенка таким, какой он есть, и похвала, и обращение по имени, и добродушность воспитателя, отсутствие навязывания своей воли воспитателем, участие с детьми в совместной деятельности на равных,  ориентировка на индивидуальные особенности каждого ребенка, стремление всегда быть вместе с детьми, а не делать что-то вместо них, понимание, что ребенок нам ничего не должен, а это мы должны помочь ребенку стать ответственным и самостоятельным человеком.

        В руках воспитателя - эмоционально благоприятная атмосфера в группе. Фактически именно он создаёт определённый климат в группе.        

        Развивающее общение и рефлексивный круг  - эффективные и актуальные технологии создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а, следовательно, от нее зависит качество развития ребенка.

        Хотелось бы остановится на развивающем общении и рефлексивном круге - как очень актуальных и востребованных сейчас технологиях.        

        .

1. Развивающее общение.

        Согласно этой технологии взрослый просит детей высказывать свои чувства. Когда взрослый принимает чувства ребенка  и называет их, он оказывает ему большую услугу: знакомит ребенка с его же внутренней реальностью. И, как только мы озвучили чувства и присоединились к ним, ребенок соберет все силы, чтобы с ними справиться.

Основные принципы проведения технологии «Развивающее общение»

принимать все чувства ребенка;

прояснять эти чувства для осознания их ребенком;

не принимать отдельные действия ребенка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых;

говорить ребенку о своих чувствах, используя «Я - сообщение»;

вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми;

хвалить ребенка за сделанную работу через ее описание;

не давать ребенку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?»;

постоянно поддерживать позитивную инициативу ребенка;

стараться в любом режимном моменте предоставить ребенку возможность выбора.

Алгоритм построения развивающего общения. Чувства.

1. Назвать чувство.

Тебе обидно? Ты злишься? Ты…? До того момента, пока не будет угадано чувство. Это можно заметить по мимике и жестам человека. В тот момент, когда чувство будет угадано и  названо, – оно пропадет, растворится. Я тебя понимаю, тебе обидно, ты злишься…

2. Назвать действие. Описать его, то действие, которое  вызвало это чувство. И ТОЧКА. Дальше можно ничего не говорить. Пауза.

3. Что мы можем с этим делать? Выслушать ребенка, что он предлагает с этим сделать. Помочь ребенку (взрослому) конструктивно сформулировать алгоритм действий и слов, что делать.

ПРИМЕР

Для того чтобы работать с чувствами, воспитатель группы сначала записала на листке бумаги основные негативные чувства, которые дети испытывают в течение дня: злость, разочарование, сомнения, возмущение, обида, огорчение — и начала их использовать в беседе с детьми.

Так, одна девочка долго привыкала к детскому саду. В течение дня она вела себя хорошо, но когда приходило время ложиться спать в тихий час, она начинала громко плакать. Никакие уговоры не могли её остановить. Она отказывалась идти спать. Ей предлагали игрушки, порисовать, посмотреть книжки. Но ничего не помогало, слёзы текли рекой. Девочка не могла объяснить, что она хочет. И только после слов воспитателя «Ты, наверное, хочешь домой и очень соскучилась по маме» она перестала плакать. Воспитатель несколько раз повторила фразу, а потом добавила: «Давай помечтаем, как мама придёт за тобой вече-ром, а ты её обнимешь, и вы будете вместе».

Это один из примеров удачного применения технологии  «Развивающее общение».

Дары развивающего общения

1. Нормализует психологическое состояние ребенка.

2. Нормализует эмоциональный климат в группе , что позволяет включить ребенка в групповой процесс.

3. Дает возможность ребенку проявить индивидуальность.

4. Закладывает эмоциональные, нравственные, интеллектуальные основы здоровой личности.

5. Создает благоприятную атмосферу в группе, что является залогом успешного развития ребенка.

2. Рефлексивный круг

1) ежедневный утренний

2)Для разрешения проблемных ситуаций

(спонтанно возникающие и специально сконструированные)

        Для создания благоприятной атмосферы в группе такую технологию, рефлексивный круг необходимо проводить по определенным правила, и тогда она будет очень эффективной. В какой то мере технология рефлексивный круг относится к технологии развивающего общения, так как, проводя рефлексивный круг,  мы вызываем детей на чувства, и просим их проговорить их, присоединяемся к ним.

Использование речевок, утренних приветствий, в том числе с действиями:

1) Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

2) Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

3) Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

4) Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

5) Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване….. (про каждого ребенка по кругу)

 Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе)

        Использование игр на рефлексивном кругу, когда передается предмет (свечка на батарейках, или мяч и т.д.), или вымышленный предмет, и каждый ребенок, в руках которого оказывается предмет, говорит пожелание группе или комплимент, или комплимент товарищу, которому этот предмет передается). После таких замечательных приветствий и игр ссориться не хочется.

        Вопросы, задаваемые детям во время  "Ежедневного рефлексивного круга".

        Их можно поделить на несколько тем:

1) Чем мы сегодня будем заниматься?

2) Почему мы выбираем именно эту тему и проблему?

3) Что интересного произошло у нас в группе вчера?

4) Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? В кого добрым, заботливым?

5) Почему не удается соблюдать правила в группе?

6) Что делать, если хочется подраться?

7) Темы надели. Например, "Мой дом - детский сад".

8) Планирование деятельности на день, на неделю и т.д.

9) Обсуждение очередности и последовательности в деятельности.

ПРИМЕР

развивающего общения на рефлексивном круге.

        Шаг 1

        Описываю чувства, которые, по моему мнению, испытывает ребёнок.

Не боюсь ошибиться, дети легко поправляют, если называю что-то не точно.

        Шаг 2

        Описываю то, что вижу. Или прошу самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».

        Шаг 3

        Принимаю чувства ребёнка, сочувствую одному и другому. Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…»

        Шаг 4

        Прошу детей озвучить свои позиции друг другу. Предлагаю сказать одному из них: «Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторяю высказывания детей и уточняю, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

        Шаг 5

        Вопрос к детям: «А что мы с этим можем делать?»

        Шаг 6

        Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напоминаю

правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом. «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не

бросать друг в друга игрушки, спрашивать разрешения?»

        Шаг 7

Оставляю детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти

решение, которое устроит обоих. Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих».

        

Правила проведения  РК для взрослых

Рефлексивный круг проводится каждый день в удобное время (лучше с утра).

Круг начинается с речевки.

Время проведения: до 20 минут

Глаза ребенка на уровне глаз воспитателя

Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения  РК: приглушенный электрический свет, спокойная музыка, свеча (электрическая), мягкий предмет (мяч), которые дети предают по кругу, место проведения РК (ковер, подушки для мебели, круг на полу).

Нельзя оценивать высказывания детей.

Утренний круг всегда заканчивается вопросом к родителям через детей.

Если не знаешь, как реагировать на высказывания ребенка, спроси его о чувствах, покивай головой или скажи «Так бывает».

 Каждый круг заканчивается технологией "К родителям через детей",

 по которой дети должны задавать вопросы своим родителям по теме "прошедшего круга". Например: "Мама, тебя обижали в садике?", "Мама, какой новый год был у тебя в детском саду?".

Осуждать проблемы нужно в альтернативной, общей форме, не переходя на личности детей.  Например: "Давайте обсудим, кого можно назвать добрым человеком, а кого злым?". Если дети начинают переходить на личности "А у нас Ваня злой", необходимо сказать: "Мы сейчас не о Ване, а добре и зле".  Каждый ребенок на Ежедневном рефлексивном круге должен чувствовать свою защищенность.

Рефлексивный круг - это не занятие образовательной деятельностью.

Правила проведения  РК для детей

Правило поднятой руки.

Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.

Отвечать на тот вопрос, который задан.

Не повторять.

Если не хочешь, можешь не говорить.

        

Литература:

1. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/10/19/konsultatsiya-dlya-pedagogov-sozdanie-blagopriyatnoy, автор Кочеткова О.А.

2. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 320 с. — (Тропинки)., ISBN 978-5-360-09795-2

Авторы: Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая, Е. В. Брынцева, И. В. Гурьева, Н. И. Кузнецова, Е. Н. Лаврова, И. О. Левина, О. В. Максимова, С. В. Проскурина, О. А. Рахматулина,

В. А. Синицына, Л. М. Струкова, О. В. Сысоева, М. А. Чижикова, Л. В. Шестакова.

3. Развитие  социальных  компетенций  у  старших дошкольников в системе ДОУ: науч.-метод. пособие /под ред. С. В. Кривцовой. – АСОУ, 2013. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детского сада

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности...

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детского сада

Эмоционально благоприятная атмосфера в группе детского дошкольного учреждения очень важна для благополучия, психологического здоровья гармоничного развития детей. Воспитателю группы необходимо уметь с...

Консультация для родителей "Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе"

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности...

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

Для создания благоприятной атмосферы в группе воспитателю необходимо вложить свое педагогическое мастерство, актерские, творческие, организаторские спо...

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформулировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательност...

"Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе в период адаптации к ДОУ"

Публикая в сборнике научно - методических статей (2014 г.); сборник "наука, религия и искусство в психологическом познании человека" ( 2014г.)...

Создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе для детей раннего дошкольного возраста

Сообщение из опыта работы "Создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе для детей раннего дошкольного возраста" позволит создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для у...